эксиларх

ЭКСИЛА́РХ (на арамейском רֵישׁ גָּלוּתָא, реш галута, на иврите רֹאשׁ הַגּוֹלָה, рош ха-гола, רֹאשׁ גָלוּת, рош галут, `глава пребывающих в изгнании`), должность светского главы еврейской общины в Вавилонии (см. также Ирак). На основании II Ц. 25:27 и I Хр. 3:17 мидраш Седер Олам Зута (см. Седер Олам) относит возникновение этой должности ко времени изгнания иудейского царя Иехояхина (см. также Пленение вавилонское), то есть к 6 в. до н. э., однако эта традиция не имеет документального подтверждения. Исторические источники о жизни евреев в парфянской Вавилонии 1 в. н. э. позволяют предположить существование там эксиларха, однако сообщение Иосифа Флавия о кратковременном (около 20–35 гг.) существовании в Вавилонии «государства» под властью братьев-евреев Анилая и Асиная указывает, что это не была еврейская власть, официально признанная царем. Поэтому представляется возможным, что официальное создание должности эксиларха относится ко времени административных реформ Вологаза I (умер в 79 г.). Поскольку евреи играли важную роль в политической жизни Ближнего Востока — не только в Вавилонии, но и в Эрец-Исраэль, Армении, Адиабене и ряде других мест, — парфянский режим был заинтересован в создании лояльной ему еврейской администрации, что способствовало бы как поддержанию внутренней стабильности Парфянской империи, так и возникновению пропарфянских настроений среди многочисленного в пограничных с Парфией римских провинциях еврейского населения, антиримские настроения которого резко усилились после разрушения римлянами Иерусалимского храма (70 г.). Парфянская политика по отношению к евреям скоро оправдала себя: евреи и в следующем столетии были наиболее лояльными сторонниками Парфии в ее борьбе с Римом, а мессианские круги (см. Мессия) в Иерусалиме были готовы выступить против римской власти в сотрудничестве с Парфией.

Первые четкие указания о существовании эксиларха относятся к середине 2 в. Так, в талмудических сообщениях (Бр. 63а; ТИ., Санх. 1:2, 19а; ТИ., Нед. 6:13, 40а) о введении в Вавилонии в 145г. Хананией (племянником Иехошуа бен Ханании) календаря упоминается местный еврейский глава — Ахия по одной версии, Нехунион — по другой. Однако впервые титул реш галута прилагается в Талмуде к рабби Хуне (последняя треть 2 в. – начало 3 в.; ТИ., Кт. 12:3, 35а; ТИ., Кил. 9:3, 32б и др.). Иехуда ха-Наси утверждал, что если бы рабби Хуна прибыл в Эрец-Исраэль, он получил бы первенство, поскольку был потомком Давида по мужской линии, а сам Иехуда происходил от Давида по женской линии. Таким образом, по всей видимости, еврейская светская власть существовала последние полтора столетия парфянского господства в Вавилонии.

После прихода в 224 г. к власти Сасанидов еврейская администрация продолжала функционировать как и ранее (Бр. 58а). Сасаниды, однако, надеялись заставить своих подданных принять маздеизм. Поэтому в первые два десятилетия сасанидского правления евреям Вавилонии было затруднительно определиться в отношении к новым правителям.

Шапур I (242–272) занял более терпимую религиозную позицию и принял меры для сближения с еврейской общиной. Еврейским властям вновь были даны официальные права при условии, что они будут признавать законы, преследующие общегосударственные интересы, в первую очередь, законы, касающиеся владения землей и налогов. Этот компромисс, сформулированный Шмуэлем Ярхина‘а как галахический принцип (см. Галаха) дина де-малхута дина, лежал в основе отношений между сасанидскими правителями и еврейскими властями, которые (с несколькими короткими перерывами) беспрепятственно управляли делами еврейской общины на протяжении следующих 400 лет.

