Эдирне

ЭДИ́РНЕ (Адрианополь), город на северо-западе (в европейской части) Турции в долине реки Марица (в 4 в. до н. э. – середине 2 в. до н. э. — колония Древней Македонии, со второй половины 2 в. до н. э. до конца 4 в. н. э. — под властью Рима, в конце 4 в. – до середины 14 в. — в составе Византии, с 1360-х гг. — в составе Турции).

Отдельные евреи жили в Эдирне в первой половине 4 в., но первое достоверное свидетельство о проживании евреев в городе относится к 384 г. — периоду правления Феодосия I Великого, последнего римского императора (в 379–395 гг.) до разделения Римской империи на две части. В византийскую эпоху евреи Эдирне занимались шелкоткачеством, крашением тканей, обработкой кож и изготовлением кожаных изделий, торговлей текстилем. Евреи Эдирне, как и всей Византии, пострадали во время религиозной борьбы в 8–10 вв. Евреев активно преследовали как иконоборцы, так и иконопочитатели (см. Византия). Преследование евреев и крещение насильственное продолжались в эпоху крестовых походов. Это нашло отражение в еврейской легенде о местном пономаре, который пытался обвинить евреев в ритуальном убийстве (см. Кровавый навет). В 11 в. в Эдирне была построена синагога (сгорела в 1905 г.). В византийский период в Эдирне была образована сильная и влиятельная караимская община (см. Караимы), которую создали переселенцы из Крыма.

В 1349 г. после изгнания евреев из Венгрии многие евреи поселились в Эдирне, но в целом еврейское население Эдирне сокращалось, так как многие состоятельные евреи уезжали в прибрежные города из-за чрезмерных поборов со стороны администрации, а также из-за религиозных преследований. Еврейское население города помогало войскам турецкого султана Мурада I, завоевавшего Эдирне в 1361 г. (или 1362 г., или 1363 г.); город стал столицей Османской империи, и начался стремительный рост численности еврейского населения. В 1376 г. в Эдирне прибыла большая группа евреев, изгнанных из Венгрии. После изгнания евреев из Франции в 1394 г. многие изгнанники поселились в Эдирне. Евреи активно поддерживали Османскую империю в ее завоевательной политике и присоединялись к турецкой армии, вступая в отряды, в которых служили немусульмане.

После переноса столицы в Эдирне местные евреи обращались к евреям других стран мира, где они подвергались преследованиям, с призывом переселяться в Эдирне. Мурад I предоставил раввину Эдирне судебную и административную власть над всеми еврейскими общинами Османской империи. Еврейское население города несколько сократилось после того, как в 1453 г. турки завоевали Константинополь (см. Стамбул), который стал новой столицей империи, и некоторые богатые еврейские семьи переселились в столицу. Но еврейская община Эдирне восстановила свое значение и резко увеличила свою численность после переселения в Эдирне евреев из различных европейских стран. Так, во второй половине 15 в. в Эдирне переселились евреи из Германии, построившие в городе синагогу. Многие потомки переселенцев носили фамилию Ашкенази.

В конце 15 в. – начале 16 в. в Эдирне прибыло большое число евреев из Италии, построивших в городе свои синагоги. Самой большой группой еврейских иммигрантов, с деятельностью которой связан расцвет еврейской общины и всего города, стали евреи из Испании, изгнанные в 1492 г., и из Португалии, изгнанные в 1497 г. Новые жители построили в Эдирне ряд синагог, в названиях которых отразились географические районы, откуда приехали новые иммигранты, например, «Арагон», «Каталония», «Майорка», «Толедо». В 15 в. в Эдирне была основана иешива, которая благодаря крупным ученым, приехавшим из Испании, приобрела широкую известность, поэтому туда поступали учиться евреи из разных стран. В Эдирне жили: Иосеф бен Эфраим Каро, создавший здесь свой труд «Бет-Иосеф»; сын известного историка Шломо Ибн Верги, завершивший и издавший книгу отца «Шевет Иехуда» (о преследовании евреев в эпоху Второго храма), и многие выдающиеся каббалисты (см. Каббала). В иешиве Эдирне изучали и некоторые светские науки, например, медицину. В городе жили выдающиеся еврейские врачи, например, Якуб-паша, личный врач султана Мехмеда II (в 1451–81 гг.), выполнявший ряд важных дипломатических поручений султана. Большое число переехавших в Эдирне сефардов, богатых и образованных, культурно ассимилировали романиотов и ашкеназов — все они перешли в быту на еврейско-испанский язык (джудесмо) и в богослужении стали использовать литургию сефардов.

