Агасси Иосеф
АГА́ССИ Иосеф (родился в 1927 г., Иерусалим), израильский философ. Окончил Еврейский университет в Иерусалиме (1952) и Лондонский университет (в 1956 г. — степень доктора). В 1957–60 гг. преподавал в Лондонской школе экономики и политических наук, был ассистентом и помощником К. Поппера. В 1960–63 гг. Агасси возглавлял отделение философии в университете Гонконга. В 1963–65 гг. — профессор университета штата Иллинойс, США; в 1965–84 гг. — профессор Бостонского университета, а с 1984 г. — профессор Йоркского университета в городе Торонто, Канада. С 1971 г. Агасси одновременно профессор Тель-Авивского университета.
Агасси — один из видных представителей (наряду с И. Лакатосом, П. Фейерабендом, Т. Куном и другими) школы философии и методологии науки, основанной К. Поппером. Он — автор более 400 статей и ряда книг (написаны в основном на английском языке и иврите, многие переведены на итальянский, немецкий, польский, русский и другие языки), в которых выступает как последовательный и непреклонный приверженец принципов попперовской методологии — критицизма, антииндуктивизма, рационализма, фальсификационизма (см., например, книгу Агасси «Продолжающаяся революция: история физики от греков до Эйнштейна», Н.-Й., 1968).
Важное место в трудах Агасси занимает реабилитация ранее дискредитированных позитивизмом метафизических оснований науки (например, «Фарадей как натурфилософ», 1971, Чикаго), а также анализ социального контекста, в котором наука может беспрепятственно выполнять свое предназначение (например, «Наука и общество», 1981, Дордрехт, Нидерланды). Таким контекстом Агасси считает только демократическое общество западного либерального типа, причем обнаруживает глубинную аналогию между принципами функционирования науки и демократии. Агасси имеет в научном мире репутацию блестящего полемиста; изданы его избранные рецензии и дискуссионные выступления («Агасси. Благородное искусство философской полемики», Ла-Салл, Иллинойс, 1988).
Критерии западной либеральной демократии являются для Агасси решающими для оценки израильской политической жизни; характер Государства Израиль и политический курс всех его правительств Агасси характеризует словом «ненормальность», ибо Израиль, в отличие от всякого нормального государства западного типа, выступает не только представителем своих собственных граждан, но и всех евреев, независимо от их гражданства. Агасси утверждает, что для превращения Израиля в «нормальное государство» ему следует отказаться от стремления представлять весь еврейский народ, поскольку лишь часть евреев связала свою судьбу с этим государством. Агасси настаивает на отделении в Израиле религии от государства, что, как и в других странах западной либеральной демократии, должно привести к изъятию из понятия «нация» его религиозного компонента, а из понятия «еврей» — национального. Религия не должна, согласно Агасси, влиять на правовой и политический статус граждан. Агасси требует, чтобы в Израиле национальность идентифицировалась с гражданством и чтобы членами израильской нации признавались только граждане Государства Израиль независимо от их этнического происхождения и религиозной принадлежности. Агасси вместе с тем осознает, что его позиция, которая при всех оговорках фактически означает национальное отмежевание израильтян от евреев диаспоры, противоречит прочному национальному консенсусу, существующему в стране («Бейн дат у-леом» — «Между религией и нацией», Т.-А., 1984, 2-е издание Т.-А., 1993; «Ми-ху исреэли?» — «Кто он — израильтянин?», 1991, Т.-А.).