Эфрос Николай
ЭФРО́С Николай Ефимович (1867, Москва, – 1923, там же), русский театральный критик, историк театра, один из первых историографов Московского художественного театра (МХТ). Родился в богатой еврейской купеческой семье. В 1889 г. окончил юридический факультет Московского университета. Печатался под псевдонимами Москвич, кн. Мышкин, Чужой, Старый друг, Старик и др. Критические статьи Эфроса многогранны — от популярных рецензий в газетах «Русские ведомости», «Новости дня» до серьезных аналитических разборов в профессиональных изданиях «Артист», «Театрал», «Театр и искусство». Научно-исследовательская деятельность Эфроса была связана с осмыслением традиции русского театрального искусства, новаторских тенденций в работах МХТ и влияния творчества А. Чехова на формирование нового театрального мышления. Среди наиболее известных трудов Эфроса — исследования жизни и творчества Марии Ермоловой (М., 1896), К. Станиславского (П., 1918), В. Качалова (П., 1919), М. Щепкина (П., 1920), П. Садовского (П., 1920), А. Южина (М., 1922). В работах Эфроса о русском театре рецензия превратилась в научно-критический анализ спектакля. В российской театральной критике начала 20 в. Эфрос выступил как один из основателей школы анализа спектакля как художественного целого. Так, в 1919 г. он опубликовал монографические исследования, каждое из которых посвящено отдельной постановке пьесы Чехова в МХТ: «Вишневый сад» (П., 1919), «Три сестры» (П., 1919) и т. д. При МХТ Эфрос нередко был литературным консультантом, на отзыв которому посылали пьесы европейских драматургов.
В московских театральных кругах Эфрос был известен как критик, осуждавший любые проявления антисемитизма. В 1898 г. он резко отозвался о подчеркнутости еврейского акцента у М. Дарского в роли Шейлока в спектакле по пьесе У. Шекспира «Венецианский купец» в постановке МХТ. Вместе с Ф. Шаляпиным, К. Станиславским, А. Таировым и др. Эфрос поставил свою подпись под письмом деятелей российского театра в защиту «Хабимы», направленным В. Ленину.
С 1918 г. Эфрос — один из ведущих сотрудников театрального отдела Наркомпроса, председатель театральной секции Российской академии художественных наук (позже — ГАХН), где по его инициативе была начата работа по изучению психологии актерского творчества. Занимая видное положение в различных советских культурных учреждениях, Эфрос, вопреки революционным настроениям эпохи, говорил о важности сохранения культурной традиции, утверждая, что советский театр должен развиваться на основе традиций русского классического театра. Эфрос был редактором журналов «Культура театра» (1921–22), «Театральное обозрение» (1922), сотрудничал в журнале «Жизнь» (1922). Эфрос также писал пьесы («Дело Тарновской, или Всемирный процесс», поставлена в 1910 г. Крестовским театром) и переводил зарубежных драматургов (В. Гюго «Анджело», Г. Гауптман «Одинокие» и др.). В 1914 г. под редакцией Эфроса совместно с В. Калашем вышел первый том многотомной «Истории русского театра». Значительна роль Эфроса в развитии российской кинокритики. В 1918 г. он возглавил литературный отдел кинокомпании «Русь», был инициатором создания фильма «Поликушка» (по рассказу Л. Толстого, режиссер А. Санин), получившего европейское признание. В 1924 г., уже после смерти Эфроса, было опубликовано его монографическое исследование «Московский Художественный театр», написанное к 25-летию театра. В 1924 г. на вечере памяти Эфроса во МХТ В. Немирович-Данченко говорил, что «Художественный театр обязан этому критику в величайшей степени, как обязан крупнейшим из своих деятелей».
Жена Эфроса, актриса Надежда Смирнова (для женитьбы в 1906 г. Эфрос принял христианство), оставила «Воспоминания» (М., 1947), многие страницы которых посвящены Эфросу и его роли в истории русского театра.
Смотрите также
Экономика. Библия, Мишна, Талмуд и раввинистические авторитеты об экономике
Экономика. Хозяйственно-экономическая жизнь евреев в конце 18 в. – начале 20 в.