Еврейская библиотека
БИБЛИОТЕ́КИ
Введение Общинные библиотеки и библиотеки общественных организаций Библиотеки раввинских семинарий Еврейские отделы в общих библиотеках Еврейские библиотеки в России и Советском Союзе Библиотеки и библиотечное дело в Израиле
Введение. В древности, по-видимому, книги хранились при храмах или царских дворцах. В Библии приведены названия некоторых книг («Сефер ха-яшар», ИбН. 10:13, II Сам. 1:18; «Сефер милхамот Адонай» — «Книга войн Господних», Чис. 21:14; «Сефер диврей ха-ямим ле-малхей Исраэль» — «Хроника царей Израильских», I Ц. 14:19; «Сефер диврей ха-ямим ле-малхей Иехуда» — «Хроника Царей Иудейских», I Ц. 14:29), которые послужили источником повествования. В II Маккавеев книге (2:13) рассказывается о библиотеке, основанной Нехемией, которая содержала «книги о царях и пророках, писания Давида и царские послания об исполненных по обету жертвоприношениях». На рубеже новой эры библиотеку имела Кумранская община.
В Талмуде содержатся высказывания о необходимости ухода за книгами, что свидетельствует о наличии общинных или частных книжных собраний. В период гаонов, как показывают материалы из Каирской генизы, существовали частные библиотеки. Личные собрания были у многих известных раввинистических авторитетов, причем в этических трактатах осуждались те, кто отказывался давать на прочтение книги из своих библиотек. В документах, связанных с изгнанием евреев из Испании, говорится о конфискации частных библиотек. В центрах изучения Торы создавались библиотеки при синагогах, бет-мидрашах и иешивах (нередко пополнявшиеся из личных собраний). В 1240 г. в Париже сожгли публично 24 воза с Талмудом и другими еврейскими книгами. На территориях, охваченных религиозными войнами, в период средневековья общественные библиотеки нередко уничтожались завоевателями (так, воины Омара ибн ал-Хаттаба в 642 г. сожгли остатки Александрийской библиотеки); вероятно, немало еврейских книжных собраний погибло при этих обстоятельствах.
Для нового времени характерно появление сети публичных еврейских библиотек. Постепенно складывались разные их виды: библиотеки общин, библиотеки различных обществ, организаций, библиотеки при раввинских семинариях, а также отделы гебраистики и иудаистики в общих библиотеках — национальных, университетских, муниципальных и других.
Общинные библиотеки и библиотеки общественных организаций. Первая из современных еврейских общинных библиотек была основана в Мантуе в конце 18 в. В Германии библиотеки общин предназначались главным образом для молодежи и учителей. Такими библиотеками располагали общины ряда городов Европы: Берлина (библиотека восстановлена после Второй мировой войны), Гамбурга, Мюнхена, Бреслау (см. Вроцлав), Вены, Праги, Варшавы и Вильны (см. Вильнюс). До сих пор существует подобная библиотека в Цюрихе; в ней есть сводный каталог книг по гебраистике и иудаистике, хранящихся в швейцарских библиотеках. Функционируют общинные библиотеки в Риме, Монреале и Стокгольме. В США многие синагогальные библиотеки работают при школах и используются для образовательных целей.
Ряд еврейских общественных организаций располагает значительными книжными фондами (Американский еврейский комитет в Нью-Йорке; Брандайза университет и расположенное на его территории Американское еврейское историческое общество в Уолтеме, Массачусетс; Институт Л. Бека в Нью-Йорке; Альянс в Париже и Центр документации современного еврейства там же; Еврейский исторический институт в Варшаве). Особое значение имеют библиотека и архив Института еврейских исследований ИВО, основанного в 1925 г. в Вильно; со времени Второй мировой войны институт находится в Нью-Йорке (филиал библиотеки ИВО есть в Буэнос-Айресе). Этот Институт специализируется на изучении материалов на языке идиш, истории евреев Восточной Европы и Катастрофы. В Американском еврейском архиве в Цинциннати прекрасно представлена американская еврейская пресса. К этой же категории библиотек относятся небольшие библиотеки и читальные залы сионистских, еврейских социалистических и других организаций.
