юденрат
Ю́ДЕНРАТ (Judenrat, на немецком языке `еврейский совет`), орган, учреждавшийся в годы Второй мировой войны германскими оккупационными властями для управления еврейским населением отдельных городов, который состоял из назначенных властями евреев и нес ответственность за исполнение нацистских приказов, касавшихся евреев. Нацистские руководители пришли к решению о создании этого своеобразного органа местного еврейского «самоуправления» в результате опыта реализации своей антиеврейской политики (см. Катастрофа). Подобные органы создавались в городах Германии, в Вене, Праге, но именовались они по-разному и подчинялись различным инстанциям (чаще всего гестапо). Лишь с германской оккупацией Польши стала проводиться единая согласованная политика в отношении «самоуправления» евреев, и в секретной инструкции Р. Гейдриха, направленной руководителям эйнзацгруппен 21 сентября 1939 г., появляется унифицированный термин «юденрат». Один из параграфов инструкции гласил: «Во всех еврейских общинах должен быть создан совет еврейских нотаблей, по возможности составленный из личностей, пользующихся влиянием, и раввинов. Совет должен состоять из 24 евреев-мужчин (количество зависит от численности общины). Он должен быть полностью ответственным (в буквальном смысле слова) за точное и неукоснительное соблюдение всех инструкций, которые уже разработаны и которые еще будут разработаны».
Юденраты создавались во всех оккупированных германскими войсками населенных пунктах с еврейским населением. Было решено, что 24 члена юденрата назначаются в общинах, численность которых превышает десять тысяч человек, при меньшей численности общины юденрат состоял из двенадцати человек. Руководитель юденрата часто назывался юденэльтестер (еврейский староста). Юденрат, в соответствии с инструкцией Гейдриха, отвечал за перемещение евреев из небольших населенных пунктов в места концентрации (гетто), их размещение и устройство, а также за сбор евреев для «перемещения» из гетто.
Со временем функции юденрата расширились в двух направлениях. После создания гетто юденрат отвечал за все происходившее внутри него. Юденрат вскоре приобрел главенствующую роль и контролировал полицию, мировой суд, пожарную часть, службу трудоустройства, хозяйственную деятельность, обеспечение продовольствием, жилищное хозяйство, здравоохранение, социальные службы, статистический учет, образование, учреждения культа. Необходимый для этой работы огромный штат искусственно расширялся в предположении, что служба в юденрате избавит от насильственной отправки в трудовой лагерь или лагерь уничтожения. Уже в августе 1941 г. в юденрате насчитывалось 14 отделов, включая отдел безопасности, которому подчинялась еврейская полиция. Сотрудники юденрата и еврейской полиции, получали большее денежное вознаграждение и продовольственные пайки, чем остальные жители гетто. Кроме того, у них были иллюзии, что они пользуются какой-то гарантией личной безопасности. С января по июль 1942 г. число сотрудников юденрата и еврейских полицейских выросло на 600 человек и составило 2201 человек. По мнению главы эденрата Белостока Э. Бараша (1892–1943), это число, как минимум, в три раза превышало необходимое количество. Немцы возложили на юденраты обязанность поставлять рабочую силу, имея в виду вначале заполнить трудовые лагеря, а впоследствии под видом трудовой повинности транспортировать людей в лагеря смерти. Вначале казалось, что юденрат имеет широкие полномочия для решения своих необычайно трудных задач, но очень скоро выяснилось, что немецкие власти вовсе не считаются с юденратами, и большинство юденратов сумели в лучшем случае лишь отсрочить отправку евреев в лагеря уничтожения.
Юденраты, осуществлявшие определенные функции, действовали не во всех оккупированных странах. Немцы воздержались от создания юденратов во Франции, Бельгии, Греции, вероятно, потому, что не собирались аннексировать эти страны. Однако и там иногда функционировали старосты и подчиненные им учреждения.
Членами юденратов стали многие известные еврейские общественные деятели, некоторые были активистами еврейских политических партий, религиозных и благотворительных организаций. Часть из них была избрана в органы местной власти еще до прихода немцев. После нападения Германии на Советский Союз евреи оккупированных немцами городов, как правило, не хотели идти в юденраты, однако принимали «приглашение» в надежде помочь спасти евреев. Иногда Э. Барашу и другим руководителям юденрата удавалось несколько сократить их требования. Так, в ноябре 1941 г. немцы потребовали от населения гетто заплатить шесть миллионов рублей и сдать двадцать пять килограммов золота. После того, как представителям юденрата удалось убедить немецкие власти, что у евреев нет денег для выплаты подобной суммы, они согласились на выплату двух с половиной миллионов рублей и сдачу шести килограммов золота. Германские власти обычно сосредоточивали власть в руках «еврейского старосты», то есть председателя юденрата, активность остальных членов юденрата определялась позицией старосты. Поскольку староста один контактировал с германскими властями, население гетто полагало, что немцы считаются с ним. На деле староста обычно лишь принимал и осуществлял любой приказ оккупантов.
Состав юденратов часто менялся. Некоторые члены юденратов за активное сотрудничество с гитлеровцами были казнены бойцами еврейского Сопротивления (см., например, А. Носсиг). Многие члены юденратов были уничтожены оккупантами или отправлены в лагеря смерти. Та же судьба постигла многих старост, вызвавших неудовольствие или подозрения властей. Так, 3 июля 1942 г. старосте гетто Барановичей, адвокату Б. Исаксону, было предложено составить списки евреев, подлежащих уничтожению. Б. Исаксон ответил: «Я не Бог, чтобы решать, кому жить, а кому умирать», — и был на следующий день расстрелян вместе с другими, произвольно выбранными евреями. Бывало, что члены юденрата кончали жизнь самоубийством, когда им становилось ясно, что они никак не могут помешать депортации узников в лагеря смерти (см. А. Черняков). Некоторые, помогая нацистам отправлять своих собратьев в лагеря смерти, верили, что им удастся спасти от отправки на смерть самых «достойных и сильных» и дождаться прихода армий союзников. Однако в конце концов всех их ждала та же участь, что и основную массу еврейского населения. Подавляющее большинство членов юденратов было уничтожено, а в Восточной Европе (Польше, Прибалтике, Украине, Белоруссии) почти никто из старост не уцелел (оставшиеся в живых были репрессированы, чаще всего расстреляны, советскими властями). Однако в некоторых местах (Греция, Нидерланды) статус старосты обеспечивал выживание.
С самого начала создания юденратов о роли их в еврейской жизни велись ожесточенные споры. Многие видели в деятельности евреев в юденратах только сотрудничество с нацистами и ничем не оправдываемое приспособленчество. Другие считали, что работа в юденрате давала возможность более успешного противостояния жестокому врагу (см. Сопротивление антинацистское). До конца Второй мировой войны в еврейском мире преобладала первая точка зрения, с течением времени приобрела все большее распространение вторая. Истина, вероятно, заключается в том, что в юденратах изначально присутствовали люди с разными установками; в процессе работы в юденрате установки порой менялись: одних машина уничтожения ломала, других приводила к сопротивлению.