Штраус Оскар

ШТРА́УС Оскар (Straus, Oscar; 1870, Вена, – 1954, Бад-Ишль, Австрия), австрийский композитор и дирижер. Отец Штрауса, от которого он унаследовал любовь к музыке, умер, когда мальчику было шесть лет. Штраус воспитывался в семье брата матери, Альфреда Штерна, видного финансиста (см. Финансы). Штраус с детских лет сочинял музыку и с 17-летнего возраста по рекомендации И. Брамса, который был другом семьи, занимался у Г. Греденера в Вене. С 1891 г. продолжил музыкальное образование в Берлине у М. Бруха. На Штрауса большое влияние оказали И. Брамс, Л. Делиб и И. Штраус (сын).

В 1893–99 гг. Штраус работал дирижером в музыкальных театрах Австро-Венгрии и Германии; в Гамбурге он был ассистентом у Г. Малера, которым глубоко восхищался. К этому периоду относится ряд оркестровых, инструментальных и вокальных сочинений Штрауса.

В 1894 г. в Пресбурге (ныне Братислава) была поставлена первая комическая опера Штрауса «Кордовский мудрец». С 1900 г. Штраус работал пианистом в берлинском кабаре «Убербретл», которое приобрело огромную популярность благодаря его песням (особенно «Музыка приходит» и «Веселый муж»). Кроме лирических и политических песен (около 500) Штраус написал в 1900-х гг. увертюру для оркестра «Жизнь — мечта», балет «Коломбина», ряд оперетт.

Вернувшись в Вену, Штраус предпринял попытку отойти от шаблонного развлекательства так называемой венской оперетты. Опираясь на опыт Ж. Оффенбаха, он написал оперетту «Веселые нибелунги» (1904) — музыкальную пародию на оперы В. Р. Вагнера и вагнерианцев. Критики оценили остроумие и изобретательность музыки Штрауса, но у публики оперетта не имела успеха, а в провинции была даже освистана ультрапатриотическими зрителями. Большой успех принесла Штраусу оперетта «Грезы» (1907), один из наиболее удачных образцов лирического «венского стиля», в которой присутствовали и элементы политической сатиры. Оперетта «Храбрый солдат» (1908; в ряде стран шла под названием «Шоколадный солдат») по мотивам пьесы Б. Шоу «Оружие и человек», не только пользовалась мировой популярностью, но заслужила признание таких профессионалов, как А. Шёнберг и Дж. Гершвин. Продолжая активно работать в жанре оперетты, Штраус стремился не замыкаться в нем. Среди его произведений в других жанрах — комическая опера «Долина любви» (1909), концерт для фортепиано с оркестром (1909), балет «Принцесса Трагантская» (1912) и другие.

После Первой мировой войны Штраус переехал в Берлин. В 1920-х гг. он получил признание как дирижер и продолжал писать оперетты; наиболее известная из них — «Последний вальс» (1920). В 1930 г. Штраус побывал в Голливуде, где написал музыку для фильма Э. Любича (см. Кино. Вклад евреев в мировое кино) «Грезы вальса». Вскоре после прихода А. Гитлера к власти Штраус переехал в Бад-Ишль (Австрия). Среди работ этого периода наиболее примечательна оперетта «Три вальса» (1935), где использованы мелодии И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына. После аншлюса композитору пришлось эмигрировать. В 1939 г. он поселился во Франции, где был награжден орденом Почетного легиона и вскоре получил французское гражданство.

В 1940 г. Штраус уехал в США. Несмотря на преклонный возраст, он сохранял необычайную работоспособность, писал музыку для кино и дирижировал. В 1948 г. Штраус вернулся в Европу. В том же году состоялась премьера его оперетты «Музыка возвращается», прошедшая с огромным успехом. Всемирной известностью пользовалась музыка Штрауса к фильму «Ла-Ронд» (1950, по произведению А. Шницлера). Песня из этого фильма (как нередко бывало и с другими сочинениями Штрауса) стала шлягером.

Смотрите также

Шарон

Шварц-Барт Андре

Шимшон

Шмерук Хоне

Шницлер Артур