Библиотеки раввинских семинарий. Во все исторические эпохи при иешивах существовали общинные библиотеки. В Италии первая библиотека при раввинской семинарии была основана в Падуе (сейчас находится в Риме). В Германии и Австрии самой большой была библиотека Еврейской теологической семинарии в Бреслау (см. Вроцлав), однако значительные собрания были также в ортодоксальной и реформистской семинариях в Берлине и в Венской семинарии. Есть библиотеки при Еврейском колледже в Лондоне, при Французской раввинской школе в Париже, при семинарии «Эц хаим» в Амстердаме и раввинской семинарии в Будапеште, при Иешиве-университете в Нью-Йорке (филиал Лос-Анджелес). Обширная библиотека Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке включала собрания М. Штейншнейдера и Э. Н. Адлера, но часть библиотек была уничтожена пожаром в 1966 г. Большие библиотеки существуют также при двух американских отделениях Хибру юнион колледжа в Цинциннати и в Нью-Йорке. Значительные фонды удалось собрать еврейским педагогическим колледжам в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Филадельфии и других городах США.
Еврейские отделы в общих библиотеках. В древности в знаменитой библиотеке в Александрии хранилась Септуагинта (см. Библия) и другие произведения иудео-эллинистической литературы. В средневековых монастырских, королевских и университетских библиотеках нередко были старинные рукописи на иврите, в частности, Библия. Вызванный Реформацией интерес к гебраистике побудил таких христианских ученых, как И. Рейхлин, начать сбор еврейских рукописей и книг. В Италии наиболее значительными еврейскими собраниями обладали библиотеки Ватикана в Риме, а также библиотека Палатина в Парме, в которую вошла знаменитая коллекция деи Росси. Испанский король Филипп II, правивший в 1556–98 гг., фанатически приверженный католицизму и всемерно поддерживавший инквизицию, послал в Италию Бенито Ариас Монтано для приобретения еврейских рукописей (особенно написанных в Испании), которые хранились в библиотеке во дворце Эскориал (часть из них ныне находится в библиотеке Мадридского университета). В 18 в. король Дании также отправил посланцев на Восток для приобретения еврейских манускриптов, которые впоследствии хранились в королевской библиотеке (Копенгаген).
В 19 в. значительно расширились собрания по иудаике в Англии, когда библиотека Оксфордского университета (библиотека Бодли) пополнилась самым большим в Европе собранием Давида Оппенхейма, а библиотека Британского музея (ныне Британская библиотека) приобрела большую часть рукописей из коллекции Иосефа Алманзи. Университетский колледж в Лондоне приобрел библиотеку семьи Мокатта, восстановленную после того, как ее здание было разрушено во время Второй мировой войны. Библиотека Кембриджского университета славится сокровищами из Каирской генизы (коллекция Ч. Тэйлора — Ш. Шехтера, конец 19 в.). Во Франции значительные фонды сочинений по гебраистике и иудаистике сосредоточены в Национальной библиотеке в Париже и в Национальной и университетской библиотеке в Страсбуре. В Германии такого рода издания находятся главным образом в государственных библиотеках Берлина и Мюнхена и муниципально-университетской библиотеке Франкфурта-на-Майне. Другие крупные европейские библиотеки — библиотека в Лейдене (Нидерланды); Амстердамская университетская библиотека и входящая в ее состав Библиотека Иудаика Симонсениана; Австрийская национальная библиотека в Вене; библиотека Венгерской Академии наук в Будапеште, пополненная коллекцией Д. Кауфмана.
В США одно из крупнейших собраний научных трудов по иудаистике находится в Еврейском отделе Нью-йоркской публичной библиотеки. В 1-й половине 20 в. иммигранты широко пользовались Бостонской публичной библиотекой. В вашингтонской библиотеке Конгресса хорошо представлены и иудаистика, и гебраистика, причем последняя выделена в специальный отдел. В американских университетах (помимо Брандайза университета) основные собрания по еврейской тематике сосредоточены в Гарварде и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Библиотечные работники, специализирующиеся на иудаистике (в том числе и библиотекари при синагогах), объединены в США в профессиональную ассоциацию, которая издает журнал «Иудаистика Лайбрерианшип».
О каталогах, которые публикуют библиотеки, см. Библиография.
