Бен-Иехуда Эли‘эзер
БЕН-ИЕХУДА́ Эли‘эзер (1858, Лужки, Виленская губерния, – 1922, Иерусалим), пионер возрождения иврита в качестве разговорного языка. Родился в семье хасида (см. Хасидизм), приверженца Хабада, который умер, когда Эли‘эзеру было пять лет. В 13-летнем возрасте Бен-Иехуда был отправлен в иешиву в Полоцк. Глава иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произведениями светской литературы на иврите. Желая спасти Бен-Иехуду от столь «еретического» занятия, как чтение светских книг, дядя Бен-Иехуды забрал его из Полоцкой иешивы и отправил учиться в Глубокое (близ Вильны, см. Вильнюс), где Бен-Иехуда познакомился со Шмуэлем Ионасом, который, будучи сторонником Хабада, в то же время сотрудничал в светской периодической печати на иврите. Ионас убедил Бен-Иехуду в необходимости получить светское образование. Дочь Ионаса Двора обучила Бен-Иехуду русскому языку, и после годичной подготовки к вступительным экзаменам Бен-Иехуда поступил в гимназию города Двинска, которую окончил в 1877 г.
Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим русско-турецкая война 1877–78 гг. зародили у Бен-Иехуды идею возможности возрождения еврейского народа на его исторической родине. Он решил поселиться в Палестине и в 1878 г. отправился в Париж изучать медицину, чтобы приобрести профессию, которая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, Бен-Иехуда опубликовал в 1879 г. в газете П. Смоленскина «Ха-Шахар» статью «Жгучий вопрос», в которой впервые сформулировал идею создания в Палестине духовного центра для всего еврейского народа. Эта мысль стала через некоторое время основной идеей так называемого духовного сионизма (см. Ахад ха-‘Ам). Важнейшим элементом возрождения еврейского народа Бен-Иехуда считал возрождение иврита в качестве языка повседневного общения. Статья была подписана псевдонимом Бен-Иехуда. Заболев в том же году туберкулезом, Бен-Иехуда принял решение ускорить свой переезд в Палестину и с этой целью оставил изучение медицины и поступил в учительскую семинарию Альянса. В 1881 г. Бен-Иехуда, женившись на Дворе Ионас, уехал в Палестину. По приезде туда он сменил свою фамилию Перельман на Бен-Иехуда. Семья Бен-Иехуды была первым еврейским домом в Палестине, где говорили на иврите, а его старший сын Бен-Цион (позднее известен как Итамар Бен-Ави) — первым носителем иврита как родного языка спустя более тысячи лет после прекращения разговорной функции этого языка.
В качестве произносительной нормы иврита как разговорного языка Бен-Иехуда принял произношение евреев-сефардов, так как это произношение стояло ближе, чем произношение ашкеназское (см. Ашкеназы), к произносительной норме иврита Библии и Мишны в том виде, в каком она была зафиксирована в передаче ивритских слов в греческой и латинской транскрипции последних веков до н. э. и первых веков н. э. Причиной эмоционального характера было то, что ашкеназское произношение ассоциировалось у Бен-Иехуды с существованием евреев в галуте, и поэтому оно не было для него приемлемо в качестве произносительной нормы иврита как родного языка еврейского народа, возрождающегося на своей родине.
В 1882–85 гг. Бен-Иехуда преподавал в иерусалимской школе Альянса, добившись, чтобы иврит был признан в ней единственным языком преподавания еврейских предметов. Таким образом, благодаря Бен-Иехуде эта школа была первой, в которой иврит стал языком преподавания. В конце 1884 гг. Бен-Иехуда основал еженедельник «Ха-Цви», преобразованный в 1908 г. в ежедневную газету, которая с 1910 г. называлась «Ха-Ор» и просуществовала до 1915 г. «Ха-Цви» был первым периодическим изданием на иврите, отвечавшим европейским нормам. Большое внимание Бен-Иехуда уделял обогащению языка, создав огромное количество неологизмов, значительная часть которых существует в иврите и до сих пор. Бен-Иехуда стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, который существовал в те времена в еврейской прессе.
В 1891 г. умерла жена Бен-Иехуды Двора. Бен-Иехуда женился на ее младшей сестре Хемде (1873–1951). Постоянная помощница своего мужа в литературной деятельности, Хемда Бен-Иехуда публиковала в его периодических изданиях переводы и оригинальные рассказы на иврите и впоследствии много сделала для публикации его научного и литературного наследия.
Неортодоксальное поведение Бен-Иехуды и кампания против существования за счет пожертвований из стран диаспоры (так называемая халукка), которую он вел в своих изданиях, вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов Иерусалима; им удалось добиться обвинения Бен-Иехуды в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест Бен-Иехуды вызвал большое волнение в еврейской среде, была подана апелляция, и он был освобожден. В 1910 г. Бен-Иехуда начал публикацию труда «Полный словарь древнего и современного иврита». Издание этой грандиозной работы было завершено лишь в 1959 г., когда вышел ее последний, 18-й том. В 1890 г. Бен-Иехуда совместно с Д. Елиным (см. Елин, семья), А. Мазиа и другими основал Ва‘ад ха-лашон ха-‘иврит (Комитет языка иврит), председателем которого он оставался до смерти. «Ва‘ад ха-лашон» был предшественником Академии языка иврит, созданной по предложению Бен-Иехуды в 1920 г.
После утверждения британского мандата над Палестиной Бен-Иехуда совместно с А. М. М. Усышкиным убедил британского верховного комиссара Г. Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех официальных языков страны, наряду с английским и арабским. Огромная роль, которую сыграл Бен-Иехуда в возрождении иврита в качестве разговорного языка, в развитии и обогащении этого языка, в превращении его в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письменной коммуникации, стяжала ему заслуженную славу «отца современного иврита» и поставила его в первые ряды тех, кто воплотил в жизнь идею возрождения еврейского народа к полнокровной национальной жизни на своей родине.