Леванда Лев

ЛЕВА́НДА Лев Осипович (Иехуда Лейб; 1835, Минск, – 1888, Петербург), русско-еврейский писатель и публицист. Родился в бедной семье. Учился в реформированной минской талмуд-торе, а после ее закрытия (1846) — в казённом еврейском училище. В 1850 г. Леванда поступил в Виленское раввинское училище, по окончании которого преподавал в минском казенном еврейском училище (1854–60). В 1860–86 гг. занимал пост учёного еврея при виленском генерал-губернаторе. Леванда владел несколькими языками и хорошо знал русскую и западную литературу. Живя в Минске, Леванда печатал в местных губернских ведомостях фельетоны под псевдонимом Ладнев. В 1860 г. он стал одним из ведущих сотрудников первого еврейского журнала на русском языке «Рассвет». В 1865 г. — редактор газеты «Виленские губернские ведомости». Леванда разделял широко распространенные в эпоху великих реформ 1860-х гг. надежды на быстрое улучшение гражданского положения еврейства России, обретение им равноправия и полную интеграцию с русским обществом. Публицистика Леванды стремилась «действовать оборонительно против нападок извне, когда дело идет о защите наших человеческих и конфессиональных интересов, а наступательно против нашего внутреннего врага: мракобесия, рутины, общинных неурядиц и т. д.». Отрицательным явлениям еврейского быта Леванда противопо­став­лял идеализированную картину русского общества.

С 1871 г. Леванда печатал свои произведения в издававшихся А. Ландау сборниках «Еврейская библиотека», а с 1881 г. — в журнале «Восход». Свои идеи Леванда облекал в беллетристическую форму. Еще в журнале «Рассвет» (1860–61) было напечатано первое беллетристическое произведение Леванды «Дело бакалейных товаров. Картины еврейского быта» (перевод на иврит под названием «Ха-марколет» /»Бакалея»/, 1874).

В «Еврейской библиотеке» (тт. 1–3, 1871–73, отдельное издание — 1875) был напечатан роман Леванды «Горячее время» (фрагменты на иврите «Хе-‘авар», 1967), признанный критикой лучшим художественным произведением Леванды. В романе, как и в публицистике Леванды после польского восстания 1863 г., нашли выражение русский патриотизм Леванды, его вера в спасительную силу приобщения евреев к русской культуре, противопоставляемая польскому влиянию. Устами героя романа Сарина Леванда призывал образованную еврейскую молодежь отказаться от польской ориентации и стать русскими во всем, кроме религии. Сходные идеи Леванда выражал в статьях, публиковавшихся в русских либеральных газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время» и другие).

Литературное дарование Леванды проявилось в таких произведениях, как «Очерки прошлого» (1870), воспоминания о детстве «Школобоязнь» (1875), «Путевые впечатления и заметки» (1873) — о поездке по черте оседлости, исторические очерки «Гнев и милость магната» (1885; на иврите 1903), «Авраам Иозефович» (1887; на иврите в сб. «Кнесет Исраэль») и другие.

В 1879 г. на страницах журнала «Русский еврей» Леванда сформулировал радикальную ассимиляторскую (см. Ассимиляция) программу, призвав «энергически способствовать всему тому, что ведет к бесповоротному перерождению русского еврея в русского гражданина с оттенком своей религиозной особенности». Когда в 1880 г. возникла опасность погромов, Леванда готов был возложить ответственность за это на самих евреев. Однако уже в 1881 г. он признал, что пропасть, отделяющая евреев от окружающего населения, создана ограничительным законодательством.

Погромы 1881 г. заставили Леванду признать крах надежд на слияние евреев с русским народом. Из противника палестинофильской идеи Леванда постепенно, преодолевая сомнения, стал сторонником движения Ховевей Цион, главные задачи которого усматривал в пробуждении национального сознания еврейских масс России, покупке земли в Эрец-Исраэль и обретении таким образом евреями «почвы под ногами» («Сущность так называемого палестинского движения» в сб. «Палестина», 1884). В своих последних статьях «Об ассимиляции» («Недельная хроника «Восхода», №37–38, 1885) Леванда указывал на необходимость, «следуя общему примеру всех культурных народов, считаться с воцарившимся в мире принципом национальности». Духовная эволюция Леванды отражает три стадии развития социально-политической идеологии еврейской интеллигенции в России от традиционного мессианства к поискам родины (Хаскала — ассимиляторство — палестинофильство). Тяжело больной Леванда последние годы жизни (с 1882 г.) находился на излечении в психиатрической лечебнице, где и скончался.

Брат Леванды, Виталий Осипович (1840–1920), русский юрист и публицист. Печатал статьи по еврейскому вопросу в «Еврейской библиотеке», «Русском еврее» и других изданиях. Составил «Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени, 1649–1873. Извлечение из Полных собраний законов Российской империи» (СПб., 1874).

Смотрите также

Лёви Отто

Левине Эйген

Липпман Габриэль

Лод

Лотман Юрий