Еврейские библиотеки в России и Советском Союзе. Еврейские библиотеки появились в России позже, чем в Западной Европе. Одним из первых собирателей еврейских книг в России был Шломо Дубно (1738–1813), который покинул Россию и умер в Амстердаме. Некоторые из хранившихся у него рукописей были куплены известным маскилом (см. Хаскала) и коллекционером Ш. И. Финном. Значительное собрание рукописей имелось у еврейского просветителя и исследователя караимов Симхи Пинскера (1801–64). Известным собирателем был И. М. Вязинский. Однако наибольшим размахом отличалась собирательская деятельность петербургского купца, мецената и общественного деятеля М. А. Л. Фридланда (1826–99), который составил огромную библиотеку, скупив книги у своих предшественников, а затем привел ее в порядок, поручив каталогизацию профессиональному библиографу Ш. Винеру (1860–1929). В 1892 г. собрание Фридланда, одно из самых крупных в Европе, было передано им в дар Азиатскому музею, и Винер начал публикацию каталога библиотеки Фридланда, оставшуюся незаконченной. Позднее это собрание стало частью фондов библиотеки Института востоковедения АН СССР (теперь АН России). Две коллекции рукописей, в том числе самаритянских (см. Самаритяне), приобрела у караимского собирателя А. Фирковича Императорская публичная библиотека Санкт-Петербурга (ныне — Российская национальная библиотека); содержащиеся в них рукописные материалы из Каирской генизы были пополнены коллекцией, переданной в дар библиотеке архимандритом Антонином (Капустиным), возглавлявшим русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 19 в. – начале 20 в. библиотеки в обязательном порядке пополнялись также новыми изданиями на иврите по спискам, представлявшимся цензурой (например, библиотека Румянцевского музея в Москве; позднее — Библиотека имени В. Ленина, сейчас — Российская государственная библиотека).
Среди публичных еврейских библиотек одной из наиболее ценных была библиотека М. Страшуна в Вильно, просуществовавшая до Катастрофы.
Публичные еврейские библиотеки были в России немногочисленны, так как власти неохотно давали разрешение на их открытие, поэтому главным источником еврейских знаний были библиотеки при синагогах и еврейских организациях, а также частные библиотеки. Самая значительная из частных библиотек принадлежала барону Горацию Гинцбургу, перешедшая затем по наследству к его сыну Давиду (см. Гинцбург, семья). В годы советской власти эта библиотека, которую Давид завещал Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме, была конфискована властями и передана Библиотеке имени В. Ленина; та же участь постигла и другие еврейские собрания, в том числе библиотеку семьи Шнеерсон. Среди библиотек, принадлежавших организациям, самой значительной была сеть библиотек Общества для распространения просвещения между евреями в России, главное собрание — в Санкт-Петербурге, а более скромные — в Одессе, Киеве и Риге. В 1880-е гг. начали открывать свои небольшие библиотеки еврейские организации социалистической ориентации. В этих библиотеках была, в основном, литература на идиш, иногда нелегальная, она предназначалась для широкого народного образования.
В начале советского периода были созданы академические библиотеки, такие как Еврейская академическая библиотека в Одессе (ликвидирована в конце 1920-х гг.) или библиотеки академических институтов в Киеве, Минске и Москве. Активной деятельностью в этой области был известен Иосиф Либерберг, директор Института еврейской (позднее — пролетарской еврейской) культуры Украинской АН в Киеве. Когда в 1929 г. были закрыты Еврейское историко-этнографическое общество и Общество по распространению просвещения между евреями в России, большая часть библиотечных и архивных материалов по инициативе Либерберга была перевезена в Киев. В 1936 г., однако, Институт пролетарской еврейской культуры был превращен в небольшой «кабинет», в свою очередь ликвидированный в период антиеврейской кампании 1949 г. Часть этих материалов, плохо сохранившихся, недавно была обнаружена в складских помещениях.
В постсоветский период предпринимаются некоторые попытки компенсировать ущерб, нанесенный библиотекам в России за годы отсутствия доступа к еврейской книге. Создается новая сеть еврейских библиотек при поддержке зарубежных организаций.
В регионах бывшей Российской империи, не вошедших в Советский Союз, а также в Галиции, включенной в восстановленную после Первой мировой войны Польшу, где в 1920–40-х гг. действовала самостоятельная система еврейского образования (см. Тарбут), функционировали еврейские библиотеки как при учебных заведениях, так и общие.
