Белоруссия
БЕЛОРУ́ССИЯ (с 1991 г. — Республика Беларусь), государство в Восточной Европе. С 14 в. Белоруссия входила в состав Литовского княжества, а с 16 в. — в состав польско-литовского государства. С 18 в. — в составе России.
Первые упоминания о евреях Белоруссии (на идиш Райсн) относятся к 14 в.: особыми грамотами великий князь литовский Витаутас (Витовт) даровал привилегии евреям Бреста в 1388 г., Гродно — в 1389 г. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в Новогрудке (1445), Минске (1489) и Смоленске (1489). В 1495 г. евреи Белоруссии были изгнаны вместе с литовскими евреями и вернулись в 1503 г. Важную роль в развитии экономики Белоруссии играли евреи Брест-Литовска, многие из которых были откупщиками налогов и зажиточными купцами. В 1506 г. была основана община в Пинске. Около 1539 г. евреи поселились в Новогрудке, а затем (последовательно) в Минске, Полоцке, Витебске, Могилеве и Орше.
В 1551 г. белорусские евреи получили право избрания раввинов. Тяжбы между евреями решались еврейскими судами (см. Бет-дин) на основе еврейского права. Общинное самоуправление сохранялось в Белоруссии и под властью России в конце 18 в. и было ликвидировано лишь в 1844 г. Во время Отечественной войны 1812 г. евреи Белоруссии оказали большую помощь регулярной армии России и партизанам.
Христиане препятствовали поселению евреев в городах, которые находились под юрисдикцией городских управ. В Витебске, например, евреям до 1627 г. не разрешали построить синагогу.
Большинство еврейских общин Белоруссии находилось под управлением брест-литовской общины и только несколько — в ведении пинской общины. В 1692 г. одной из главных стала также слуцкая община. Росли и мелкие общины, находившиеся под покровительством польских магнатов, которые сдавали евреям в аренду свои имения, деревни, трактиры и постоялые дворы. Новые общины старались освободиться от подчинения старым.
По данным переписи 1766 г., в Белоруссии было 62800 евреев-налогоплательщиков (40% всего литовского еврейства). Крупнейшими были минская (1396 человек) и пинская (1350 человек) общины. До раздела Польши еврейские общины часто находились под угрозой набегов русских войск, сопровождавшихся резней евреев и их насильственным обращением в христианство.
После перехода Белоруссии к России Шклов стал важным торговым центром на пути между Россией и Западной Европой. Небольшая группа евреев — крупные оптовые торговцы, строительные подрядчики и поставщики армии — быстро богатела, но большинство евреев Белоруссии жили в нужде. Спасаясь от нищеты, многие переселялись на Украину, на юг России, а с 1880 г. — в США. Тем не менее еврейское население росло. В 1847 г. в Белоруссии жили 225 727 евреев, а в 1897 г. — 724 548 (13,6% всего населения). В Минске жили 47 560 евреев (52 % всего населения), в Витебске — 34 420 (52,4%), в Могилеве — 21 539 (50%), в Пинске — 21 065 (74,2%), в Бобруйске — 20 759 (60,5%), в Гомеле — 20 385 (54,8 %).
Погромы 1881 г. и 1883 г. на Белоруссию не распространились. Евреи занимались лесопильным и кожевенным промыслами, розничной торговлей, скупкой сельскохозяйственной продукции (льна, пеньки, щетины), которую евреи-скупщики продавали евреям-купцам, торговавшим с заграницей.
На протяжении столетий Белоруссия была одним из крупных центров еврейской учености. В конце 16 в. были основаны первые иешивы в Бресте и Гродно, а в 1685 г. раввин Моше бен Мордехай открыл иешиву в Минске, где с 1722 г. преподавал выдающийся талмудист и историограф И. Гейлприн (Хейлприн; 1660?–1746?); в 1733 г. талмудист А. Л. Гинцбург (1695–1785) основал в Минске вторую иешиву. В Белоруссии зародились некоторые хасидские направления (см. Хасидизм), в частности, Хабад. В то же время в Белоруссии было очень сильно влияние митнагдим. Учрежденные в 19 в. «литовские» иешивы в Воложине, Ивье, Мире и Ружанах дали немало выдающихся ученых и раввинов. В местечках Белоруссии сформировался уклад жизни, имевший местные особенности, и особый северо-восточный диалект языка идиш.
