бет-дин

БЕТ-ДИ́Н (בֵּית-דִּין, буквально `дом судебных решений`; во мн. числе — баттей-дин), в раввинистической литературе — суд, в новейшее время — раввинский духовный суд, рассматривающий дела, относящиеся к личному статусу граждан (бракосочетания, разводы и т. п.), а также администра­тивные дела религиозного характера (контроль за соблюдением законов о пище и другие). Бет-дин служит также, с согласия сторон, арбитражным судом. В Израиле термином бет-дин обозначают раввинский суд (в отличие от светского суда — бет-мишпат). По израильскому законодательству бет-дин помимо его обычных религиозных функций обладает почти исключительной юрисдикцией в вопросах личного статуса граждан Израиля — евреев.

Библия повествует, что после исхода из Египта «сел Моисей судить народ» (Исх. 18:13). Однако по истечении некоторого времени он передал свои судебные функции лицам, которых он поставил «начальниками народа» (Исх. 18:25; Втор. 1:15), оставив за собой решение только наиболее сложных, важных дел (Исх. 18:22 и 26; Втор. 1:17). Очевидно, после того как евреи обосновались в Эрец-Исраэль, судьи были назначены для каждого колена (см. Колена Израилевы) и для каждого города. Послебиблейские раввинистические авторитеты считали обязательным учредить судебные органы и в каждой общине диаспоры. Минимальное для небольших селений число судей — трое (Санх. 36). В более крупных поселениях должен был заседать суд из 23 судей, так называемый Малый Синедрион (Санх. 1:6). Высшим судебным органом являлся Великий Синедрион в составе 71 судьи. Он заседал в специальном помещении в Иерусалимском храме (Санх. 11:2). Число судей всегда должно было быть нечетным, с тем, чтобы при расхождении во мнениях решения принимались большинством.

Разные составы судов обладали неодинаковой юрисдикцией. Так, суду из трех судей были подведомственны, как правило, гражданские дела (в том числе развод и халица — см. Левиратный брак); процедура перехода в иудейство; так называемый прозбол, то есть легально допустимый обход законов об аннулировании долгов в субботнем году; оставление в рабстве по истечении шестилетнего срока пребывания в нем; продажа в рабство вора, лишенного средств для возмещения убытков; выслушивание свидетельских показаний, в том числе по неспорным делам.

Суд в составе 23 судей осуществлял, как правило, юрисдикцию по уголовным делам, включая и тяжкие преступления, по которым могли выноситься смертные приговоры. Ему были подсудны также дела, возникшие первоначально как гражданские, но могущие повлечь за собой и уголовную санкцию, как, например, дело о клевете.

Суд в составе 71 судьи (Великий Синедрион) обладал практически неограниченными судебными, законодательными и административными правами. Так, первосвященник, глава колена и, по-видимому, председатель Синедриона (наси), обвиненные в уголовном преступлении, были подсудны только этому суду. Исключительно ему были подсудны такие уголовные дела, как лжепророчество, бунтарская деятельность старейшины, совращение в идолопоклонство жителей города или колена. Приведение в исполнение ряда смертных приговоров также подлежало его утверждению. Административной прерогативой Великого Синедриона являлось назначение судов в составе 23 судей, избрание царей и первосвященников, расширение границ Иерусалима и территории Храма, передел занимаемых коленами территорий, объявление войны, принесение жертвы за коллективный грех всего народа, назначение кохенов на службу в Храме и контроль за их деятельностью. Имеются авторитетные свидетельства, что Великий Синедрион являлся основным источником Устного Закона. Правовая норма, принятая Великим Синедрионом, а также данное им толкование закона были обязательны для всех. Нарушавшие или отвергавшие постановления Великого Синедриона по закону подлежали смертной казни (Сиф. Втор. 155).

При назначении судей применялась процедура смихи, поскольку Моисей рукоположил Иехошуа бин Нуна (Чис. 27:23), назначив его своим преемником, вождем и верховным судьей. Традиция смихи существовала приблизительно до середины 4 в.: посредством ее судьи получали полномочия от своих непосредственных предшественников. Вместе с тем, есть указания на то, что в библейский период судьи назначались и царями (см., например, II Хр. 19:5–6). Впоследствии смиха сменилась во многих (в основном западноевропейских) общинах системой выборности судей. В Испании, например, еврейские судьи переизбирались каждый год вместе со всеми членами правления общины.

В Израиле в настоящее время при назначении членов раввинского суда принята процедура, подобная той, которая применяется при назначении судей светских судов, то есть их квалификация в каждом отдельном случае определяется главными раввинами на основании экзаменов.

По мнению Маймонида, судья должен обладать семью основными качествами: быть мудрым, скромным, благоговеть перед Богом, презирать деньги, любить правду, любить людей, иметь хорошую репутацию. Судья, по Маймониду, должен быть также весьма строг к себе, подавлять все свои вожделения, остерегаться причинения зла и иметь храброе сердце, чтобы защитить притесняемого от ненависти, жестокости и преследований со стороны притеснителя (Майм. Яд., Санх. 2:1–7). Судья, являющийся родственником одной из сторон или питающий симпатию или антипатию к ней в судебном разбирательстве, должен отвести свою кандидатуру от участия в разборе дела (Санх. 3:4–5). В ходе суда судья должен выслушивать обе стороны, проявлять по отношению к ним терпение и уважение, не подвергая дискриминации ни одну из сторон. Всякое постороннее воздействие, оказываемое на судью, является незаконным. Судья должен действовать в процессе осторожно и осмотрительно, вновь и вновь проверяя показания, прежде чем он огласит свой вердикт. Тем не менее, он не может чрезмерно откладывать принятие решения. Судье следует вести процесс так, чтобы было принято решение, справедливость которого была бы очевидна сторонам и без труда понята ими. Ни один судья не должен участвовать в процессе вместе с другим судьей, которого он ненавидит или презирает. Судья не имеет права — особенно в уголовных делах — полагаться на мнение других членов суда и тем самым пытаться снять с себя правовую ответственность.