Взгляды раввинов 3 в. на институт эксилархата были различны. В начале века раввинистические авторитеты общины подчинялись эксиларху. Так, эксиларх обязал Раву регулировать рыночные цены, хотя тот считал, что эта обязанность не входит в его функции. Раввины чаще всего тесно сотрудничали с эксилархом, поддерживая его авторитет как противовес центростремительным тенденциям ассимилированной еврейской землевладельческой знати. Однако к концу 3 в. между эксилархом и определенными раввинскими кругами возник конфликт. Власть эксиларха основывалась на его происхождении из рода Давида, от него не требовалось обучаться в раввинских академиях (см. Иешива) или соблюдать галахические законы, в то время как раввины считали себя хранителями Божественного откровения Моисею. В 275 г. Генива, ученик Равы, столь сильно досаждал эксиларху, что тот обратился за советом в Эрец-Исраэль к законоучителю Эл‘азару бен Пдату. Тот посоветовал набраться терпения. Вскоре после этого Генива был казнен сасанидскими властями. Генива так интерпретировал Пр. 8:15: лишь те, кто владеет знанием Торы, могут стоять у власти, из чего следует приоритет раввинов перед эксилархом. В конце 3 в. Иехуда бар Иехезкель основал иешиву-академию в Пумбедите, и в течение первых 50-ти лет ее существования главы академии (см. Гаон) стремились сохранять независимость от эксиларха, получая деньги на содержание учреждения из особого фонда.

Раввинистические авторитеты вавилонской общины также утверждали, что раввины должны быть освобождены от подушного налога сасанидскими властям, что было равносильно требованию к эксиларху взыскивать совокупную сумму подушного налога на раввинов со всей общины. Эксиларх отказывался от выполнения этого требования, что влекло за собой новые трения между светской еврейской администрацией и раввинскими кругами. К середине 4 в. академию в Пумбедите, которую в это время возглавлял Рава, опекал эксиларх.

В 470 г., во время гонений царя Пероза (459–484) на христиан и евреев, был казнен эксиларх Хуна V, и в течение некоторого времени должность эксиларха оставалась незанятой. В период, предшествовавший воцарению Хосрова I (531–579), в стране был административный хаос, экономический упадок, случались антиеврейские выступления, и упорядоченная смена эксилархов несколько раз нарушалась. Однако с воцарением Хосрова положение эксиларха было восстановлено.

Первым эксилархом арабского периода был Бустанай, основатель новой династии эксилархов. Эксилархи этого периода поддерживали тесные связи с главами иешив Суры и Пумбедиты и заботились о финансировании этих иешив, в том числе сбором средств по всей диаспоре. Шломо бен Хисдай, эксиларх в 733–759 гг., правнук Бустаная по линии его еврейской жены, сам был ученым. Хотя должность эксиларха была наследственной, ее не всегда занимал старший сын предыдущего эксиларха. На пост обычно выбирали одного из членов семьи, который наиболее подходил к должности как с точки зрения глав иешив, так и еврейских коммерсантов, обладавших влиянием при дворе халифа (см. также Придворные евреи). Таким образом сложилась ситуация, при которой эксиларх и главы Сурской и Пумбедитской иешив зависели друг от друга: выбор одного из них требовал согласия остальных.

Раскол между караимами и раббанитами подорвал статус эксиларха и привел к ограничению их полномочий. Халиф ал-Мамун (813–833) согласился на требование караимов признать их главу в качестве наси их общины, а в 825 г. издал указ, согласно которому любые 10 человек — евреи, христиане или зороастрийцы — обладали правом создать собственную общину и избрать себе главу. Возможно, этот указ был результатом борьбы за пост эксиларха между Давидом бен Иехудой и Даниэлем после смерти Искоя II, когда сторонники обоих претендентов обратились к халифу с просьбой быть их арбитром. Начиная с этого времени эксилархи были вынуждены делить свою власть и все денежные поступления с главами иешив, а их право налагать наказание было ограничено.