Несмотря на частые войны (Белоруссия была ареной множества сражений, в том числе битв Первой и Второй мировых войн) и антирелигиозных акций советских властей, в республике сохранилось немало зданий синагог.
Уроженцами Белоруссии были писатель Менделе Мохер Сфарим, художник М. Шагал, историк и мыслитель С. Дубнов, дирижер Б. Хайкин (1904–78), будущие президенты и премьер-министры Израиля Х. Вейцман, М. Бегин, И. Шамир, Ш. Перес, публицист и общественный деятель А. Ахимеир, раввин и активный участник сионистского движения И. Нисенбаум и многие другие. Здесь основал знаменитую художественную школу И. Пэн. В Полоцке учился Э. Бен-Иехуда, возродивший в Эрец-Исраэль современный иврит. В Гомеле появился один из первых отрядов еврейской самообороны (1903), участники которого, переселившиеся вскоре в Эрец-Исраэль, положили начало второй алие и основали организацию Ха-Шомер. Белоруссия стала также первым и наиболее значительным центром еврейского рабочего движения. В 1902 г. в Минске состоялся II Съезд российских сионистов; крупными центрами еврейского рабочего движения были также Бобруйск, Гомель и Витебск. Приверженцами Бунда были ремесленники, рабочие и часть интеллигенции. В 1905 г. Бунд возглавлял революционное движение в Белоруссии. Вместе с сионистским рабочим движением он организовал в каждом городе еврейскую самооборону, благодаря которой большинство еврейских общин Белоруссии не пострадали от погромов. В начале Первой мировой войны беженцы из Польши и Литвы были сердечно приняты евреями Белоруссии.
Февральская революция 1917 г. породила в среде евреев большие надежды. Еврейские партии вышли из подполья. В Минске начали издаваться несколько еврейских журналов, в том числе сионистский «Дер ид» и бундовский «Дер векер». На выборах в Учредительное собрание в Минском уезде за сионистов проголосовали 65 400 человек, за Бунд и меньшевиков — 16 270.
Октябрьский переворот 1917 г. внес радикальные изменения в жизнь евреев Белоруссии. В ходе гражданской войны симпатии еврейского населения оказались на стороне советской власти и Красной армии, боровшихся с антисемитизмом. В боях с белогвардейцами и поляками погибли тысячи молодых евреев. В результате экономических мероприятий большевистских властей была разрушена хозяйственная структура местечка, сотни тысяч бывших ремесленников и торговцев лишились не только заработка, но и гражданских прав («лишенцы»). Начавшаяся индустриализация Советского Союза способствовала массовым миграциям, дисперсному расселению евреев и дала мощное ускорение процессу ассимиляции. С другой стороны, 1920-е гг. и первая половина 1930-х гг. — время широкого распространения определенных форм культурной жизни и образования на языке идиш (литература, театр, фольклорная и профессиональная музыка).
По переписи 1926 г., в Белоруссии жили 407 тыс. евреев (8,2% населения), в том числе в Минске — 53 686 (40,8%), в Гомеле — 37 475 (43,7%), в Витебске — 37 013 (37,5%), в Бобруйске — 21 558 (42%). По переписи 1939 г., в Белоруссии осталось 375 тыс. евреев (6,7% населения). Еврейские коммунисты (Евсекция) в Белоруссии вели особенно активную пропаганду против иудаизма, еврейского уклада жизни и еврейской национальной солидарности. Хедеры и иешивы были закрыты, а синагоги были использованы для светских нужд. Все же до конца 1920-х гг. евреи боролись за право печатания сиддуров, календарей и других религиозных изданий, а также за право содержания синагог. Были созданы подпольные хедеры и иешивы. Власти беспощадно боролись с сионизмом. Однако подпольные сионистские молодежные организации Ха-Шомер ха-ца‘ир, Кадима, Хе-Халуц действовали до конца 20-х гг., когда они были ликвидированы путем массовых арестов и других репрессий.
