Шор Иехошуа Хешл
ШОР Иехошуа (Осия) Хешл (1818, Броды, – 1895, там же), ученый, издатель и один из ведущих деятелей второго поколения Хаскалы в Галиции. Родившийся в богатой и влиятельной семье, Шор стал преуспевающим коммерсантом, однако значительную часть своего времени уделял изучению науки о еврействе. С юности под влиянием И. Эртера увлекся идеями Хаскалы. В молодые годы Шор переписывался с Ш. Д. Луццатто и позднее оказал ему денежную помощь в публикации некоторых его сочинений. В 1850-е гг. Ш. Луццатто порвал с Шором из-за радикализма его взглядов. Ранние произведения Шора, написанные на иврите, были опубликованы в переводе на немецкий в еврейских журналах в Германии. Первая значительная статья Шора, в которой он пытался сформулировать теоретические основы реформы еврейского религиозного закона, не отрицая, однако, его авторитета, была помещена в журнале И. М. Йоста «Израэлитише аннален» («Еврейские анналы»). В начале 1840-х гг. Шор много писал для выходившего в Германии журнала «Сион». В своих статьях Шор выступал с резкой критикой раввинской ортодоксии и был против любых уступок противникам Хаскалы. Так, он опубликовал в «Исраэлитише аннален» (№17, 1840) статью с критикой книги И. Б. Левинзона «Бет Иехуда» («Дом Иехуды», Вильно, 1839) за примиренческую позицию по отношению к раввинской ортодоксии.
Шор был издателем, редактором, а с 1861 г. и единственным автором ежегодника «Хе-халуц» (1851–87), органа радикальных кругов Хаскалы, требовавших общественных и религиозных реформ. В первом номере провозглашалось, что журнал «будет шествовать впереди народа для борьбы во имя религии и науки» против раввинов, которые «затемняют иудаизм, уродуют его учение». В 1879–84 гг. Шор сатирическими стихами принял активное участие в полемике между галицийскими маскилим и ортодоксальными кругами, против которых он неоднократно выступал также со страниц выходившего в Бродах ивритского журнала «Иври анохи». Шор вел переписку с ведущими еврейскими учеными своего времени, среди которых были А. Гейгер, А. Крохмаль (см. Н. Крохмаль), Л. Цунц и другие.
Сочинения Шора, отстаивающие необходимость религиозных и общественных реформ, включали как сатирические памфлеты, обвинявшие ортодоксальные круги в обскурантизме и невежестве, так и научные полемические работы, в которых он доказывал, что, поскольку талмудические и раввинистические законы — продукт своего времени, они не абсолютны. Он утверждал, что несмотря на историческое значение Талмуда установленные в нем законы отражают общественные и духовные условия прошлого и поэтому не могут считаться обязательными. Шор был одним из первых еврейских ученых, применивших критическую методологию к библейским текстам, чем вызывал возмущение в ортодоксальных кругах. Несмотря на резкую критику ортодоксальных кругов, Шор был решительным противником ассимиляции. Так, он возражал против обучения еврейских детей в общих школах, так как это ведет к забвению основ иудаизма. Для еврейских масс Восточной Европы Шор стал символом еретика; в этом качестве — как полувымышленный образ — он фигурирует в произведениях Ш. И. Агнона. Шор оказал влияние на целое поколение восточноевропейских маскилим (в частности, на М. Л. Лилиенблюма и И. Л. Гордона) и в какой-то мере на некоторых реформистских раввинов США (см. Реформизм в иудаизме).
Свою ценную библиотеку рукописей и первых изданий, равно как и свое значительное состояние он завещал Венской раввинской семинарии.