Бен-Сиры Премудрость

БЕН-СИ́РЫ ПРЕМУ́ДРОСТЬ, поэтическое этико-дидактическое сочинение, входящее в состав апокрифов (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы). Автор сочинения Шим‘он бен Иехошуа бен Эл‘азар бен Сира (в славянской версии — Иисус сын Сирахов). Сочинение было написано на иврите около 170 г. до н. э. Наиболее древний из полностью сохранившихся изводов — греческий, сделанный внуком автора в 132 г. до н. э. в Египте. В христианских источниках, начиная с 4 в. н. э., к Премудрости Бен-Сиры часто прилагается название Экклесиастикус (сокращенно Ecclus.). Премудрость Бен-Сиры состоит из восьми разделов, каждый из которых начинается стихотворной похвалой мудрости или мудрецам. Последний раздел — «Похвальное слово отцам» — восхваляет великих мужей Библии и заключается хвалой первосвященнику Шим‘ону Праведному. Большая часть Премудрости Бен-Сиры состоит из изречений, сходных по форме с сентенциями книги Притчей Соломоновых. Книга содержит также псалмы, являющиеся по содержанию просьбами, обращенными к Богу, и благодарственными гимнами ему, дидактические стихи, трактующие исторические события и вопросы повседневной жизни, стихи, славящие Бога, и алфавитный акростих о значении мудрости.

Цель Премудрости Бен-Сиры — научить человека действовать во всех обстоятельствах в соответствии с этическими нормами и здравым смыслом. Как и Притчи Соломоновы, Премудрость Бен-Сиры подчеркивает, что богобоязненность — начало и конец всякой мудрости. Книга несет явственный отпечаток условий места и времени своего создания. В целом по своему религиозному мировосприятию она может быть сопоставлена с мировосприятием более позднего иудаизма фарисеев. В то же время в ней ощущается некоторое влияние греческой литературы, следы греческого гностицизма и, возможно, греческой философии. В противоположность другим книгам притч, в которых авторы обращаются к юношеству, Премудрость Бен-Сиры сосредоточивает внимание, в первую очередь, на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению автора, является разумное и богобоязненное поведение ее главы. Поэтому именно к нему, к отцу семейства, в первую очередь обращается автор, давая советы и наставления, согласно которым надлежит жениться на женщине красивой и нежной, сыновей воспитывать в духе Торы, дочерей выдавать замуж молодыми, поступать честно и благочестиво с согражданами и т. п.

Для еврейских религиозных авторитетов раннеталмудической эпохи Премудрость Бен-Сиры имела значение, почти равное значению Притчей Соломоновых. Сентенции Премудрости Бен-Сиры, приведенные под именем автора сочинения или анонимно, встречаются во всей талмудической литературе. Ряд сентенций Премудрости Бен-Сиры цитируется в других книгах апокрифов, в Новом завете, в сирийской версии книги Ахикара и в произведениях еврейских ученых раннего средневековья. Весьма значительно влияние Премудрости Бен-Сиры на ряд ранних еврейских молитв и на ранние пиюты. В Премудрости Бен-Сиры впервые упоминаются некоторые обычаи, позднее кодифицированные Галахой (например, произнесение благодарственной бенедикции Богу при виде радуги), содержится наиболее ранняя ссылка на восемнадцать благословений (см. Амида). Можно полагать, что первоначальный текст Премудрости Бен-Сиры на иврите еще существовал ко времени Са‘адии Гаона (10 в.), но затем был утерян. Фрагменты текста на иврите были найдены в 1896 г. Шломо Шехтером в Каирской генизе. В последние годы было найдено еще несколько фрагментов, часть которых содержит лишь отдельные стихи, переписанные с многочисленными ошибками и искажениями. Отдельные фрагменты на иврите были найдены в Кумране, а в 1964 г. Иггаэль Ядин открыл в Масаде фрагменты, доказывающие, что рукопись из генизы содержит текст Премудрости Бен-Сиры на иврите, восходящий к первоначальному тексту книги. Критическое издание ивритского текста Премудрости Бен-Сиры, включая фрагменты из Каирской генизы, Мёртвого моря свитков и Масады, а также толковый указатель ко всем словам текста, было опубликовано в 1973 г. под наблюдением Академии языка иврит.

На различные части текста Премудрости Бен-Сиры написаны многочисленные произведения католической и протестантской церковной музыки.

Смотрите также

Барон Двора

Бобтельский Мордехай

Брандайз Луи Дембиц

Браудес Реувен Ашер

Браун Херберт Чарлз