Берри Клод
БЕРРИ́ Клод (Berri, Claude; настоящая фамилия Лангман; 1934, Париж, – 2009, там же), актер и режиссер кино, сценарист, продюсер. Родился в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Во время нацистской оккупации Франции семья Берри скрывалась в доме крестьян, которые сочувствовали режиму Виши (хотя и прятали еврейскую семью). Детский опыт, приобретенный во время проживания во французской провинции и знакомивший с французским обывателем, повлиял на формирование мировоззрения режиссера и его творчество. В молодости Берри работал скорняком, затем начал сниматься, писал сценарии.
Начало творческой деятельности Берри связано с так называемой «Новой волной» французского кино. В 1960 г. он сыграл одну из главных ролей в фильме К. Шаброля «Милашки», в 1961 г. как актер и сценарист участвовал в работе над фильмом «Жанин» режиссера Пайлата, в фильмах которого встречались карикатурные образы евреев. В 1963 г. Берри получил приз Венецианского фестиваля и премию «Оскар» за свою первую режиссерскую работу — короткометражный фильм «Цыпленок». В конце 1960-х гг. он снял по собственным сценариям полуавтобиографические сентиментальные трагикомедии, в которых важную роль играют еврейская тема и еврейский юмор. Первый полнометражный фильм Берри «Мы вдвоем» (1967), с успехом шедший на экранах всего мира, основан на воспоминаниях режиссера о временах нацистской оккупации. Крупнейший французский актер М. Симон сыграл в этом фильме роль крестьянина-антисемита, который постепенно проникается сочувствием к скрывающейся у него еврейской семье. В 1968 г. Берри выпустил фильм «Мазл тов, или свадьба». В 1970-е гг. Берри совмещает деятельность актера, режиссера и сценариста, создавая сентиментальные комедии на темы семейной жизни, предназначенные для невзыскательной публики («Человек со связями», 1970; «Секс-шоп», 1972; «Мужчина века», 1975; «В жуткий момент», 1978).
В конце 1970-х гг. Берри основал собственную кинокомпанию «Ренн», выпустившую в дальнейшем такие фильмы, как «Тэсс» Р. Поланского (по мотивам романа Т. Харди), фильм ужасов «Раненый человек» П. Шера, комедию «Банзай» К. Зиди, «Медведь» Ж. Ж. Анода и др. Работу продюсера и директора компании Берри успешно совмещал с режиссурой. В середине 1980-х гг. на экраны выходит его кинодилогия «Жан де Флоре» (1985) и «Манон ручьев» (1986), снятая по мотивам произведений французского писателя М. Паньоля. Этот фильм, самый дорогой в истории французского кино, с огромным успехом прошел в США и других странах, однако был сурово встречен кинокритиками, которые, отдав должное профессиональному мастерству режиссера, обвинили его в приспосабливании языка «Новой волны» к потребностям коммерческого кино. Своеобразным ответом режиссера на критику оказался следующий его фильм «Уранус» (1991) по новелле М. Айме, посвященный этическим проблемам, связанным с переоценкой ценностей, происшедшей во Франции после падения фашистской Германии. Рассматривая вопрос о том, насколько морально поведение победителей и правомерно безоговорочное осуждение людей, не решившихся вступить в активную борьбу с фашистским режимом, создатели фильма выступают против общества, стремящегося найти удовлетворение в поиске виновных.