Приезд в Эдирне большого числа известных раввинов из Испании привел к сближению между караимами и евреями-раббанитами. Ученые раввины брали себе в ученики караимов, некоторые из них стали известными караимскими учеными. Одним из них был Элияху бен Моше Башьяци (умер в 1490 г.), наиболее известный караимский ученый своего времени, составивший свод законов «Аддерет Элияху» («Облачение Илии») — караимский аналог Шулхан аруха. В 15–16 вв. караимская община в Эдирне находилась в состоянии упадка. К началу 20 в. в Эдирне не осталось караимов.

В 1529 г. Эдирне посетил Шломо Молхо. Его проповеди произвели большое впечатление на многих евреев города, которые начали разделять его мессианские чаяния (см. Мессианские движения). В 15–18 вв. среди евреев Эдирне было много купцов и ремесленников. Приехавшие из Испании, Германии и других стран создали в Эдирне десятки ткацких мастерских, сыроварен, мастерских по изготовлению огнестрельного оружия. В Эдирне было много евреев-ювелиров, стеклодувов. Некоторые из этих видов деятельности были раньше неизвестны в Турции. Еврейские купцы играли значительную роль в международной торговле. Многие крупные торговые фирмы в Европе, принадлежавшие христианам и евреям, назначали своими представителями в Эдирне местных евреев. В 1554 г. еврейские купцы из Эдирне в ответ на преследования евреев в Папской области, во время которых в Анконе на кострах было сожжено 25 марранов, стали вести торговлю через порты, находившиеся вне Папской области.

Движение Саббатая Цви имело многочисленных последователей в Эдирне. В сентябре 1666 г. в Эдирне состоялся суд султана, во время которого Саббатай Цви заявил, что он принимает ислам. В 1666–72 гг. он жил здесь вместе с женой и группой последователей, также принявших ислам. Здесь его посещали его последователи, которые остались верны саббатианству и после принятия им ислама, в том числе Натан из Газы. Но большинство населения Эдирне осталось приверженным иудаизму и выступило против саббатианства. С саббатианством активно боролись раввины из Эдирне: Аврахам Амиго, Илия и Я‘аков Овадия, Аврахам Магарисса, Я‘аков Данон.

В 18–19 вв. главными раввинами Эдирне были представители двух семей: Бемойрас и Герон. Крупнейшими представителями семейства Бемойрас были Менахем I бен Ицхак (1660–1728), Мордехай I (?–1740) — автор книги «Маамар Мордехай» («Летопись Мордехая»), Мордехай II Халеби (умер в 1821 г.). Членами этой семьи были два известных автора раввинских текстов, не занимавших пост раввина: один из них был Шломо — автор работ «Михтав Шломо» («Послание Шломо») и «Хешек Шломо» («Все, что Соломон желал построить»). Наиболее видными представителями семейства Герон были: Рафаил Я‘аков Аврахам I (умер в 1751 г.), автор сочинения «Иттур софрим» («Украшение пишущих»); Элкалаим (умер в 1800 г.); Якир (умер в 1817 г.), Я‘аков Аврахам — автор работы «Авир Я‘аков» («Сильный Я‘аков»), Мордехай (умер в 1889 г.).

