Берлин
БЕРЛИ́Н, столица Германии.
Первое упоминание о еврейском населении Берлина содержится в распоряжении городского совета от 28 октября 1295 г., которое запрещало торговцам продавать евреям шерстяную пряжу. Древнейшими местами поселения евреев в Берлине были Большое еврейское подворье и Еврейская улица. Во время эпидемии чумы в 1349–50 гг. (см. «Чёрная смерть») евреи были убиты или изгнаны из города, а их дома были сожжены. С 1354 г. евреи стали возвращаться в Берлин. Однако им не было разрешено восстановить синагогу, и они молились в частном доме. В 1573 г. в Берлине был казнен приближенный курфюрста, ведавший чеканкой монет, еврей Липпольд, которого обвинили в отравлении курфюрста, и все евреи были изгнаны из Берлина «на вечные времена».
После изгнания евреев из Вены в 1670 г. курфюрст разрешил 50 богатым еврейским семьям из Австрии временно (на 20 лет) поселиться в маркграфстве Бранденбургском (столицей которого был Берлин) и герцогстве Кроссен. 10 сентября 1671 г. первые еврейские семьи получили разрешение поселиться в Берлине. Эта дата впоследствии отмечалась как день основания новой еврейской общины в Берлине. Евреям была предоставлена полная свобода торговли, но им запретили заниматься ростовщичеством (см. Ссуда денежная); запрещена была и постройка синагог. Среди других налогов был установлен и налог за покровительство. По истечении 20-летнего срока евреи, желавшие остаться в Берлине, должны были получить на это разрешение специальной комиссии и заплатить особый налог. С 1697 г. евреям не разрешалось владеть землей.
Первая синагога в Берлине была построена в 1714 г. В 1730 г. Фридрих Вильгельм I ограничил число евреев, которым разрешалось жить в Берлине, 120-ю семьями. Евреям также были запрещены занятия ремеслом, за исключением резки печатей и изготовления серебряной и золотой парчи, а также ритуального убоя скота.
В 18 в. евреи занимались главным образом коммерцией, банковским делом и торговлей драгоценными металлами и камнями. Важную роль в экономике играли придворные евреи. С течением времени монетная торговля была всецело сосредоточена в руках евреев.
Фридрих II (1740–86) лишил вторых и третьих детей еврейских семей права жительства в Берлине и велел ограничить число находящихся под покровительством двора евреев 150-ю лицами. Все же во время его правления экономическое, культурное и социальное положение евреев в Берлине улучшилось. Хотя роль евреев в розничной торговле, вследствие многочисленных запретов, значительно уменьшилась, число еврейских промышленников, банкиров и агентов-посредников возросло.
Экономическому процветанию сопутствовали первые признаки стремления евреев к культурной ассимиляции. Под влиянием М. Мендельсона в общине Берлина были проведены некоторые реформы, в основном в области образования. В 1778 г. была основана общеобразовательная еврейская бесплатная школа «Хиннух не‘арим», в которой применялись новые методы преподавания. Распространение светских знаний являлось одной из целей Хеврат доршей лешон эвер (Общество приверженцев языка иврит, основано в 1783 г.), которое с 1788 г. издавало журнал «Ха-Меассеф». Дом Мендельсона стал местом встреч известных ученых. Берлин превратился в центр движения Хаскалы.
С завоеванием Пруссии Наполеоном I евреи Берлина были признаны равноправными прусскими гражданами (1812). Однако в период Реставрации их права были вновь ограничены. Многие евреи Берлина приняли активное участие в революции 1848 г., а также в работе Франкфуртского национального собрания и палаты депутатов Пруссии. Конституция 1849 г. предоставила евреям Германии равноправие, но после поражения революции их права были значительно урезаны. Гражданские права вновь были предоставлены евреям Берлина лишь в 1860 г. С этого времени евреи стали играть важную роль в общественной, политической и культурной жизни Берлина, главным образом в области журналистики, литературы, театра, музыки и т. п. Владельцами и редакторами важнейших газет были евреи.