В споре о денежных поступлениях эксилархов и глав иешив последние одержали верх. Эксиларх Укба попытался присвоить ту часть налогов с еврейской общины Хорасана, которая до того шла на нужды иешивы Пумбедиты. Глава иешивы получил поддержку со стороны влиятельных еврейские финансистов, и в 913 г. халиф изгнал Укбу — сначала в Керманшах, а затем в Кайруан, где местная еврейская община встретила его с величайшим почетом. Должность эксиларха оставалась незанятой четыре года, пока, наконец, под давлением общины на нее не был назначен племянник Укбы Давид бен Заккай (918–940). Он был сильной личностью и настоял на праве эксиларха назначать глав иешив по собственному усмотрению. Чтобы поднять престиж иешивы в Суре, он в 928 г. назначил ее главой Са‘адию Гаона, взяв с него обещание не участвовать в интригах против него и повиноваться его решениям. Однако Са‘адия Гаон стремился добиться независимости от эксиларха и иметь право голоса в вопросах светского характера. Конфликт между Давидом и Са‘адией начался, когда Са‘адия отказался утвердить юридическое решение Давида, хотя глава Пумбедитской иешивы уже утвердил его. Давид наложил на Са‘адию херем и назначил главой иешивы Иосефа бен Я‘акова бар Сатию. Са‘адия, со своей стороны, наложил херем на Давида и назначил эксилархом брата Давида, Иошию. Халиф поддержал Давида, и Са‘адия был вынужден оставить свой пост; однако в 937 г. Давид и Са‘адия примирились и последний вновь возглавил Сурскую иешиву.

В целом между эксилархом и главами иешив существовало разделение функций. Исключение составлял Хезекия бен Давид (около 1021–1058 гг.): будучи эксилархом, он в 1038 г. стал главой Пумбедитской иешивы (после смерти Хая бен Шриры) и занимал эту должность до конца жизни. В результате конфликта с гаоном Шмуэлем бен Али (умер в 1194 г.) эксиларх Даниэль бен Хисдай (1150–1174) открыл иешиву в Багдаде, независимую от гаона. Когда Даниэль бен Хисдай умер, не оставив наследников, пост эксиларха стали оспаривать два претендента — Давид и Шмуэль. Гаон Шмуэль бен Али поддержал Шмуэля, потребовав в обмен на поддержку передачи ему ряда полномочий, традиционно принадлежавших эксиларху. С этого времени большинство полномочий эксиларха было передано в руки глав иешив.

Назначение эксиларха сопровождалось торжественной церемонией (ее описание сохранилось) и народным празднеством, кульминацией которого была субботняя литургия (см. Суббота), в честь новоназначенного эксиларха исполняли гимны, особые благословения и пиюты. Новый эксиларх сам произносил проповедь или поручал это главе иешивы. Хаззан склонял перед ним свиток Торы, в то время как собравшиеся опускались на колени. Эксиларху дарили подарки. Празднество длилось семь дней, в течение которых эксиларх принимал в своем доме всех желающих посетить его. Евреи видели в институте эксилархата осуществление библейского стиха: «Не отойдет скипетр от Иехуды и законодатель от чресел его» (Быт. 49:10).

В упоминаниях арабских хронистов института эксилархата подчеркивается, что необходимое условие для занятия поста эксиларха — это происхождение от царя Давида. Еще в раннюю эпоху ислама аристократический и наследственный характер эксилархата глубоко впечатлил шиитов, и они находили сходство эксиларха с имамом и института эксилархата со своей теорией законного халифата. Бируни (умер в 1048 г.), а за ним и другие арабские авторы считали эксиларха главой всех евреев мира.

Мусульманские правители давали эксиларху такой же статус, что и главе несторианской общины католикосу. Хотя грамоты о назначении эксиларха не сохранилось, об их содержании можно судить на основании аналогичного документа, выданного несторианскому католикосу в Багдаде в 12 в. Глава наделялся полномочием решать споры среди различных групп его общины, вести судопроизводство и надзирать за благотворительными фондами. Всякий, кто отказывался подчиняться ему или препятствовал отправлению им его функций, подлежал наказанию. Он ведал сбором налогов со своей общины и отвечал за их передачу в государственную казну, за это государство гарантировало заботу о жизни членов общины и целостность их имущества. На эксиларха также возлагалась обязанность следить за выполнением членами общины дискриминационных Омаровых законов. В различные периоды назначение даянов было прерогативой эксиларха, или совместной прерогативой эксиларха и глав иешив, или прерогативой глав иешив.