В конце 17 в. – первой половине 19 в. положение евреев Эдирне ухудшилось. Тяжелые и продолжительные войны, которые вела Турция с Венецианской республикой, позже — с Австрией и Россией, привели к нарушению экономических связей и хозяйственному упадку. Поражения в войнах усилили политическую нестабильность в империи. С евреями стали успешно конкурировать армянские и греческие купцы и ремесленники, которым покровительствовали христианские государства. Политическая нестабильность привела к тому, что даже султаны, благожелательно относившиеся к евреям, не могли их защитить от произвола местных властей и вымогательства янычар (особые части турецкой армии). Такое положение привело к прекращению иммиграции в Турцию и к выезду многих евреев (особенно представителей зажиточных слоев и выпускников иешивы) из Эдирне в различные европейские страны. Евреи Эдирне должны были платить налоги государству как немусульманское население со статусом зимми (например, баш харадж — ежегодная подушная подать). Налоги платили в основном богатые еврейские семьи, давно проживавшие в Эдирне; общинное руководство использовало значительную часть собранных средств для нужд еврейской общины, для помощи нуждающимся евреям, число которых в 18–19 вв. возросло.

В 1873 г. в Эдирне проживало около двенадцати тысяч евреев, в 1911 г. — семнадцать тысяч, в 1914 г. — двадцать восемь тысяч. Еврейская община Эдирне продолжала оставаться одной из основных еврейских общин в Турции, ее представители входили в число выборщиков хахам-баши (верховного раввина). Изменение в турецком обществе в период танзимата (см. Турция. Период упадка Османской империи 17 в. – начала 20 в.) привели к большим изменениям в структуре еврейской общины. К руководству общиной в Эдирне пришли представители интеллигенции, государственные служащие. При большой финансовой и организационной помощи Альянса в Эдирне было открыто несколько школ: мужская школа Альянса, в которой обучалось 380 учеников, женская школа Альянса (470 учениц). В 1867 г. Альянсом было основано училище для мальчиков (в 1897 г. — 305 учеников). Функционировали талмуд-тора (в конце 19 в. — 830 учеников), частное училище «Тиф’ерет Исраэль» (около 200 учеников). В развитии системы современного еврейского образования в Эдирне большую роль сыграл Ж. Халеви (см. Иосеф Халеви), преподававший в различных еврейских школах. В Эдирне выходили разные еврейские периодические издания на джудесмо и иврите, в том числе газета «Карми» (1871–81) и исторический журнал «Иосиф ха-да‘ат», издателем которого был ученик Ж. Халеви А. Данон (1857–1925). Авторами журнала были члены группы «Доршей Хаскала».

Некоторые евреи Эдирне играли активную роль в бурной политической борьбе в Турции в начале 20 в. Так, Бхор Хаим бен Моше Бежерано (1846?–1931), с 1908 г. — главный раввин Эдирне, был членом тайного комитета «Единение и прогресс», осуществившего в 1908 г. в Турции государственный переворот (так называемая революция младотурок).

Евреи Эдирне пострадали от кровавого навета, возведенного армянами. В 1871–72 гг. евреи, как и все жители Эдирне, переживали большие лишения во время осады города болгарскими войсками в ходе 1-й Балканской войны (осада продолжалась с 27 октября 1912 г. по 26 марта 1913 г.). После взятия города болгары устроили еврейский погром. Положение евреев улучшилось после того, как по Константинопольскому договору (1913), завершившему 2-ю Балканскую войну, Эдирне вновь отошел к Турции.

После Первой мировой войны происходило резкое сокращение численности еврейского населения Эдирне. Так, в 1922 г. в Эдирне проживало тринадцать тысяч евреев, в 1927 г. — шесть тысяч, в 1943 г. — около двух тысяч. В 20 в. Эдирне превратился в небольшой провинциальный город, ухудшилось экономическое положение, усилился антисемитизм, как и во всей Турции (в 1930-х гг., во многом под влиянием нацистской Германии). В 1934 г. в Эдирне произошел новый погром. Евреи уезжали в Эрец-Исраэль, США, Грецию (Салоники). Переселившиеся в Стамбул евреи Эдирне построили свою синагогу. В 1965 г. численность еврейского населения Эдирне составляла около четырехсот человек. В 1950–1970-х гг. в Эдирне функционировали ассоциации «Махзикей Тора», «Озер даллим», занимавшиеся еврейским воспитанием, поддержкой синагог, оказанием помощи нуждающимся.

Смотрите также

Эврон

Эдельс Шмуэль Эли‘эзер бен Иехуда ха-Леви

Экономика. Экономика евреев в 17–18 вв.

Эли‘эзер бен Иоэль ха-Леви

этнография