Авшалом
АВШАЛО́М (אַבְשָׁלוֹם; Авессалом; 1007 или 1006 до н. э., Хеврон, – ?), третий сын царя Давида. Авшалом был сыном Ма‘ахи, дочери гшурского царя Талмая. Когда его сводный брат Амнон обесчестил его родную сестру Тамар, Авшалом приказал убить Амнона на празднике стрижки овец в своем владении, куда пригласил всех царских сыновей. Опасаясь гнева Давида, он бежал ко двору своего деда Талмая, который был, очевидно, в то время (около 987 г. до н. э.) вассалом Давида. Приблизительно в 983 г. до н. э. Давид помирился с Авшаломом.
По-видимому, к этому времени Давид считал Авшалома своим наиболее вероятным преемником.
Авшалом был красив, обаятелен и красноречив (II Сам. 14:25; 15:2–6) и пользовался популярностью. Однако он опасался, что под влиянием Бат-Шевы Давид объявит своим наследником ее старшего сына (как впоследствии и случилось). Поэтому решил захватить власть силой. Восстание было тщательно подготовлено и пользовалось большой поддержкой как в Иудее, так и в наделах других колен Израилевых, недовольных постепенным усилением государства, стремившегося ограничить их права. Давид отступил в Заиорданье со своими телохранителями, чужеземными наемниками и частью оставшегося верным ему народа. Он оставил в Иерусалиме своего доверенного человека Хушая и двух человек для связи. Хушаю удалось убедить Авшалома не следовать разумному совету Ахитофела, предлагавшего преследовать Давида и нанести ему удар прежде, чем тому удастся собрать новые силы. В битве в лесу в наделе Эфраима (в Заиорданье) племенные ополчения Авшалома не смогли устоять против наемных воинов Давида, которыми командовал Иттай из Гата, и верных Давиду израильтян, во главе которых стояли братья — военачальники Иоав и Авишай. Авшалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит по приказу Иоава, несмотря на приказ Давида оставить его в живых. Скорбь царя об Авшаломе едва не стоила ему поддержки верных ему войск (II Сам. 19:1–9).
В аггадическом (см. Аггада) повествовании об Авшаломе его смерть предстает как закономерное следствие чрезмерного честолюбия и непочитания родителей. Вокруг так называемого Авессаломова памятника (Яд Авшалом) в Кидронской долине (см. Кидрон) сложился ряд народных сказаний и легенд.