Бернстайн Леонард

БЕ́РНСТАЙН Леонард (Bernstein, Leonard; 1918, Лоренс, штат Массачусетс, – 1990, Нью-Йорк), американский дирижер, пианист, композитор, популяризатор музыки. Родился в семье эмигрантов из России. Учился в Гарвардском университете у У. Пистона и Э. Б. Хилла (композиция), Хелен Коутс, Сьюзен Вильямс и Х. Гебхарда (фортепьяно); в 1939–41 гг. в Музыкальном институте Кертис (Филадельфия) у Ф. Рейнера (1888–1963; дирижирование), Р. Томпсона (инструментовка) и Изабеллы Венгеровой (1877–1956) по классу фортепьяно. В 1942 г. совершенствовался в летнем классе дирижирования С. Кусевицкого в Танглвуде (Массачусетс). Дебютировал как дирижер с Бостонским оркестром по рекомендации Д. Митропулоса, затем дирижировал студенческим оркестром Института Кертис; по окончании института был приглашен Кусевицким (главным дирижером Бостонского симфонического оркестра) на пост его ассистента. В 1943 г. был приглашен А. Родзинским (1892–1958) на пост ассистента главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, где в ноябре 1943 г., заменив заболевшего Б. Вальтера, дал первый концерт, получивший одобрение публики и прессы. В 1945–49 гг. — главный дирижер симфонического оркестра «Нью-Йорк сити сентр» (преемник Л. Стоковского).

Бернстайн преподавал дирижирование в университетах городов Уоркшир (США) и Брандис (Чехословакия, в 1951–56 гг.) и работал с различными оркестрами, среди которых особое место занимали Нью-Йоркский и Израильский филармонические оркестры. Впервые Израильским филармоническим оркестром Бернстайн дирижировал в Тель-Авиве в 1947 г., и оставался связан с ним до конца жизни. В последние годы жизни он занимал пост почетного дирижера оркестра и дирижировал им, как в Израиле, так и на гастролях оркестра по всему миру. В 1948 г. он вместе с оркестром дал ряд концертов во время Войны за Независимость, в том числе в только что освобожденной Беер-Шеве, а в июле 1967 г. дал первый концерт в объединенном после Шестидневной войны Иерусалиме. В 1951 г. Бернстайн вместе с Кусевицким возглавил Израильский филармонический оркестр во время его первых гастролей в США. В 1957–58 гг. Бернстайн вместе с Д. Митропулосом возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, а в 1958 г. стал главным дирижером этого оркестра. Он был первым уроженцем США на этом посту, который занимал до 1969 г.

Кроме работы в США и Израиле, Бернстайн концертировал с лучшими оркестрами мира, среди них Берлинский и Венский филармонические оркестры, римский «Санта Чечилия», амстердамский «Концертгебау» и Баварский оркестр радио. Большое внимание Бернстайн уделял молодежным оркестрам; в 1988 г. посетил Советский Союз во главе Европейского молодежного оркестра, которым, кроме Бернстайна, дирижировали и его ученики. Среди учеников Бернстайна — дирижеры П. Ярви, К. Сент-Клер, К. Сато, М. Тилсон-Томас. Репертуар Бернстайна-дирижера обширен; центральное место в нем занимает музыка венских классиков, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Г. Малера (все симфонии), И. Стравинского, Д. Шостаковича и американских композиторов. Дирижировал в эффектной, темпераментной манере, сочетая внешние эффекты с глубиной и масштабностью интерпретации. Часто выступал одновременно как пианист и дирижер, исполняя сочинения Моцарта, Бетховена, М. Равеля, Дж. Гершвина.

Бернстайн увлекся композицией в юности после встречи с А. Коплендом. В своем творчестве стремился преодолеть границу между «серьезной» и «легкой» музыкой. Мюзиклы Бернстайна, хоть и выдержаны в бродвейской манере, не лишены оперного размаха. Среди них особой популярностью пользуется «Вестсайдская история» (1957), вошедшая в число лучших музыкально-драматических сочинений 20 в. Бернстайн написал также музыку к спектаклям «В городе» (1944), «Чудесный город» (1953) и «Кандид» (1956). Язык симфонических и камерных опусов Бернстайна сочетает влияния романтизма и авангарда 20 в. Много его сочинений написано на еврейскую тематику: симфония «Иеремия» (с вокальным соло на библейский текст на иврите, 1944) и «Каддиш» (оратория для чтеца, хора и оркестра, впервые исполнявшаяся в Тель-Авиве в 1963; на иврите), «Чичестерские псалмы» (частично текст на иврите; для хора и оркестра, 1965), «Халил» для флейты с оркестром (памяти израильского летчика, погибшего во время Войны Судного дня). Бернстайн написал также музыку на текст стихотворений английского поэта У. Х. Одена «Век тревоги», в которой использовал джазовые ритмы.

Бернстайн — выдающийся популяризатор музыки. Он выступал с комментариями на радио и телевидении, читал лекции перед концертами, выпустил ряд книг, в том числе «Радость музыки» (1959), «Бесконечное разнообразие музыки» (1966), «Вопрос без ответа» (1976) и статей, в которых, в том числе, отстаивает равноправие жанров — академической, джазовой и рок-музыки.

Роль Бернстайна в израильской музыкальной жизни была велика и не ограничивалась его работой с Израильским филармоническим оркестром. По инициативе Бернстайна Еврейской национальной и университетской библиотеке была подарена коллекция музыкальных инструментов Кусевицкого; во время нескольких войн, которые вел Израиль, Бернстайн выступал как пианист на фронтах и в госпиталях. Бернстайн активно способствовал завоеванию израильской музыкальной культурой международного признания. В Иерусалиме в 1990-е гг. было проведено три международных конкурса имени Бернстайна: дирижеров, вокалистов и композиторов.

Смотрите также

Байер Адольф

благотворительность

Бней-Биньямин

Борохов Бер

Браунталь Юлиус