Библиотеки и библиотечное дело в Израиле. Поселенцы конца 19 в. воспроизвели в Эрец-Исраэль несколько разных моделей библиотек, в том числе — модель традиционной еврейской библиотеки, характерной для бет-мидраша. В 1892 г. в Иерусалиме был основан «Мидраш Абраванель», библиотека которого, после включения в 1895 г. собрания И. Хазановича и переименования в «Мидраш Абраванель ве-гинзей Иосеф», стала ядром Еврейской национальной библиотеки (1920). С созданием в 1925 г. Еврейского университета в Иерусалиме она вошла в его состав и получила название Еврейской национальной и университетской библиотеки.
Новоприбывшие создали большое количество частных библиотек на разных языках (до 1930-х гг. это чаще всего были библиотеки русских книг, но были и книги на иврите и идиш, а также на немецком и других языках), выполнявших просветительские функции. В Тель-Авиве возникли общественные библиотеки книг на иврите Ша‘ар-Цион и Бет Ахад-ха-‘Ам, в Хайфе — библиотека районного совета Хадар-ха-Кармел — Бет Шмуэль Певзнер и профсоюзная библиотека имени Б. Борохова, в Иерусалиме — библиотека муниципалитета Бет ха-‘ам. Общественные библиотеки существовали во всех киббуцах, во многих мошавах и мошавот (см. мошава). В школах также были созданы библиотеки, которые играли значительную роль в абсорбции новых репатриантов.
В 1930-е гг. алия из Германии способствовала дальнейшему распространению в ишуве европейских моделей библиотек: научных библиотек для интеллектуальной элиты и так называемых народных библиотек для массового читателя, в которых книги стали выдаваться на дом. Репатрианты из Восточной Европы (до 1948 г.) привнесли традицию, которая рассматривала публичные библиотеки как средство распространения социалистической идеологии.
«Закон о внесении поправок в декрет о печати» (1953) обязал всех издателей в Израиле предоставлять в распоряжение Еврейской национальной и университетской библиотеки два экземпляра каждого издания в течение месяца после выхода в свет; кроме того, специальные издания предоставляются специализированным библиотекам. В 1956 г. К. Ворманн, директор (1947–68) Еврейской национальной и университетской библиотеки, основал при Еврейском университете Библиотечную школу, что положило начало подготовке профессиональных кадров библиотечных работников в Израиле (см. ниже). В 1961 г. в Министерстве образования и культуры был открыт отдел публичных библиотек, организатором и первым директором которого стал К. И. Голан. Благодаря его активной деятельности библиотеки появились во многих населенных пунктах Израиля.
Академические библиотеки. Семь официально признанных в академическом мире высших учебных заведений Израиля располагают полным комплексом библиотечных служб. Из университетских библиотек (не считая Еврейской национальной и университетской библиотеки) самая значительная — библиотека Тель-Авивского университета, включающая Винера библиотеку (переведена из Лондона) — один из самых значительных книжных фондов по вопросам антисемитизма и Катастрофы европейского еврейства. Постоянный рост фондов академических библиотек обеспечивается основанной в 1975 г. Университетской комиссией по грантам.
В конце 1960-х гг. правительство учредило Постоянную комиссию Национальной библиотеки и университетских библиотек — организацию, которая определяла политику библиотечного дела. Другая такая организация — Библиотечная подкомиссия Комиссии по грантам — была создана в 1976 г.; третья — Комиссия по разработке компьютеризированной информационной системы Алеф — образована в 1986 г. (в 1991 г. ее заменила Группа по использованию системы Алеф в Израиле). Технион обеспечивает поиск литературы для научных и исследовательских институтов и промышленных компаний. Еврейский университет издает Израильский общий список серийных изданий. Библиотека Хайфского университета готовит на основе компьютерных данных ежегодный Указатель периодики на иврите (см. Библиография).
Публичные библиотеки. Научные обзоры показывают, что почти половина взрослого населения Израиля читает по крайней мере одну книгу в месяц, однако лишь 19% населения, включая детей, записаны в публичные библиотеки. На юге страны помощь публичным библиотекам оказывает Университет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве, на севере — библиотека Хайфского университета. Юридическая основа деятельности публичных библиотек — Закон о библиотеках 1975 г.
К 1992 г. в 760 из 1160 населенных пунктов были библиотеки, находившиеся в ведении Министерства образования и культуры. В начале 1990-х гг. правительство финансировало лишь около 11% бюджета библиотек; с 1992 г. эта поддержка увеличилась, но она все еще ограничена.