Одновременно коммунисты-евреи, поощряемые властями, стремились создать в Белоруссии новую, советскую еврейскую культуру на идиш. Была создана сеть школ с преподаванием на этом языке; в 1932–33 гг. их посещали 36 650 учащихся (55 % всех еврейских детей школьного возраста). Издавались несколько периодических изданий на идиш, из которых следует отметить ежедневную газету «Октябер» и литературный журнал «Штерн». В 1924 г. в Минском институте белорусской культуры было открыто еврейское отделение с филологическим, литературным и историческим секторами. При Белорусском университете существовал институт для учителей еврейских школ. В 1931 г. в 10 судах судопроизводство велось на идиш. Некоторое время лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе БССР на идиш, наряду с белорусским, польским и русским языками. В Минске возник один из центров еврейской советской литературы, здесь творили И. Харик, М. Кульбак, З. Аксельрод. В Белоруссии работали еврейские поэты М. Тейф, Х. Каменецкий (1895–1957), режиссер Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТа) М. Рафальский, актеры Юдифь Арончик (1908–93), А. Трепель (1908–69), театральные художники Ц. Г. Кипнис (1905–82), Б. Е. Малкин (1908–72) и многие другие.
Однако уже в 1930-х гг. наблюдается заметный упадок еврейской культуры, развивавшейся в рамках коммунистической идеологии. К концу 30-х гг. большинство еврейских культурных и воспитательных учреждений было ликвидировано. Начались систематические «чистки» в кругах еврейской интеллигенции Белоруссии (в частности, в 1937 г. были арестованы И. Харик и М. Кульбак, а в 1941 г. — З. Аксельрод).
В Западной Белоруссии, находившейся под польским управлением, еврейская жизнь протекала иначе. По переписи 1931 г., на территории воеводств, населенных белорусами (Виленского, Новогрудского, Полесского и Белостокского), евреи составляли 9,7% населения. Прежняя экономическая система сохранилась, евреи продолжали заниматься торговлей и ремеслами, но большинство жили в крайней нужде. Однако еврейская культура развивалась без принудительной регламентации идей. Действовали хедеры и иешивы. В ответ на дискриминационные ограничения польских властей (негласная процентная норма) была создана сеть светских школ на иврите (Тарбут, Явне). Евреи были активны в разных партиях — от коммунистической до ортодоксально-религиозной Агуддат Исраэль; сильным было влияние сионистов. Молодежные сионистские организации от крайне левых (Ха-Шомер ха-ца‘ир) и до крайне правых (Бетар) насчитывали большое количество членов. Идиш оставался разговорным языком еврейских масс; широко был распространен и иврит. Еврейские общины Западной Белоруссии поддерживали тесную связь с другими центрами еврейской культуры в Польше: Вильно, Белостоком и Варшавой.
В 1939 г., после присоединения Западной Белоруссии к Советскому Союзу, в границах БССР оказалось около 750 тыс. евреев. Советская администрация приступила к ликвидации религиозных, сионистских и других еврейских организаций. Были арестованы и сосланы «буржуазные элементы». Большинство активистов всех партий, включая коммунистическую, а также многие деятели образования и культуры были репрессированы. Лишь немногие из них сумели временно прижиться в советской системе, например, бывшие деятели коммунистического подполья в Польше Вера Хоружая (1903–42) и Х. Александрович (1903–45), музыканты Э. Рознер (1910–76), М. Вайнберг и некоторые другие.
