Эл‘азар бен Пдат

ЭЛ‘АЗА́Р БЕН ПДАТ (в Иерусалимском Талмуде обычно фигурирует как Лазар бен Педат; умер в 279 г. в Тверии), вавилонский амора, ученик Рава. После смерти своего учителя (он умер, по-видимому, в 246 г.) переехал в Эрец-Исраэль, где впоследствии женился. Эл‘азар бен Пдат считал большой честью, что ему выпало жить в Эрец-Исраэль и получить там смиху. Он учился у рабби Ханины бар Хама, который был главой бет-дина в Циппори, чьи халахот (см. Галаха) и аггадот (см. Аггада) Эл‘азар бен Пдат часто цитировал. В 279 г., незадолго до смерти, Эл‘азар бен Пдат был назначен главой Синедриона.

Эл‘азар бен Пдат был крайне беден, однако отклонял подарки наси (Та‘ан. 25а; Мег. 28а) и, несмотря на свою бедность, всегда был готов помочь нуждающимся ученым. Эту помощь он оказывал втайне, чтобы не смутить их (БМ. 2:3, 8в). Все дети мудреца умерли еще при его жизни, за исключением одного сына, Эл‘азара II, который стал аморой (Мег. 4:10, 75в).

Эл‘азар бен Пдат был одним из выдающихся учителей Устного Закона и Мишны и оказал глубокое влияние на методы мишнаитской экзегезы. Он исследовал формулировку каждой мишны в свете наиболее ранних источников (ББ. 87а) и часто использовал метод разделения текста мишны, говоря: «Автор этой ее части отличен от автора той ее части» (Шаб. 29б, и др.). Он имел обыкновение отвергать мишнайот, источники которых не мог найти, утверждая: «Я не знаю, чье это учение» (БМ. 51а). Эл‘азар бен Пдат внес в Мишну значительные исправления и ввел правило, согласно которому, если Иехуда ха-Наси, излагая проблему, приводил сначала разноречивые мнения, а в конце — общепринятое мнение, Галаха должна следовать этому последнему (Иев. 42б).

Эл‘азар бен Пдат был также исключительно плодовитым аггадическим автором, чьи изречения часто приводятся в мидраше и в обоих Талмудах.

Смотрите также

эволюция

Эйн-Зиван

эйн-соф

Эйнхорн Давид

Эйнхорн Давид