биккурим

БИККУРИ́М (בִּיכּוּרִים, `первые плоды`), часть первых плодов нового урожая, которая, по библейскому предписанию, должна была быть принесена в Иерусалимский храм. Согласно Второзаконию (26:1–11), биккурим не сжигались на жертвеннике, но лишь выставлялись для обозрения; затем они поступали к служителям Храма как часть их содержания (Чис. 18:13; Втор. 18:4). С другой стороны, книга Левит говорит о минхат биккурим (`приношение хлебное из первых плодов`) и предписывает сжигать часть этого приношения на жертвеннике (2:14–16).

Приношение биккурим являлось личной повинностью и одновременно частью всенародных празднеств, например, праздника Шаву‘от, называвшегося также Хаг ха-биккурим (праздник первых плодов). Согласно трактату Мишны, носящему название Биккурим, поскольку он специально посвящен первым плодам и правилам их приношения, во времена Второго храма паломничество в Храм для приношения биккурим могло происходить в любое время между праздниками Шаву‘от (поздняя весна) и Суккот (осень); Шаву‘от был наиболее ранней датой для биккурим (Бик. 1:3,6,9).

Нет точного предписания о доле урожая, которую следовало выделять для приношения биккурим. Текст (Втор. 26:5–10), чтением которого сопровождалось это приношение, состоит из обзора ранней истории евреев, начиная с доегипетского периода, и в нем выражается благодарность Богу, который спас еврейский народ из египетского плена и привел его в Землю обетованную.

Хотя приношение биккурим, по-видимому, является весьма древним обычаем, оно не упоминается в исторических книгах Библии при описаниях культовых действий. О биккурим говорится большей частью в Пятикнижии, в литературе периода после пленения вавилонского и в книге Иехезкеля. На основе интерпретации законоучителями стиха Второзакония (8:8), в котором перечисляются плоды Земли обетованной, приношение биккурим должно состоять из семи видов плодов: пшеницы, ячменя, винограда, фиг, гранатов, маслин и фиников (как эквивалента меда, названного в указанном стихе).

Трактат Биккурим содержит подробное описание церемонии приношения в период Второго храма (Бик. 3:2–9). Группы паломников ранним утром собирались на площадях окружных городов. На рассвете глава каждой группы провозглашал: «Вставайте и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» (Иер. 31:6), после чего паломники направлялись в Иерусалим. По пути народ распевал особый псалом, известный как «Давидова песнь восхождения» (Пс. 122). Впереди процессии шел вол, рога которого были вызолочены, а голова украшена венком из ветвей оливы. Паломников сопровождали играющие на флейтах музыканты. У входа в Иерусалим паломников встречали главы города, а также кохены и левиты; приветственные возгласы народа сопровождали их до Храмовой горы. Там пением «Превознесу Тебя, Господи, за то, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» (Пс. 30:2) их приветствовал хор левитов.

Те, кто жил вблизи Иерусалима, приносили свежие плоды; жители отдаленных мест приходили с сушеными фруктами. Устанавливалось минимальное количество биккурим — 1/60 часть урожая. Биккурим приносили только из плодов и злаков, выращенных в Эрец-Исраэль.

Обычай приношения биккурим возрожден в современном Израиле в киббуцах, где он проводится с большой торжественностью при участии как взрослых, так и детей. Принесенные во время церемонии первые плоды передаются в Еврейский национальный фонд.

Смотрите также

Бердянск

Бершадский Иеша‘яху

Бетар

благотворительность

Брюнсвик Леон