С момента вторжения немецких войск на территорию Советского Союза Белоруссия стала ареной жестоких сражений, оказавшись на главном, московском направлении продвижения армий Гитлера. Стремительность наступления немецких войск привела к тому, что большинство еврейского населения Белоруссии не успело эвакуироваться (см. Советский Союз). 24 июня 1941 г. коммунистическое руководство Белоруссии тайно бежало из столицы, не объявив об эвакуации. Даже из Витебской, Могилевской и Гомельской областей, где у населения было время для сборов, эвакуировались только около трети евреев.
В Белоруссию было направлено подразделение эйнзацгруппен «B» генерала полиции и бригаденфюрера СС (см. СС и СД) А. Неве — 655 офицеров и солдат. Активное участие в истреблении белорусских евреев принял литовский батальон СД; действовали также латышский и украинский батальоны и белорусские националисты. В Бресте 28–29 июня 1941 г. зондеркоммандо СС устроили облавы, в ходе которых было расстреляно пять тысяч человек (из двадцати шести тысяч евреев города). В Пинске 5–7 августа немцы убили 4,5 тыс. евреев (из двадцати тысяч). Всего в первые недели войны в Западной Белоруссии было истреблено не менее пятидесяти тысяч евреев. 8 декабря были расстреляны девять тысяч евреев в Слониме, 4,5 тыс. — в Новогрудке. Тысячи евреев погибли в Барановичах, Лиде, Вилейке, Кобрине, Мире и других городах. Волна убийств быстро достигла и восточных областей. В Могилеве в течение сентября–октября гитлеровцы уничтожили около десяти тысяч евреев, в Витебске — шестнадцать тысяч, в Борисове — две тысячи, в Речице — три тысячи (ноябрь). Еще до конца 1941 г. было полностью уничтожено население местечек Паричи, Зембин, Логойск, Чашники и других.
Оставшихся в живых евреев изолировали в гетто. За годы войны в Белоруссии было создано сто одиннадцать гетто. Их территории обносилась колючей проволокой и охранялась войсками, самовольный выход карался смертью; узники обязаны были носить отличительный знак. В белорусские гетто были доставлены десятки тысяч евреев Германии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Нидерландов. Самые большие гетто были в Минске (сто тысяч человек), Бресте (сорок три тысячи), Бобруйске, Витебске (по двадцать тысяч), Борисове, Волковыске (по десять тысяч), Слуцке (пять тысяч), Гомеле (четыре тысячи), Гродно, Жлобине (по две тысячи). Сорок пять гетто в Восточной Белоруссии просуществовали несколько месяцев. В октябре 1941 г. были проведены «акции» в гетто Слуцка и Шклова, в ноябре — в Бобруйске, Орше, в декабре — в Витебске, Полоцке, Гомеле, Сенно, Чечерске и других. Во второй половине 1942 г. нацисты уничтожили все гетто в Западной Белоруссии. 15 октября 1942 г. погибли евреи Бреста, 27 октября по личному распоряжению Гиммлера были расстреляны уцелевшие евреи Пинска. Затем настала очередь гетто Журавичей, Деречина, Голынки и многих других; в октябре 1943 г. было уничтожено минское гетто. Последними 17 декабря 1943 г. погибли узники гетто в Барановичах. По приблизительным оценкам, в гетто Белоруссии было уничтожено более пятисот тысяч евреев, в том числе около пятидесяти тысяч евреев из других стран.
Гетто Белоруссии были очагами антинацистского сопротивления. Одна из первых подпольных групп во главе с Х. Смоляром возникла в минском гетто. Подпольные организации узников существовали также в гетто Барановичей, Бобруйска, Бреста, Гродно и других городов и местечек. В ряде гетто накануне массовых расстрелов вспыхивали восстания: в Несвиже (22 июля 1942 г.), Мире (9 августа 1942 г.), Каменце (9 сентября 1942 г.), Тучине (23 сентября 1942 г.), Клецке (21 июля 1943 г.). Вооруженное сопротивление оказали также узники гетто в Глубоком, Кобрине, Новогрудке. В Лахве 3 сентября 1942 г. выведенная на расстрел колонна узников бросилась на конвой: погибло около двух тысяч евреев, но шестьсот человек сумели уйти в лес, чтобы присоединиться к партизанам. Некоторые евреи нашли убежище у друзей и знакомых — белорусов и поляков, которые с риском для жизни прятали беглецов.
