эрув
ЭРУ́В (עֵרוּב; буквально `смешение`, мн. число эрувим; на арамейском языке эрувин), символические акты, позволяющие совершать действия, которые иначе не могут быть совершены в субботу и в праздники. Термин «эрув», вероятно, обозначает внесение запрещенного в сферу дозволенного. Так, хотя в субботу и в праздники запрещено удаляться от города на расстояние, превышающее две тысячи локтей, можно «смешать» запрещенную и разрешенную территории через так называемый эрув тхумим (‘смешение областей`), для этого на расстоянии менее чем две тысячи локтей от города заготавливается пища, которой достаточно для двух блюд, что символизирует установление другого местожительства, и от него можно снова идти две тысячи локтей в любом направлении. Эта практика, видимо, весьма древняя, упоминается уже в источниках таннаев.
Хотя в субботу запрещено переносить что-либо из одного частного владения в другое или из частного владения в общественное и наоборот (например, из одного дома в другой или из общего двора в дом и обратно), принят так называемый эрув хацерот (‘смешение дворов`), для этого кусок хлеба, якобы принадлежащий всем обитателям, кладется в одном из выходящих в общий двор домов, все дома и двор символически становятся одним совместным владением. Источники показывают, что эта практика существовала уже в эпоху Второго храма.
С этой же целью создается эрув вокруг населенного пункта, для этого, согласно наиболее ранним раввинистическим авторитетам, должны быть установлены по меньшей мере четыре шеста определенной высоты, верхние концы которых соединены другими шестами, образуя подобие ворот. Позднее шесты стали соединять металлической проволокой.
Законы эрува, однако, не позволяют перенесение вещей в место, которое, согласно раввинистическому закону, подпадает под библейское определение «публичная сфера». По мнению большинства авторитетов, такой сферой считается место, по которому ежедневно проходят по меньшей мере шестьсот тысяч человек (число евреев, вышедших из Египта, см. Исход). Такими местами являются только огромные города, поэтому эрув для них недействителен, но применяется для всех остальных населенных пунктов.
Установление эрув тавшилим (‘смешение варева`) позволяет приготовлять пищу на субботу во время праздника, который непосредственно предшествует ей. Перед праздником приготовленная пища и обычно хлеб откладывают для субботы; таким образом приготовление пищи для субботы начинается до наступления праздника, оно может быть продолжено в праздник. Эта практика весьма древняя, поскольку некоторые ее детали служили предметом спора между Бет-Хиллел и Бет-Шаммай.
Эрувин — второй трактат в разделе Мо‘эд в Мишне, Тосефте и в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах; трактат посвящен обсуждению всех аспектов субботнего эрува и таким образом служит продолжением трактата Шаббат. По всей видимости, два эти трактата составляли единый большой трактат (в общей сложности 34 главы), который был впоследствии разделен на два. В первых двух главах речь идет о проходах между домами и местах получастного характера. Третья, четвертая и пятая главы обсуждают вопрос о расстоянии, которое дозволено проходить в субботу, и как его увеличить путем эрува. Следующие три главы обсуждают `эрув дворов` и совместных входов. В десятой главе дискутируются различные детали халахот (см. Галаха), относящихся к субботе.