Элдад Исраэль
ЭЛДА́Д (Шайб) Исраэль (1910, Подволочиск, Галиция, Австро-Венгрия, – 1996, Иерусалим), один из руководителей Лохамей херут Исраэль (Лехи), публицист, историк, философ. По окончании еврейской средней школы с преподаванием на иврите во Львове изучал историю и философию в Венском университете, получил степень доктора философии. Одновременно учился в раввинской семинарии в Вене. Присоединился к движению Бетар. Во второй половине 1930-х гг. преподавал в различных еврейских учебных заведениях Польши. Опубликовал большое количество статей на политические, литературные и философские темы в различных еврейских периодических изданиях. В 1941 г. приехал в Эрец-Исраэль. Работал учителем в средней школе в Тель-Авиве. Элдад вступил в Иргун цваи леумми (Эцел), но в скором времени был исключен из организации за резкие антибританские взгляды.
В 1941–42 гг. Элдад несколько раз встречался с руководителем Лехи А. Штерном. Весной 1942 г. стал членом Лехи, был главным идеологом организации, автором листовок, в которых писал, что группа, несмотря на преследования английских властей, продолжает существовать и вести против них войну.
Элдад был редактором подпольных изданий Лехи: ежемесячного журнала «Хе-Хазит» (1943–48) и еженедельника «Ха-Ма‘ас» (1944–50). В статьях Элдад утверждал, что еврейское национальное движение ничем не отличается от национальных движений других народов. Эрец-Исраэль — родина еврейского народа — находится «в руках чужеземных оккупантов, правящих при помощи силы», поэтому главная задача сейчас — «... освобождение еврейской страны от чужеземного владычества». Об арабском населении страны Элдад писал: «Палестинские арабы не являются нацией, они не имеют политического самосознания и не стремятся к освобождению». Элдад, как и все руководство Лехи, был настроен категорически против участия представителей ишува в войне с нацистской Германией летом-осенью 1943 г. Элдад вместе с И. Шамиром и Н. Ялином-Мором образовали новое руководство организации. Элдад занимался идеологией и пропагандой. В апреле 1944 г. английская полиция арестовала Элдада. Во время ареста он пытался бежать, упал и сильно повредил позвоночник. В корсете он был заключен в тюрьму в Иерусалиме (какое-то время содержался в тюремной больнице), а затем переведен в лагерь в Латруне. В 1946 г. Элдад был госпитализирован в Иерусалиме, откуда был тайно освобожден боевиками Лехи. После образования Государства Израиль Элдад создал из бывших членов Лехи, придерживавшихся правой идеологии, движение Хазит ха-моледет. После убийства 17 сентября 1948 г. графа Ф. Бернадота, назначенного посредником Организации Объединенных Наций в арабо-израильском конфликте, движение «Хазит ха-моледет» было объявлено вне закона, многие его члены были арестованы, Элдаду удалось скрыться.
В 1950–90-х гг. Элдад был известным идеологом, публицистом, философом правого лагеря. В 1949–64-х гг. он был редактором и издателем ежемесячного журнала «Суллам», в котором подвергал резкой критике политический курс правительства (во главе израильского правительства в этот период стояли представители социалистической партии Мапай), различные стороны и аспекты израильской политики и культуры. Он мечтал о создании «настоящего Израильского царства», в состав которого входила бы вся библейская территория Эрец-Исраэль. После Шестидневной войны Элдад стал одним из основателей Движения за неделимый Израиль, которое требовало присоединения к Израилю всех контролируемых территорий. Элдад и его сторонники требовали проводить политику, которая способствовала бы эмиграции арабов из Израиля и с контролируемых территорий.
Элдад много лет был преподавателем гуманитарных дисциплин в Технионе (Хайфа). Занимался исследовательской работой в области библеистики, написал книгу «Хегйонот Микра» («Идеи Библии», 1958). Элдад был редактором оригинального издания «Хроника. Новости из прошлого» в форме современной ежедневной газеты, посвященного библейской истории. Элдад написал воспоминания о годах, проведенных в подполье: «Ма‘асер ришон» («Первая десятина»; 1950), и книгу «Еврейская революция» (на английском языке, 1978). За перевод на иврит сочинений Ф. Ницше (тт. 1–4, 1968–69) Элдаду была присуждена премия имени Ш. Черниховского (1977). В 1980–90-х гг. опубликовал большое количество статей, в основном на политические темы, в различных израильских газетах (главным образом в «Ха-Арец») и журналах.