Доходы эксиларха складывались из налогов, которые платила ему община и которые гарантировались арабскими властями. Каждый вавилонский еврей, достигший 20-ти лет, должен был ежегодно платить в пользу эксиларха две зузы, а мясники платили четверть динара. Эксиларх также получал доход от ктуббот (см. Ктубба) и других документов. Еще одним источником дохода эксиларха были подарки. Эксиларх жаловал почетные титулы лицам, которые оказывали ему финансовую поддержку; среди титулов были: «друг несиута [то есть эксилархата]», «угодный несиуту», «опора несиута» и др.

С 11 в. начался упадок Аббасидского халифата, и независимые властители утвердились в Мосуле, Халебе и Дамаске. С возникновением новых государств туда прибывали члены семейства вавилонского эксиларха и благодаря своему происхождению от царя Давида получали от местных общин пост наси, а арабские власти признавали их представителями общины. Эти несиим назначали администраторов и даянов, вели судопроизводство, собирали налог и получали десятину.

В 12 в. йеменские евреи были формально подчинены власти вавилонского эксиларха, что выражалось в обязательном упоминании его имени проповедником перед началом проповеди, толкователем — перед началом чтения Торы и каждым евреем — перед бенедикцией на трапезу. В документе от 1134 г. упоминается нагид евреев Йемена, которого назначил эксиларх и главы иешив. Возможно, однако, что речь идет о членах семейства эксиларха, прибывших в Йемен. В 1130-х гг. двоюродный брат вавилонского эксиларха посетил Йемен. Биньямин из Туделы сообщает, что в его время во главе местной общины Йемена стояли потомки царя Давида: Шалмон ха-Наси и его брат Натан, поделившие страну между собой. Они поддерживали связь с вавилонским эксилархом и обращались к нему за решением религиозных вопросов. Следует отметить, что в последующий период главы (несиим) йеменской общины носили титул реш галута, хотя и не имели отношения к вавилонскому эксиларху из дома Давида.

В начале 6 в. после попытки эксиларха Зутры поднять мятеж против сасанидского царя Кавада I он был повешен, а его жена бежала в Эрец-Исраэль. Когда его сын, Зутра II, родившийся уже после смерти отца, достиг 18-ти лет, он был назначен главой Синедриона в Тверии (520), затем этот пост занимали восемь из десяти его потомков. В конце 10 и в 11 вв. в Эрец-Исраэль и в Египет стали прибывать члены семейства вавилонского эксиларха. Их с почетом принимали местные общины, однако их статус оставался чисто формальным и не был связан с какой-либо административной деятельностью. Лишь один из них, Даниэль бен Азария, получил власть и одновременно исполнял обязанности наси и гаона (между 1051 и 1062 гг.). Его юрисдикции были подчинены не только Эрец-Исраэль, но также Сирия и Египет. Сын Даниэля, Давид, не унаследовав пост отца, сначала попытался выступить против Синедриона, а затем в 1081 г. прибыл в Египет, где был принят с почетом. Стремление Давида стать во главе египетской общины привело к конфликту с ее главой, Меворахом ха-Нагидом, однако фатимидский халиф ал-Мустансир ба-Алла (2-я половина 11 в.), потомок Мухаммада, поддержал потомка царя Давида. Правление Давида носило столь тиранический характер, что в 1094 г. он был низложен. Евреи Египта формально признали власть вавилонского эксиларха. В 1162 г. эксиларх Даниэль бен Хисдай возвел Нетан’эля бен Моше ха-Леви в звание гаона и назначил его в «Великий бет-дин всех провинций Египта».

Несмотря на упадок института эксилархата, он продолжал существовать вплоть до его официального упразднения Тимуром (Тамерланом) в 1401 г. До начала 18 в. наси Багдада считался наси всей страны, и его функции мало чем отличались от функций эксиларха. В отличие от несиим других городов Ирака, которых местные губернаторы назначали из числа богатых евреев, должность наси Багдада была наследственной и оставалась прерогативой дома Давида. С начала 18 в. по 1849 г. несиим Багдада не были потомками Давида; в 1849 г. обязанности наси были переданы хахам-баши.

Смотрите также

Эйн-Фешха

ЭЙПАК

Эйфман Борис

эмансипация

Эфрос Анатолий