Самые крупные из публичных библиотек — упомянутые выше центральные муниципальные библиотеки трех больших городов Израиля: библиотека Бет ха-‘ам в Иерусалиме, библиотека Бет Шмуэль Певзнер в Хайфе и библиотека Ша‘ар-Цион в Тель-Авиве (после переезда в новое здание в 1977 г. и значительного расширения ее фондов и служб она стала называться Ша‘ар-Цион — Бет Ариэлла). Среди библиотек, открытых для публичного посещения, следует отметить также библиотеку Мосад ха-рав Кук в Иерусалиме, специализирующуюся на религиозной литературе; библиотеку мемориального института Яд ва-Шем и библиотеку киббуца Лохамей-ха-Геттаот, в которых содержится литература о Катастрофе и по связанным с ней темам; различные архивы, в том числе Сионистский архив в Иерусалиме с библиотекой широкого профиля; собрания юридической литературы в Министерстве юстиции и Верховном суде, открытые для частных лиц, и многие другие.
Центр публичных библиотек (основан в 1965 г.) обеспечивает централизованную службу каталога, комплектования и распределения книжных фондов, а также оказывает другие услуги публичным библиотекам.
Библиотеки киббуцов и мошавов. В конце 1980-х гг. на 284 тыс. жителей киббуцов и мошавов (около 6% всего населения Израиля) приходилось около шести миллионов библиотечных изданий — наибольшее количество на душу населения в Израиле.
Арабские публичные библиотеки. С конца 1970-х гг. отдел публичных библиотек Министерства образования начал оказывать помощь в организации и финансировании библиотек арабского сектора. Книги на арабском языке публиковались в Израиле, а также полулегально (см. Бойкот арабский) привозились из Иордании, Ливана, позднее — легально из Египта.
К 1991 г. из 64 арабских населенных пунктов 33 имели публичные библиотеки, которые пользовались финансовой поддержкой Министерства образования, и еще 11 обслуживались передвижными библиотеками, организованными Хайфской публичной библиотекой Бет Шмуэль Певзнер. Есть также библиотеки, финансируемые заграничными филантропическими организациями, предположительно связанными с палестинскими или мусульманскими политическими движениями.
Школьные библиотеки. К началу 1990-х гг. почти во всех начальных или средних школах в еврейском секторе учащимся предоставляли библиотечные услуги. В арабском секторе примерно одна из пяти начальных или средних школ не имеет никакой библиотечной службы. Школьные библиотеки, как правило, очень невелики.
Специализированные библиотеки. В Израиле функционируют около 400 специализированных библиотек, связанных с исследовательскими институтами (самая обширная из них — библиотека Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана), больницами, профессиональными ассоциациями, правительственными службами и промышленными предприятиями. Одно из крупнейших собраний по истории советских евреев — библиотека Центра исследований и документации восточноевропейского еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме.
Деятельность специализированных библиотек координируется с 1966 г. Израильским обществом специализированных библиотек и информационных центров.
Другие библиотеки. Библиотека Кнесета предназначена для нужд членов израильского парламента. При синагогах, религиозных учебных заведениях, местных религиозных советах и судебных учреждениях раввината есть библиотеки, располагающие религиозной литературой. В монастырях, миссиях и церквях находятся хранилища с христианской литературой. Мусульманские религиозные библиотеки основаны и поддерживаются главным образом мусульманским религиозным центром — Вакфом. В связи с массовой алией начала 1990-х гг. из СССР-СНГ расширились русские отделы библиотек при муниципальных клубах. Созданы также специализированные русские библиотеки; одна из крупнейших — библиотека Сионистского форума в Иерусалиме (с 1990 г.; создана по инициативе Клары Эльберт, родилась в 1953 г.).
Подготовка работников библиотек. В Библиотечной школе при Еврейском университете (см. выше) обучение построено по американской модели подготовки профессиональных библиотечных кадров. В 1972 г. в рамках факультета гуманитарных наук Хайфского университета был открыт курс подготовки специалистов с библиотечным образованием. Этот двухгодичный курс рассчитан на обучение не столько технической стороне, сколько принципам организации и общим целям библиотечного дела.
В 1973 г. Бар-Илан университет открыл Школу библиотечного образования. С 1976 г. Семинар киббуцного движения Ораним, который готовит учителей, под эгидой Хайфского университета осуществляет также программу подготовки дипломированных библиотечных работников. В 1985 г. Хайфский университет ввел в программу курс библиотечного дела как часть общего курса по подготовке к получению университетского диплома (но не как курс, дающий право на получение диплома по этой специальности).