Группы сопротивления в гетто имели связь с партизанскими отрядами; связные собирали подготовленные для партизан медикаменты, оружие, боеприпасы, выводили в лес людей. Бежавшие из Минского гетто организовали или пополнили девять партизанских отрядов и один батальон. 106-й партизанский отряд (позднее — отряд имени Калинина; около ста пятидесяти человек), которым командовал вышедший из гетто Ш. Зорин, обеспечивал продовольствием многие другие отряды и группы. Отряд принял много беглецов из гетто. В Налибокских лесах близ Новогрудки действовал еврейский партизанский отряд имени Кутузова под командованием Т. Бельского (при отряде существовал так называемый «семейный лагерь» — около 1,2 тыс. евреев). Однако антисемитизм не был чужд многим партизанам; нередко они прогоняли беглецов-евреев, отобрав принесенное ими оружие, продовольствие и деньги, а иногда и расстреливали.
Вне гетто евреи Белоруссии также принимали участие в антинацистском сопротивлении. В октябре 1941 г. каратели повесили юную минскую подпольщицу Машу Брускину (1924–41). Коммунистическим подпольем в Минске руководил И. П. Казинец (1910–42; посмертно удостоен звания Героя Советского Союза). Заместителем командира большого партизанского отряда был еврей Д. Кеймах. Одним из организаторов партизанского движения в Пинской области стал Ш. И. Беркович (1918–42). В боях на территории Белоруссии отличились: один из организаторов обороны Брестской крепости Е. Фомин (1909–41); Герои Советского Союза артиллерист капитан Б. Хигрин (1909–41), генерал-лейтенант танковых войск С. Кривошеин (1899–1978), пехотинцы майор М. Шварцман (1911–44) и старший лейтенант А. Пантиелев (1919–44). Пали на фронтах Второй мировой войны уроженцы Белоруссии Герои Советского Союза М. Спивак (1919–43), Ю. Шандалов (1923–45), И. Катунин (1908–44), А. Смоляков (1908–43) и многие другие. Известны семнадцать евреев — командиров и тридцать два комиссара партизанских отрядов, четверо командиров бригад, семеро заместителей начальников штабов бригад, пятнадцать начальников штабов партизанских отрядов в Белоруссии.
В послевоенной Белоруссии широко распространился антисемитизм как результат нацистской пропаганды периода оккупации; большой размах приобрела государственная юдофобия. Не восстанавливались учреждения еврейской культурной автономии (школы, периодическая печать); некоторое время продолжал существовать только БелГОСЕТ. Лишь немногие деятели науки и культуры еврейского происхождения, успешно работавшие в народном хозяйстве, в сфере русского и белорусского искусства, были официально отмечены (например, Н. Лойтер /см. Э. Б. Лойтер/, режиссер Витебского белорусского театра имени Я. Коласа; в 1945 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР, в 1946 г. — Сталинской премии); репрессивная политика властей приобретала антисемитский характер. 19-й съезд компартии Белоруссии (февраль 1949 г.) начал инициированную из Москвы кампанию борьбы с «космополитами». Артистов и писателей обвинили в «идеализации быта еврейской мелкой буржуазии». В 1949 г. был закрыт БелГОСЕТ, ошельмован его главный режиссер В. Головчинер. Изгонялись евреи, работавшие в нееврейской культуре (главный режиссер Белорусского театра имени Я. Купалы в Минске Л. Литвинов /Гуревич; 1899–1963/, фольклорист Л. Бараг и многие другие). Антисемитизм в Белоруссии усилился в период дела врачей. После смерти И. Сталина гласные антисемитские кампании в Белоруссии утихли, но процентная норма соблюдалась неукоснительно.
