Агмон Натан

АГМО́Н (Быстрицкий) Натан (1896, Звенигородка, Украина, – 1978, Тель-Авив), израильский писатель, драматург и публицист. Свою литературную карьеру начал еще в России, опубликовав в еврейских журналах ряд литературно-критических обзоров. В Эрец-Исраэль — с 1920 г.; в 1922–52 гг. работал в центральном управлении Еврейского национального фонда в Иерусалиме, где руководил отделами молодежи и информации. По поручению Еврейского национального фонда и Всемирной сионистской организации Агмон объезжал еврейские общины стран Восточной Европы и Южной Америки, выступал с речами и докладами, пользовавшимися огромным успехом.

Первый роман Агмона «Ямим ве-лейлот» («Дни и ночи») ярко рисует жизнь халуцим третьей алии в одном из первых палестинских киббуцов Бет-Альфа. Началом драматического творчества Агмона является историческая пьеса «Иехуда иш Крайот» («Иуда Искариот», 1930). За ней последовал целый ряд драм на исторические темы: «Шабтай Цви» («Саббатай Цви», 1931), «Лейл Иерушалаим» («Ночь Иерусалима», 1934), «Иерушалаим ве-Роми» («Иерусалим и Рим»), «Иосиф Флавий» (1939), «Иешуа ми-Нацерет» («Иисус из Назарета», 1941), «Махлефот Авшалом» («Локоны Авессалома», 1960) и др.

Центральная идея пьес Агмона — мессианство как избавление еврейского народа и создание нового человеческого общества на основе социальной справедливости. Агмон перевел на иврит «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса (1958) и стихотворения Пабло Неруды. Философский труд Агмона «Хазон ха-адам» («Видение человека», 1964) на основании исторического анализа с марксистско-материалистических позиций постулирует новую фазу гармонического включения человеческого общества в закономерные процессы существования вселенной.

В 1984 г. в Тель-Авиве вышла в свет монография Элизы Шнеер-Алрои об Агмоне.

Смотрите также

Ава девятое

Алмагор Дан

апокрифы и псевдоэпиграфы

Арбатова Миа

Ассирия