Эти успехи привели к усилению антисемитизма. В начале 80-х гг. 19 в. в консервативных кругах Берлина возникло организованное антисемитское движение под руководством А. Штеккера, который пытался восстановить массы против евреев — «знаменосцев капитализма».
В 1812 г. в Берлине проживали 3292 еврея, а в 1925 г. — 172 672 (4,3 % населения). Еврейское население Берлина выросло в основном за счет притока евреев из различных провинций Германии, а также после раздела Польши (1772–95) и затем — во второй половине 19 в. — за счет потока еврейских иммигрантов из Восточной Европы и России, оказавших значительное влияние на общественную и культурную жизнь общины. В 1819 г. Л. Цунц и И. М. Йост основали в Берлине Общество еврейской культуры и науки, в работе которого участвовал Г. Гейне. А. Бернштейн создал в 1845 г. Реформистское общество. В 1872 г. была основана Высшая школа иудаистики (Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс), а в 1873 г. была открыта ортодоксальная раввинская семинария. В начале 20 в. в Берлине было 16 синагог (семь ортодоксальных /см. Ортодоксальный иудаизм/, остальные — реформистские /см. Реформизм в иудаизме/ и либеральные).
С превращением Берлина в крупный центр экономики евреи стали играть все более значительную роль в экономической жизни города: в банковском деле, торговле, текстильной промышленности, в строительстве и вагоностроении.
В Берлине находились руководящие органы Союза еврейских общин Германии (основан в 1869 г.), Союза евреев Германии (1904), Бней-Брит (1883), Центрального союза германских граждан иудейского вероисповедания (1893), Союза взаимопомощи германских евреев (1901), Центрального благотворительного бюро евреев Германии (1917) и других еврейских общегерманских организаций. В Берлине также печатались несколько еврейских газет и журналов.
Еврейские ортодоксы Берлина, с одной стороны, и ассимиляторские круги, с другой, оказывали сильное сопротивление сионистскому движению и особенно политическому сионизму. Однако со временем позиции сионистов в общине Берлина значительно упрочились. Их орган «Юдише рундшау» пользовался широкой популярностью. В начале 20 в. Берлин стал очагом антисемитской пропаганды, которая усилилась после убийства Розы Люксембург (1919) и Вальтера Ратенау (1922).
После захвата власти нацистами (1933) началось массовое истребление евреев Берлина (см. Германия). Еврейская община была ликвидирована и официально восстановлена лишь после войны, с 15 июля 1945 г. В начале 1946 г. община насчитывала 7070 человек, из которых 4121 (более 90% всех семейных) состояли в смешанном браке. 1320 евреев уцелели, скрываясь во время войны, 1628 вернулись из концлагерей. Евреи были рассеяны по всему Берлину; треть еврейского населения проживала в советском секторе оккупации. Община получила помощь от оккупационных властей, а с осени 1945 г. — также от Джойнта. Хотя Берлин был разделен, еврейская община оставалась единой до конца 1952 г. Впоследствии положение евреев в Западном Берлине значительно улучшилось. Им было возвращено конфискованное нацистами имущество, жертвам нацистских преследований была выплачена компенсация.
В Западном Берлине имелись четыре синагоги. В 1959 г. муниципалитет Берлина построил большой центр еврейской общины на Фазаненштрассе, где до 1938 г. находилась величественная синагога. В 1972 г. в Западном Берлине насчитывалось 5447 евреев (20% всего еврейского населения Федеративной Республики Германии, включая Западный Берлин), в 1974 г. — 5300. В 1984 г. в еврейскую общину Западного Берлина входили 6230 человек (в том числе свыше двух тысяч бывших граждан Советского Союза, прибывавших в город из Израиля, начиная с 1973 г.), в 1986 г. — 6411 человек. По некоторым оценкам, общая численность евреев, живших в Западном Берлине в 1980-х гг., была значительно выше — до двенадцати тысяч человек. Западноберлинская еврейская община во главе с Х. Галински (1912–92; в 1988–92 гг. — также председатель Центрального совета евреев Германии) была одной из самых активных и влиятельных в Германии.
