бенедикция
БЕНЕДИ́КЦИЯ, молитвенная формула, содержащая благословение Бога. Терминологическим обозначением бенедкции на иврите является существительное браха, восходящее к глаголу ברך — `преклонять колени`. Бенедикция обязательно начинается или завершается (или начинается и завершается) обращением Барух Атта (Благословен Ты), после которого следует тетраграмматон, произносимый как Адонай (Господь мой). В бенедикции, открывающейся этими словами, после них следует вторая обязательная часть: Элохейну Мелех ха-‘олам (Бог наш, Царь вселенной). После нее следует заключительная краткая часть, различная в разных бенедикциях и выражающая конкретную специфику каждой данной бенедикции, например:
Барух Атта Адонай, Элохейну Мелех ха-‘олам,
Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, ...ха-моци лехем мин ха-арец.
...извлекающий хлеб из земли (бенедикция над хлебом)...ше-хехеяну ве-кийману ве-хиги‘ану ла-зман ха-зе.
...который дал нам дожить и досуществовать до этого времени и достичь его (бенедикция в связи с чем-либо, происходящим впервые в данном году, или в связи с выдающимся событием в жизни произносящего ее)
Бенедикция, построенная таким образом, традиционно характеризуется по типу построения как «краткая формула» (матбеа кацар). Вторым типом построения бенедикции является «пространная формула» (матбеа арох), при которой после первых двух обязательных частей, идентичных таковым в «краткой формуле» (реже — лишь после первой из этих частей), часть, выражающая специфику бенедикции, дается в пространном виде (обычно в виде периода или нескольких предложений) и обязательно завершается снова обращением к Богу, идентичным первой части «краткой формулы», причем после тетраграмматона обычно приводится еще один эпитет Бога в соответствии со спецификой данной бенедикции. Примером такого типа построения бенедикции может служить первая бенедикция Амиды, первая бенедикция в молитве после трапезы и т. п.
Наконец, третьим типом построения бенедикции является «бенедикция, сопутствующая бенедикции» (браха ха-смуха ла-хаверта): вводные части в ней отсутствуют, но в конце бенедикции приводится обращение к Богу, идентичное по своему построению заключительному обращению «пространной формулы». По такому типу обычно строятся все бенедикции, кроме первой, в молитвах, составленных из ряда бенедикций. Примером бенедикций такого типа могут служить вторая и последующие бенедикции Амиды, вторая и последующие бенедикции молитвы после трапезы и т. п.
По содержанию бенедикции традиционно подразделяются на четыре группы.
1. «Бенедикции наслаждающихся» — то есть в основном бенедикции, произносимые перед употреблением различных видов пищи. По типу построения эти бенедикции представляют собой «краткие формулы».
2. Бенедикции, произносимые перед совершением ряда действий, рассматриваемых как заповеди (зажигание субботних свеч, ритуальное омовение рук, облачение в таллит и т. п.; см. Мицвот). По форме они представляют собою «малую формулу», третьей частью которой является определительное предложение «Который освятил нас предписаниями Его и повелел нам...» (ашер киддшану бе-мицвотав ве-циввану...), завершающееся наименованием предписанного действия.
3. Бенедикции, входящие в молитвы, которые читаются в ходе трех обязательных ежедневных служб (см. Ма‘арив, Шахарит, Минха) и праздничных служб. По типу построения эти бенедикции — «пространные формулы» (первая бенедикция в молитве) и «бенедикции, сопутствующие бенедикции» (последующие бенедикции молитвы).
4. Бенедикции, связанные с наблюдением исключительных или необычных явлений природы (радуга, высокие горы, гром и т. п.) или человеческого общества (необычно большое стечение людей, лицезрение выдающегося ученого, монарха и т. п.). По типу построения они — «краткие формулы».
История становления бенедикций еще недостаточно выяснена. Обязательная часть всякой бенедикции — обращение к Богу, включающее в себя тетраграмматон, встречается в Библии лишь дважды (Пс. 119:12; I Хр. 29:10), хотя в ней достаточно часто отмечается почти идентичная формула благословения Бога, не содержащая лишь обращения Атта — Ты (Быт. 24:27; Исх. 18:10; I Сам. 25:32; II Сам. 18:28; I Ц. 1:48, 5:21, 8:15, 56; Пс. 28:6, 31:22; Руфь 4:14; I Хр. 16:36). Можно полагать, что становление бенедикций происходило в период Второго храма. Различные бенедикции возникали, по-видимому, в разных местностях, и лишь к концу периода Второго храма некоторые из них стали общепринятыми. Кодификация бенедикций была в основном завершена, очевидно, в конце 1 в. н. э. под руководством Гамлиэля II, но в Талмуде еще встречаются разные варианты ряда бенедикций. Вопрос о бенедикциях подробно рассматривается в трактате Брахот (Бенедикции) Мишны и в гемаре к нему в обоих Талмудах.
См. также Браха, Молитва, Литургия, Биркат-ха-гомел, Бог, Имена, Тора.