Государственных почестей удостоились скульптор З. Азгур (1908–95), драматург А. Мовзон (Мовшензон; 1918–77), литературовед Н. С. Перкин (1912–76) и другие. Однако белорусские власти упорно замалчивали Катастрофу, на памятниках ее жертвам не упоминалось слово «евреи» и часто убирались надписи еврейскими буквами. Велось наступление на еврейскую религиозную жизнь, затруднялось получение официального статуса религиозной общиной.
Согласно переписи 1959 г., в Белоруссии жили около ста пятидесяти тысяч евреев (1,9% общего населения республики). Продолжалась миграция еврейского населения в крупные промышленные центры Белоруссии, России и других советских республик. Еврейская молодежь получала высшее и специальное образование, социальный статус еврейского населения изменялся, ремесло и торговля перестали быть его преобладающими занятиями. В 1970 г., по данным переписи, в Белоруссии насчитывалось немногим более 148 тыс. евреев.
В 1970-е гг. начинает возрождаться еврейское национальное самосознание. Движение за репатриацию в Израиль возглавили бывшие военнослужащие Советской армии минчане Е. Давидович (1924–76), Л. Овсищер (1919–2007; с 1987 г. жил в Израиле), С. Альшанский (1917–93; с 1974 г. жил в Израиле). Ежегодно 9 мая, в День победы над нацизмом, евреи Минска, а затем и других городов Белоруссии стали собираться у памятников жертвам геноцида. Начали действовать нелегальные кружки по изучению иврита, в Минске проводился культурно-исторический семинар, распространялся самиздат.
Власти Белоруссии ограничили выезд в Израиль и усилили «антисионистскую» пропаганду. Ведущим «теоретиком» антисионизма стал научный сотрудник Минского института философии В. Бегун, развивавший в своих книгах теорию о всемирном еврейско-масонском заговоре. Официальные власти запретили упоминать имя Маши Брускиной (см. выше), а под фотографиями, запечатлевшими ее казнь, значилось «неизвестная белорусская партизанка». В 1970-е гг. широко рекламировалась картина народного художника СССР М. А. Савицкого «Летний театр» (1975; цикл «Цифры на сердце», 1974–78), на которой изображен еврей, соучастник нацистских преступлений.
В 1989 г. численность еврейского населения Белоруссии составила 112 462 человек. В 1986 г. республика сильно пострадала от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Это стимулировало эмиграционные процессы, которые усилились с начала политики перестройки. Алия из Белоруссии составила: в 1989 г. — 1121 человек, в 1990 г. — 23 521, в 1991 г. — 15 997, в 1992 г. — 3359, в 1993 г. — 2344, в 1994 г. — 2901; всего за 1989–94 гг. — 49 243 человек, или 34% от общего числа еврейского населения Белоруссии в 1989 г. За те же годы еврейская эмиграция из Белоруссии в другие страны составила 21 127 человек. В 1995 г. в Израиль репатриировались 4219 белорусских евреев, в 1996 г.– 4381, в 1997 г. — 3369, в 1998 г. — 2258, в 1999 г. — 2692, в 2000 г. — 2560, в 2001 г. — 2003, в 2002 г. — 974, в январе–августе 2003 г. — 421. По переписи 1999 г., еврейское население Белоруссии составляло 28 тыс. человек.
В период перестройки в Минске начал выходить альманах «Контакт» (1988–89, 4 выпуска, редактор Г. Хайтович), затем там же издавался бюллетень «Ренессанс» (1990, редактор Я. Басин). В 1989–91 гг. в Бобруйске и Гомеле выходил журнал «Авив». С 1992 г. в Минске регулярно выходит одноименная газета. В 1990 г. в Гомеле печаталась газета «Единство», а в Могилеве — «Еврейский акцент». С 1995 г. в Витебске издается журнал «Мишпоха». С 1997 г. в Минске публикуются сборники «Евреи Белоруссии. История и культура» (ответственный редактор Инна Герасимова). С 2002 г. в Минске выходит газета «Бе-Цавта» (несколько раз в год), орган Еврейского агентства.
