Эпштейн, семья

ЭПШТЕ́ЙН (Epstein), семья, из которой вышли известные раввины. Фамилия Эпштейн часто встречается у евреев Центральной и Восточной Европы. Наиболее ранний из носителей фамилии или прозвища Эпштейн — рабби Натан ха-Леви — в 1430–60-х гг. был раввином и председателем раввинского суда (ав бет-дин; см. Бет-дин) во Франкфурте-на-Майне и одним из авторитетных галахистов своего времени.

Согласно семейным преданиям, многие носители этой фамилии являются потомками двух Бенвенисти — Иехиэля и Барро, поселившихся после изгнания евреев из Испании (1492) в городе Эпштейн в земле Гессен. Ранее раввинская семья Бенвенисти проживала в Барселоне и Жероне.

Моше Мордехай бен Цви Хаим Эпштейн (1866, местечко Бакшт Виленской губернии, – 1934, Иерусалим), раввин, деятель еврейского религиозного образования и движения Мусар, руководитель Слободской иешивы. Учился в иешиве г. Воложин и был одним из лучших ее учеников. В 1889 г. женился на дочери богача из Ковны Файвла Франка, филантропа и приверженца движения Мусар. В доме тестя Моше Эпштейн познакомился с рабби И. Салантером и другими деятелями Мусара и тоже стал последователем движения. Включился в общественную деятельность, главным образом по оказанию помощи евреям Эрец-Исраэль (см. Ховевей Цион). Моше Эпштейн приобрел там землю (в основном, на деньги тестя), на которой была основана сельскохозяйственная колония Хадера.

В 1893 г. был приглашен преподавать в Слободской иешиве, вскоре был избран на пост раввина Слободки, а еще через некоторое время — на должность председателя раввинского суда в местечке; одновременно продолжал преподавать в иешиве и писал труды. В 1901 г. издал первый том своих комментариев к Вавилонскому Талмуду «Левуш Мордехай» («Одеяние Мордехая»), посвященных трактату Бава Камма. Впоследствии были изданы также комментарии к трактатам Бава Меци‘а и Киддушин.

Во время Первой мировой войны вместе с учащимися иешивы перемещался по городам России (Минск, Кременчуг и др.). По окончании войны вернулся в Слободку и возглавил работу по восстановлению иешивы. Был одним из основателей Совета раввинов Литвы. К нему часто обращались по поводу решения трудных галахических вопросов; часть его респонсов вошла в новое издание «Левуш Мордехай» (Иер., 1946).

В 1923 г. Моше Эпштейн участвовал в работе конгресса Агуддат Исраэль в Вене и был избран членом Всемирного совета мудрецов Торы (Мо‘эцет гдолей ха-Тора ха-‘оламит). В 1924 г. в составе делегации раввинов Старого Света посетил США (как и раввин А. И. Кук). Деятельность делегации способствовала укреплению позиций ортодоксального иудаизма в США, а еврейские юноши из США стали приезжать учиться в европейских иешивах, в том числе в Слободской.

В 1924 г. под руководством Моше Эпштейна часть Слободской иешивы обосновалась в Хевроне. В 1927 г. он вновь посетил США в целях сбора средств для Хевронской иешивы. Во время арабских беспорядков в 1929 г. его не было в городе, но страшные известия (25 учащихся иешивы были убиты) тяжело отразились на здоровье Моше Эпштейна, хотя до самой смерти он продолжал оставаться во главе иешивы и руководил ее переводом в Иерусалим. Похоронен на Масличной горе в Иерусалиме.

Барух бен Иехиэль Михаэль ха-Леви Эпштейн (1860, Бобруйск, – 1942, Пинск), раввин, выдающийся комментатор Торы и общественный деятель. Его мать — сестра раввина Н. Ц. Берлина.

Начальное образование Барух Эпштейн получил под руководством отца-раввина, с 13 лет учился в Воложинской иешиве (см. Воложин), которую возглавлял его дядя. В 18 лет Барух Эпштейн получил звание раввина. Самостоятельно изучил русский и немецкий языки и приобрел обширные познания в области экономики и финансов. Состоял в переписке с земляком и другом своего отца выдающимся гебраистом А. Я. Гаркави.

Женился на дочери главного раввина Пинска Э. М. Хоровца и переехал жить в дом тестя. В 1886 г. Барух Эпштейн отправился в Брест-Литовск (см. Брест) и вторично получил смиху у И. Б. Соловейчика (см. Соловейчик, семья). Вскоре он был приглашен на должность директора и председателя правления банка Коммерческого общества взаимного кредита в Пинске. Барух Эпштейн пользовался уважением как сторонников Хаскалы, так и в кругах традиционного еврейства. Во время процесса М. М. Бейлиса состоял в переписке с профессором П. К. Коковцовым, который как эксперт-гебраист опровергал выдвинутые против Бейлиса обвинения. Барух Эпштейн с симпатией относился к религиозно-сионистскому движению, хотя не примыкал к нему. Он поддерживал тесные дружеские связи с М. Бар-Иланом и И. Л. Маймоном (Фишманом).

В 1923–26 гг. Б. Эпштейн жил в США. По возвращении в Пинск (тогда в составе Польши) продолжал заниматься финансовой деятельностью.

В сентябре 1939 г. город был занят советскими войсками. Опасаясь ареста, Барух Эпштейн был вынужден часто менять местонахождение и жить без документов. Умер в 1942 г. в оккупированном немецкими войсками Пинске.

Барух Эпштейн — автор трудов: «Нахал дма‘а» («Поток слез», Варшава, 1890; посвящена памяти тестя); «Сафа ле-нееманим» («Язык велеречивых», Варшава, 1893; о языке иврит, называет знание «священного языка» одной из мицвот); «Макор Барух» («Благословенный источник», Вильно, 1928; комментарии на Иерусалимский Талмуд, неоднократно переиздавался); «Гишмей браха» («Дожди благословения», Краков, 1930; комментарии на пять мегиллот /см. Мегилла/); «Тосефет браха» («Дополнительное благословение», Пинск, 1937; комментарии на Пятикнижие и пять мегиллот; переиздание Т.-А., 1964–65); «Барух ше-амар» («Благословен сказавший», Пинск, 1938; комментарии на сиддур; позже переиздавался в Израиле). Отдельно выходили комментарии на Хаггаду пасхальную (Т.-А., 1964) и к Пиркей авот (Т.-А., 1965).

Самый важный труд Баруха Эпштейна «Тора тмима» («Закон Господа совершенен», Вильнюс, 1940; неоднократно переиздавался) — комментарий на Пятикнижие. Над ним Барух Эпштейн работал в течение 15 лет и расположил материал Устного Закона в порядке стихов Пятикнижия. Эта книга вошла в корпус классических комментариев.

Смотрите также

«Эйн ке-Элохейну»

Эйн-Цурим

Эйхенбаум Борис

Эли

Эльяшар, семья