Бет-Лехем

БЕТ-ЛЕ́ХЕМ (בֵּית לֶחֶם; в русской традиции Вифлеем), город, фактически примыкающий с юга к Иерусалиму (ныне расстояние от муниципальной границы Иерусалима до въезда в Бет-Лехем — около 500 м.). На северной окраине города находится гробница праматери Рахили (Быт. 35:16–19). Бет-Лехем упоминается в Библии неоднократно и под другими названиями: Эфрат, Эфрата, Бет-Лехем Иехуда. Город принадлежал колену Иехуды. Бет-Лехем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником (Суд. 17:7–13), в рассказе о колодце Давида (II Сам. 23:15), неоднократно — в истории о Руфи и Боазе (Руфь 1:1–2, 19, 22; 2:4; 4:11).

Царь Давид был родом из Бет-Лехема, здесь же Самуил помазал Давида на царство (I Сам. 16:1–13). После пленения вавилонского выходцы из Бет-Лехема снова поселились здесь (Эз. 2:21; Нех. 7:26). Евреи жили в Бет-Лехеме до разгрома Бар-Кохбы восстания (135 г. н. э.).

Христиане считают Бет-Лехем местом рождения Иисуса. В начале царствования римского императора Константина его мать Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества. Церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии (529), но Юстиниан восстановил ее, и она сохранилась до наших дней. В 5 в. Иероним поселился в Бет-Лехеме и основал там монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык (так называемую Вульгату), он пользовался помощью ученых-евреев, живших в окрестностях Бет-Лехема.

Наличие еврейского населения в этом районе подтверждается также сведениями о том, что в начале 7 в. евреи помогли персам, воевавшим с Византией, захватить Иерусалим. Во время 1-го крестового похода Бет-Лехем был взят без боя воинами Танкреда. Иерусалимские короли Балдуин I и Балдуин II были коронованы в Вифлеемской церкви. Биньямин из Туделы посетил город около 1170 г. и нашел там 12 евреев-красильщиков.

Бет-Лехем неоднократно подвергался разрушениям: в 135 г. римлянами, в 13 в. — мусульманами-турками. В 15 в. — во время войны местных христиан с мусульманами Хеврона. Кража серебряной звезды из церкви Рождества в 1847 г. послужила одним из поводов к началу Крымской войны. В середине 19 в. по приказу турецких властей церковь была разделена таким образом, чтобы в ней могли совершать богослужения представители различных христианских конфессий.

До 1948 г. большинство населения Бет-Лехема составляли христиане, однако положение изменилось во время Войны за Независимость, когда здесь поселились арабские беженцы. В 1967 г. в Бет-Лехеме жили 14 439 человек, причем христиане составляли 46,1 % населения. Во время Шестидневной войны Бет-Лехем сдался израильским властям без сопротивления.

Бет-Лехем тесно связан с Иерусалимом. Экономика его основывается на туризме, торговле и земледелии; сюда, особенно на Рождество, съезжается много туристов и христианских паломников. Торжественная месса в ночь Рождества транслируется на весь мир многими ведущими телекомпаниями. Приблизительно две трети иностранных туристов, приезжающих в Израиль, посещают Бет-Лехем. Кроме вышеупомянутых церкви Рождества и гробницы праматери Рахили, в Бет-Лехеме находится так называемый колодец Давида (см. выше) и остатки акведука периода Второго храма, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.

После подписания так называемых Норвежских соглашений между Израилем и ООП (см. Я. Арафат) Бет-Лехем с прилегающими населенными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) вошел в состав Палестинской автономии. После этого число христиан (арабов и армян) в городе начало неуклонно снижаться (к 2000 г. — около 25% населения). Общее население Бет-Лехема около 50 тыс. человек (2003 г., оценочно).

С началом террористической войны, развязанной арабскими экстремистами против Израиля в конце сентября 2000 г., Бет-Лехем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Гило, Малхи, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций Армии обороны Израиля в Бет-Лехеме наступило затишье.

Смотрите также

Бадер Иоханан

Бахчисарай

Бет-Кешет

Бродский Александр

Бронфман Сэмюэл