Эммаус
ЭММА́УС (אֶמַּאוּס), руины древнего города в 2 км севернее Латруна. Известен с 3 в. до н. э. под арамейским названием Хаммата (`горячий`), так как славился своими горячими целебными источниками. Во 2 в. до н. э. в период эллинизации название трансформировалось в Эммаус (ТИ., Шв. 9:2, Ав. Зар. 5:4; ТБ., Хул. 91б). Во время восстания евреев против греко-сирийцев (Маккавейские войны, см. Хасмонеи, 2 в. до н. э.) под Эммаусом произошло сражение еврейских повстанцев во главе с Иехудой Маккавеем с селевкидской армией (165 до н. э.).
В 1 в. до н. э. Эммаус — крупный город Иудеи, населенный евреями и самаритянами, центр торговли скотом. В период римского наместничества население Эммауса подвергалось репрессиям за непокорность: в 43 г. до н. э. за неуплату налогов часть жителей была продана в рабство (Иосиф Флавий, Война 1:222), а в 4 г. до н. э. за участие в антиримских волнениях город был сожжен (Иосиф Флавий, Древн. 17:291).
Согласно Евангелию от Луки (24:13–15), в «селении, отстоящем стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемом Эммаус», сам Иисус явился двум путникам после воскресения; это, однако, оспаривается рядом исследователей как анахронизм евангелиста, так как в то время (33 г. н. э.) Эммаус не существовал уже почти 40 лет (см. выше).
Во время Иудейской войны I (66–73) в районе Эммауса был лагерь 5-го римского легиона, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи. В 3 в. н. э. город был отстроен императором Гелиогабалом, давшим ему название Никополис (`город победы`); под этим названием Эммаус упоминается у Евсевия и на мозаичной карте Эрец-Исраэль из Медвы.
Во время арабского вторжения в 639 г. в Эммаусе был большой лагерь арабских войск; вспыхнувшая эпидемия унесла тогда 25 тыс. жизней. С этого периода город более не упоминается в каких-либо источниках. Название Эммаус сохранила арабская деревушка Имвас, просуществовавшая неподалеку от руин Эммауса до 20 в.
При археологических раскопках (1924–27) обнаружены остатки бани и римской виллы 2 в., водосборника, базилики 3 в., церкви крестоносцев 12 в., а также надписи 5-го римского («македонского») легиона 1 в. и многочисленные греческие, латинские и самаритянские надписи.
После окончания Войны за Независимость по соглашению о перемирии с Иорданией (1949) район Эммауса отошел к последней (часть так называемого Латрунского выступа). Во время Шестидневной войны район Эммауса был занят силами Цахала. В 1976 г. вокруг руин Эммауса был разбит так называемый Канадский парк, ставший излюбленным местом отдыха иерусалимцев.