Первые исторически достоверные свидетельства о бет-дине относятся к периоду Второго храма, и учреждение этой институции приписывается Эзре, который распорядился, чтобы бет-дин заседал по понедельникам и четвергам во всех населенных пунктах страны. Этим постановлением, согласно традиции, были созданы местные суды, по отношению к которым Великий Синедрион в Иерусалиме был Верховным судом.

После разрушения Храма Иоханан бен Заккай учредил в Явне свой бет-дин в качестве политического и культурного центра евреев. Этот суд стал преемником Великого Синедриона и религиозно-национальным центром не только для Палестины, но и для диаспоры. Бет-дин в Явне был ответствен за корректировку календаря. В дополнение к этому главному бет-дину продолжали свою деятельность местные суды, особенно в местностях, где находились иешивы. Авторитет главного бет-дина достиг наибольшей высоты при Иехуде ха-Наси I. Его внука Иехуду III можно считать последним наси (230?–270), при котором главный бет-дин был еще истинным центром юрисдикции и администрирования для еврейского народа. К концу 3 в., с расцветом еврейской учености в Вавилонии и вследствие сильного угнетения евреев Эрец-Исраэль римскими властями, бет-дин при наси постепенно утратил свое значение. Однако в Вавилонии ни один бет-дин никогда не имел абсолютной власти даже в пределах этой страны.

В первой половине периода гаонов назначение местных судей в Вавилонии было сосредоточено в руках эксилархов. В Египте местных судей выбирал нагид (глава общины). В возникавших в Европе новых еврейских центрах старейшины или сами составляли суд, или выбирались специальные даяним (судьи). Самую большую власть и влияние бет-дин имел в Испании. Власть испанских еврейских судов распространялась на все сферы еврейской жизни (общественной и личной), и его решения основывались на раввинском законе. Судьи разработали строгую систему наказаний, некоторые из них далеко отошли от древнего еврейского законодательства. Бет-дин допускал, например, такие наказания, как бичевание, штрафы (которые шли в основном в королевскую казну), отлучение, оковы, тюремное заключение, изгнание, нанесение телесных увечий (отрубание руки, отрезание носа или языка). Доносчиков ждала казнь.

В средние века бет-дин стал оплотом еврейской автономии и сохранял это значение, хотя и с урезанными правомочиями, и в новое время. Он претерпел много изменений в разных еврейских центрах диаспоры, сохранив, однако, основы талмудического законодательства. На основе судебных решений, принятых по конкретным делам (казусам) на протяжении веков, выросла огромная литература раввинских респонсов. Она создавала прецеденты и способствовала, таким образом, постоянному развитию еврейского права.

В средние века общим правилом было строгое запрещение евреям передавать свои взаимные споры в нееврейские суды. Частично это достигалось контролем общины над личной жизнью каждого ее члена, а также общепринятой концепцией, что «суд — дело Божие» и что, следовательно, обращение в нееврейский суд означает «возвеличение чужих богов». Большое значение имели и честность, неподкупность и быстрота еврейского правосудия, которые были свойственны ему в большинстве стран почти во все исторические периоды.

В Польше и Литве в новое время, когда юрисдикция над еврейскими общинами принадлежала Ва‘аду четырех земель, в его состав входили верховные судьи, избранные из среды ученых-талмудистов, представлявших главные общины. Традиционный бет-дин, разбиравший гражданские дела, состоял из трех судей, но допускался и иной состав этого суда — от одного лица, обычно местного раввина, до семи товей ха-‘ир (старейшин общины). Большие города имели более одного суда. Были очень распространены арбитражные суды, в которых каждая из сторон выбирала по одному судье, а эти двое, в свою очередь, назначали третьего.

В России бет-дин был особенно влиятелен до второй половины 19 в. До упразднения института кагала в 1844 г. бет-дин не только применял строгие меры наказания к виновным лицам, но его юрисдикция распространялась и на сам кагал. Сохранилось решение о присуждении к смертной казни двух доносчиков в Ново-Ушице в 1836 г.

Когда эмансипация евреев в новое время привела к постепенному распаду корпоративной структуры еврейской общины, евреи все больше стали обращаться к общегосударственным судам. Ныне в диаспоре, там, где бет-дин сохранился до настоящего времени, он пользуется правом лишь арбитражного суда, решения которого признаются законом страны. Во многих странах, особенно в Великобритании и странах Содружества, в меньшей степени во Франции, система еврейских судов, возглавляемых главными раввинами страны, играет еще существенную роль в еврейской жизни. В Эрец-Исраэль под британским мандатным управлением была учреждена разветвленная сеть бет-динов, которыми руководил Верховный раввинский суд в Иерусалиме. Нынешняя система бет-динов в Израиле, сохраняя до известной степени преемственность по отношению к этой структуре, регулирует свои взаимоотношения со светскими судами и органами государственной администрации на основе специального государственного законодательства (см. также Верховный раввинат).

Смотрите также

бадхан

Беер Хаим

Берман Сэмюэль Натаниэль

Бет-Шемеш

Ботвинник Михаил