В Западном Берлине действовали еврейская воскресная и вечерняя школы, талмуд-тора, в 1986 г. открылась еврейская средняя школа (в 1990 г. — 200 учащихся). Работали отделения ВИЦО, Союза еврейских студентов в Германии, общества «Маккаби». В начале 1980-х гг. образовались немногочисленные «еврейские группы» левой ориентации, члены которых выступили против руководства общины и резко осудили Ливанскую войну. Несмотря на то, что Западный Берлин являлся одним из центров деятельности правых радикалов, антиеврейские акции проводились здесь сравнительно редко (самая крупная из них произошла в 1975 г., когда в адрес Х. Галински была отправлена по почте заминированная посылка).
В январе 1946 г. еврейское население в советском секторе Берлина составляло 2442 человек, а в 1974 г. — всего 500 человек. В еврейскую общину Восточного Берлина в 1972 г. входили около 500 человек, в начале 1980-х гг. — около 400; подавляющее большинство живших здесь евреев и лиц смешанного происхождения не поддерживали с ней связей. В Восточном Берлине ежеквартально выходил журнал «Нахрихтенблатт» — официальный орган Союза еврейских общин Германской Демократической Республики. Из Венгрии в Восточный Берлин два раза в месяц приезжал шохет, на праздники — раввин и кантор (см. Хаззан). Община содержала дом престарелых, в котором к концу 1980-х гг. остались только неевреи.
В начале 1990 г. число евреев, живших в Берлине и входивших в общины, достигло 6411 человек. С конца 1989 г. в город начали прибывать сотни евреев, эмигрировавших из Советского Союза. К концу января 1991 г. число вновь прибывших евреев, временно размещенных в западной части Берлина, составило четыре тысячи человек, в восточной части города к концу октября 1991 г. — около двух тысяч. Поскольку многие из вновь прибывших в дальнейшем покинули Берлин, к концу 1991 г. численность его еврейского населения составила, по приблизительной оценке, около девяти тысяч человек. С падением коммунистического режима в Восточной Германии (конец 1989 г.) несколько оживилась деятельность еврейской общины Восточного Берлина (в 1990 г. — 204 человека): она начала проводить культурные мероприятия, организовывать лекции об Израиле и об истории еврейского народа. После объединения Германии была создана единая община Берлина (1 января 1991 г.). В городе действовало также ортодоксальное объединение Адат Исраэль, организованное в Восточном Берлине в начале 1990 г. вопреки противодействию общины Западного Берлина, претендовавшей на роль единственного представительства евреев города. Ей в известной мере противостояло также Еврейское культурное общество, возникшее в Восточном Берлине до объединения города. В Берлине открылись (под эгидой общины и Адат Исраэль) два ресторана, где соблюдался кашрут, магазин кашерных пищевых продуктов. Велась реставрация самой большой в городе Новой синагоги, где было намечено разместить еврейский центр.
В Берлине проживает наибольшее число евреев, въехавших в Германию в 1989–2005 гг. в рамках еврейской иммиграции из СССР и стран, которые образовались после его распада. В берлинской еврейской общине в 2001 г. были зарегистрированы около 12 тысяч человек. Эмигранты из СССР, СНГ и стран Балтии составляют половину официально зарегистрированных членов еврейской общины Берлина. Известно, что значительная часть евреев не прошла регистрацию, поскольку многие из приехавших были ассимилированы и не испытывали потребности в связи с еврейской общиной. В рамках еврейской иммиграции из Советского Союза, СНГ и стран Балтии в Германию въехало значительное число нееврейских родственников евреев и людей с фальшивыми еврейскими документами. Кроме того, с общиной не связаны тысячи израильтян, постоянно живущих в городе.
В Берлине находятся филиалы международных еврейских организаций: Еврейского агентства, Джойнта, ВИЦО, Бней-Брит и молодежных еврейских движений. В городе расположены основные учреждения ведущих немецких еврейских организаций: Центрального совета евреев Германии, Союза прогрессивных евреев Германии, Австрии и Швейцарии. В 2003 г. в городе начало работать европейское бюро Всемирного конгресса русскоязычных евреев (председатель правления — Д. Фельдман, исполнительный директор — Лариса Сысоева, родилась в 1949 г.), оно осуществляет программы, направленные на сближение русскоязычных евреев с еврейской общиной, на укрепление у них еврейской идентичности и солидарности с Израилем. В Берлине функционируют три начальные еврейские школы и одна средняя (большинство учеников — неевреи). В Берлинском университете существует кафедра иудаики.
