Юрок Сол
Ю́РОК Сол (Гурков Соломон Израилевич; Hurok, Sol; 1888, Погар, Черниговская губерния, – 1974, Нью-Йорк), импресарио, организатор музыкальной и театральной деятельности. В 1906 г. переехал в США. Служащий иммиграционной службы записал в его документах фамилию Юрок. Жил в Нью-Йорке, работал курьером, кондуктором, мойщиком бутылок и продавцом в скобяной лавке, затем поселился в Филадельфии, где познакомился с классической музыкой и пришел к мысли, что, продавая билеты по доступным ценам, можно привлечь народ на серьезные концерты. Вернувшись в Нью-Йорк, Юрок занялся в Бруклине политической деятельностью, приглашал на митинги политиков-социалистов, начинающих певцов и музыкантов-инструменталистов. Вскоре Юрок занялся организацией музыкальных концертов, в 1911 г. провел для бруклинских рабочих концерт Е. Цимбалиста, который приехал в США после триумфальных выступлений в Европе. В 1910 г. вместе с соратниками по социалистической партии Юрок приобрел помещение, названное ими Трудовым лицеем, в котором, наряду с лекциями и диспутами, проводились балы и концерты. Юрок организовывал концерты в Бруклинской академии музыки и знаменитые воскресные концерты на Большом нью-йоркском ипподроме. Среди музыкантов, с которыми работал Юрок, были скрипач Э. Изаи, композитор и дирижер А. Глазунов, певица Альма и другие.
В 1916 г. Юрок познакомился с Анной Павловой (см. Поляковы, братья), а в 1921–25 гг. был организатором ее гастролей по США (в том числе вместе с М. Фокиным). Фирма Юрока в то время называлась «Несравненная Павлова». В 1922 г. Юрок познакомился с приехавшими в США балериной Айседорой Дункан и ее мужем, поэтом С. Есениным, и организовывал концерты А. Дункан. Успех балерины способствовал росту популярности Юрока, ставшего в 1920-е гг. одной из крупнейших фигур в культурной жизни Нью-Йорка. Впоследствии Юрок организовал гастроли в США ряда русских, английских, немецких, канадских, израильских («Инбал») балетных трупп и танцовщиков, снискавших мировую известность. В 1941–46 гг. Юрок был постоянным импресарио американской балетной труппы «Бэлли тиэтр».
Впервые услышав Ф. Шаляпина в «Метрополитэн-опера» в 1907 г., Юрок задумал стать его импресарио и начал писать ему приглашения. Только через много лет певец согласился принять услуги Юрока, и в 1921–27 гг. Юрок был американским импресарио Шаляпина. В 1936 г. Юрок передал Ф. Шаляпину приглашение И. Сталина о возвращении в СССР, однако певец на него не ответил.
В 1935 г. Юрок по совету своего друга и клиента Артура Рубинштейна обратил внимание в Париже на американскую чернокожую певицу Мариан Андерсон. В результате сотрудничества Юрока с Андерсон фактически состоялось явление одной из крупнейших певиц 20 в. Юрок организовал концерт Андерсон в 1939 г. в Вашингтоне, в Мемориале Линкольна, в присутствии семидесяти пяти тысяч зрителей. Имя певицы, которую поначалу из-за цвета кожи публика встречала неприязненно, стало символом борьбы за национальное и расовое равноправие в США.
В 1940-е гг. Юрок стал крупнейшим американским импресарио. Среди музыкантов, артистов и театральных групп, с которыми работал Юрок, — Я. Хейфец, А. Сеговия, Ж. Л. Барро, В. де Лос Анхелес, «Олд вик компани», «Комеди Франсез» и другие. Юрок и его фирма активно сотрудничали с Израилем, организовывая гастроли американских артистов в Израиле и израильских — в США и других странах. В 1957 г. к открытию тель-авивского зала Хехал ха-тарбут Юрок учредил премию для композитора — автора лучшего сочинения, посвященного этому событию (была присуждена Н. Шерифу).
Одним из главных направлений деятельности Юрока была организация концертов советских артистов в США и американских артистов в СССР, начавшаяся в 1926 г. с организации в США гастролей «Хабимы». В 1926–37 гг. и в 1956–73 гг. Юрок ежегодно ездил в Советский Союз. В СССР Юрок организовал концерты А. Стерна, Артура Рубинштейна, Ж. Пирса, пианиста В. Клиберна, в США — скрипачей Д. Ойстраха и И. Ойстраха, Л. Когана, В. Третьякова, В. Климова, пианистов С. Рихтера, Э. Гилельса, В. Ашкенази, виолончелиста М. Ростроповича, дирижера К. Кондрашина (1914–81), вокалистов Галины Вишневской, Ирины Архиповой, Зары Долухановой, балетных трупп Большого и Мариинского (имени Кирова) театров, Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева (родился в 1906 г.), ансамбля «Березка» под руководством Надежды Надеждиной (см. Александра Бруштейн), МХАТа и кукольного театра С. Образцова. Юрок бережно относился к советским артистам. Даже в периоды резкого ухудшения отношений СССР и США Юрок, считая, что артисты и публика должны быть вне политики, добивался сохранения культурных контактов: так, во время Карибского кризиса 1962 г. в США шли гастроли балета Большого театра.
В 1972 г. в помещении агентства Юрока была взорвана дымовая шашка, в результате чего Юрок был ранен, а одна из сотрудниц, еврейка Айрис Конес, погибла от удушья. Ответственность за взрыв взяли на себя члены Лиги защиты евреев, протестовавшие против антисемитской политики СССР и заявлявшие: «Мосты культуры не будут строить на трупах советских евреев!» Впоследствии выяснилось, что акция была проведена самовольно, без ведома руководства Лиги, а один из исполнителей, Ш. Сегаль, был агентом ФБР и действовал, вероятно, с целью скомпрометировать Лигу.
Юрок написал воспоминания «Импресарио» (1946) и «Подарки Сола Юрока (1953). По книге «Импресарио» в 1953 г. был снят фильм «Вечером мы поем».