В 1990 г. состоялся 1-й съезд Белорусского объединения еврейских организаций и общин; в 1993 г. — 2-й съезд. Президент объединения — заслуженный архитектор республики Б. Л. Левин (родился в 1936 г.), он же руководит обществом дружбы «Беларусь — Израиль», вице-президент — А. Гальперин (родился в 1946 г.), председатель Фонда сохранения еврейского исторического и культурного наследия Белоруссии. В 1993 г. создана Ассоциация еврейских общин (религиозных) и организаций Белоруссии; ее председатель — глава минской общины Б. Минков. Гродненской общине власти вернули здание хоральной синагоги. В Минске выделено специальное помещение для еврейских организаций. В 1993 г. создано иудейское религиозное объединение — ИРО (президент правления Ю. Дорн). В Белоруссии функционирует отделение Всемирной ассоциации белорусских евреев (штаб-квартира в Нью-Йорке). В Бресте действует отделение международного просветительского центра «Холокост». В числе республиканских обществ — женская организация «Хава», молодежные объединения «Маккаби», Бетар и Кидма, Союз белорусских евреев-ветеранов войны, партизан и подпольщиков, Ассоциация еврейских музыкантов Республики Беларусь (президент И. Райхлин) и другие.
Более чем в 15 городах Белоруссии действуют еврейские воскресные школы и ульпаны (несколько тысяч учащихся). В сентябре 1992 г. в Минске открылась первая еврейская общеобразовательная школа — Республиканская школа-лицей имени Я. Корчака. В Гомеле работают еврейский детский сад и начальная школа. С 19 по 22 октября 1993 г. в стране прошли дни памяти, посвященные 50-летию уничтожения минского гетто. В Осиповичском районе жители поселка Лапичи и местная воинская часть провели перезахоронение на еврейское кладбище останков евреев, расстрелянных в 1941 г. В феврале 1995 г. был открыт Еврейский университет в Минске (ректор — доцент З. Пинхасик). В январе 1999 г. на его базе был создан Международный институт имени М. Шагала, который вошел в состав Белорусского государственного университета. В 1996 г. был открыт Еврейский университет культуры (ректор М. Ривкин). При ИРО создан Колледж еврейских знаний в Минске.
В то же время в Республике Беларусь действуют националистические организации, использующие антисемитские лозунги (например, Славянский Собор — Белая Русь); выходят в свет антисемитские издания «Мы и время», «Славянские ведомости» и другие. До 1994 г. издавался журнал антисемитской направленности «Политический собеседник» — орган ЦК компартии Белоруссии. Летом 1994 г. в День независимости Беларуси в Минске состоялся марш под лозунгами «Беларусь для белорусов» и другими подобными. Нередки случаи осквернения еврейских кладбищ и памятников жертвам Катастрофы.
В 1992 г. в Иерусалиме было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между Беларусью и Израилем. В том же году с частными визитами Беларусь посетили ее уроженцы И. Шамир и Ш. Перес (см. выше). Первым поверенным в делах Республики Беларусь в Израиле стал М. Фарфель. В 1994–96 гг. послом Израиля в Беларуси был Э. Валк (родился в 1944 г.; выпускник Белорусского государственного университета, в Израиле с 1971 г.).
В 1997–2002 гг. Израиль в Беларуси представлял М. Пелед-Флакс. Летом 2003 г. израильское посольство в Минске по экономическим соображениям было закрыто. Интересы Израиля в Беларуси стал представлять израильский посол в Москве. Однако в конце 2003 г. было принято решение о возобновлении деятельности израильского посольства в Минске. В апреле 2000 г. Израиль и Беларусь подписали соглашение об избежании двойного налогообложения и соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. В октябре 2000 г. было подписано соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между двумя странами.