Эйдельман Натан
ЭЙДЕЛЬМА́Н Натан Яковлевич (1930, Москва, – 1989, там же), историк, литературовед, писатель. В 1952 г. Эйдельман окончил исторический факультет МГУ. Преподавал историю в вечерней школе в Москве, затем работал в Московском областном краеведческом музее в должности научного сотрудника. В 1965 г. Эйдельман защитил кандидатскую диссертацию «Тайные корреспонденты “Полярной звезды”» (опубликована М., 1966). Основная область научных интересов Эйдельмана — история русской культуры и общественное движение в России 18–19 вв. Будучи прекрасным знатоком архивов, Эйдельман ввел в научный оборот многие неизвестные ранее или забытые архивные источники.
Одним из главных направлений научной деятельности Эйдельмана была история движения декабристов. Наиболее известная книга Эйдельмана «Лунин» (М., 1970) вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Декабристам были посвящены также книги Эйдельмана «Апостол Сергей. Повесть о Сергее Муравьеве-Апостоле» (М., 1982) и «Первый декабрист» (М., 1990, о В. Ф. Раевском). Эйдельмана интересовали проблемы взаимодействия истории и литературы в России, поиски прототипов героев литературных произведений: «Пушкин и декабристы» (М., 1979), «Обреченный отряд» (М., 1987).
Работам Эйдельмана свойственно особое внимание к нравственной тематике. Его герои — А. Герцен, С. Муравьев-Апостол, С. Лунин — посвятили себя борьбе за свободу России, многие их мысли были актуальны в условиях советской действительности, что Эйдельман прекрасно умел подчеркивать. Видимо, эта черта дарования Эйдельмана сыграла определенную роль в том, что его работы были невероятно популярны среди оппозиционно относившейся к коммунистическому режиму интеллигенции. Этому способствовали особая увлекательная манера письма Эйдельмана, как бы вводившая читателя в атмосферу научного поиска, хороший литературный язык. Кроме того, Эйдельман обращался ко многим загадочным эпизодам российской истории. Некоторым работам Эйдельмана, написанным в жанре научной прозы, была присуща определенная поверхностность, к недостаткам его творчества можно отнести также повторяемость тем и сюжетов.
Эйдельман участвовал в подготовке издания памятников русской вольной печати. Опубликовал большое количество статей в научных изданиях и популярных газетах и журналах. В конце 1989 г. работал в Институте истории Советского Союза АН СССР. Написал также книги: «Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России 18–19 вв. и Вольная печать» (М., 1973), «Герценовский “Колокол”» (М., 1963), «Прекрасен наш союз» (М., 1980), «Александр Радищев. Рассказ о жизни-подвиге русского революционного мыслителя» (М., 1983), «Революция сверху в России» (М., 1989), «Из потаенной истории 18–19 вв.» (М., 1993).
Эйдельман с особым вниманием относился к среде, в которой жили герои его книг, к родственным, семейным связям. В круг насущных интересов историка входили и проблемы национальных отношений. Так, проблемам русско-кавказских культурных связей, роли, сыгранной Кавказом и кавказскими народами в жизни и творчестве А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Одоевского, посвящена книга «Быть может, за хребтом Кавказа» (М., 1990). В то же время проблемы русско-еврейских отношений, еврейская тема никогда не привлекали внимание Эйдельмана, она полностью отсутствует в его произведениях, хотя еврейский вопрос волновал многих героев его книг, в том числе декабристов, А. Герцена, Л. Толстого. Подобное замалчивание у Эйдельмана во многом связано с официально принятыми в эти годы установками, однако даже в этих условиях заметно некоторое нарочитое нежелание затрагивать еврейскую тему.
Еврейский вопрос Эйдельман затронул, однако, в переписке с известным писателем В. Астафьевым. В августе 1986 г. Эйдельман написал открытое письмо, в котором обвинял Астафьева в нелюбви к инородцам, евреям и грузинам. В. Астафьев, в свою очередь, в ультраантисемитском духе обвинил Эйдельмана в написании «черного» письма, «переполненного не просто злом, а перекипевшим гноем еврейского высокоинтеллектуального высокомерия». Во втором письме Астафьеву Эйдельман писал: «В диких снах не мог вообразить в одном из властителей дум столь примитивного животного шовинизма, столь элементарного невежества». В письмах, написанных в защиту демократических, гуманистических традиций русской культуры, Эйдельман, однако, придерживается определенных антиеврейских предрассудков. Например, один из его главных критических выпадов против В. Астафьева таков: «Несколько раз елейно толкуя о христианском добре, Вы постоянно выступаете неистовым — “око за око” — ветхозаветным евреем». В начальный период так называемой гласности эта переписка привлекла большое общественное внимание. Эйдельман способствовал ее распространению в самиздате (впоследствии была опубликована в журнале «Даугава», №6, 1990).