При создании Еврейского музея руководство Германии и некоторые представители еврейской общины выдвинули предложение, чтобы экспозиция стала частью Берлинского музея, так как немецкие евреи составляют часть истории и современной жизни страны. Однако большинство еврейских лидеров Германии считали, что после Катастрофы евреи никогда не смогут «чувствовать себя как немцы». В 2001 г. в присутствии канцлера Германии Г. Шредера, президента И. Рауса, бывшего государственного секретаря США Г. Киссинджера в Берлине в отдельном здании и как независимое учреждение был открыт Еврейский музей, разнообразные экспозиции которого рассказывают об истории евреев Германии.
В Берлине существуют три реформистские общины. В 2000 г. реформистским раввином Берлина стал Х. Разваски. Движение прогрессивного иудаизма в Берлине активно привлекает в общины новых эмигрантов из постсоветского пространства.
В Берлине, как и в других городах Германии, существуют определенные проблемы в отношениях между представителями старого еврейского населения Германии и вновь прибывшими эмигрантами из СНГ и стран Балтии, которые весьма далеки от еврейской жизни. Многие новые жители Германии жалуются, что их подвергают в еврейских общинах дискриминации. В 2001 г. А. Бреннер, в прошлом занимавший дипломатические посты в Израиле и Советском Союзе, свободно владеющий русским языком, был избран главой еврейской общины Берлина во многом благодаря поддержке новых членов общины.
Еврейская община Берлина публикует еженедельник на немецком языке и идиш. В Берлине выходит целый ряд еврейских периодических изданий на русском языке: газета «Русский Берлин», журнал «Еврейский Берлин», газета «Русская Германия».
27 января 2004 г., в годовщину освобождения Красной армией лагеря смерти Освенцим, в Берлине было закончено строительство мемориала жертвам Катастрофы рядом с Бранденбургскими воротами. Мемориал был открыт в 2005 г.
В мае 2001 г. в Берлине начал работать еврейский театр «Бама», который возглавил Д. Лахав, израильтянин, постоянный живущий в Германии. Каждый год в Берлине и других крупных городах Германии проходят двухнедельные фестивали Израиля.
Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. число правоэкстремистских группировок в Берлине и их активность существенно возросли, антисемитские инциденты были по-прежнему редки, поскольку основные объекты ненависти для членов таких группировок — проживающие в Берлине выходцы из стран «третьего мира».
Конец 1990-х – начало 2000-х гг. ознаменовались невиданным в послевоенной Германии взрывом антисемитизма. Был фактически предан забвению запрет на публичное проявление антисемитизма в Германии. С одной стороны, носителями антисемитизма в Берлине стали члены ультраправых фашистских группировок, скинхеды и любители тяжелого рока, с другой —представители многочисленной мусульманской общины города и поддерживающих их левацких группировок. В Берлине резко возросло число антисемитских инцидентов: в 2000 г. — 56, в 2001 г. — 106, в 2002 г. — 255. Основные инициаторы — мусульманские экстремисты. Часто объектами нападения арабских хулиганов становились религиозные евреи. В июне 2002 г. бандой неонацистов был убит берлинский школьник-еврей; 15 апреля 2003 г. банда молодых арабов избила двух еврейских женщин на станции метро, 23 марта 2003 г. группа арабов избила хасида Хабада (подробнее см. Антисемитизм в 1990 – 2000-е гг.).
С 1990 г. в Берлине работает генеральное консульство Израиля. В мае 2001 г. в Берлине было открыто посольства Израиля в Германии (ранее находилось в столице ФРГ — Бонне). Новое здание, построенное по проекту израильского архитектора Орит Вилленберг-Гил‘ади, облицовано иерусалимским камнем; оно состоит из шести частей, символизирующих шесть миллионов евреев, уничтоженных во время Катастрофы.