Блох Эрнест

БЛОХ Эрнест (Bloch, Ernest; 1880, Женева, – 1959, Портленд, штат Орегон), швейцарский и американский композитор. Вырос в семье предпринимателей (производство часов).

Начал учиться в Женеве игре на скрипке и композиции (у Э. Жак-Далькроза), затем обучался скрипичному мастерству в Брюсселе у Э. Изаи и Ф. Расса и композиции во Франкфурте-на-Майне у И. Кнорра. В 1901–1903 гг. жил в Мюнхене, где написал первую симфонию под влиянием Р. Штрауса. В 1903–16 гг. жил в Женеве, где совмещал работу на семейном предприятии с композицией и преподаванием в Женевской консерватории. Находился под сильным влиянием французского импрессионизма и немецкого постромантизма, что отразилось в опере «Макбет» (1910) — первом сочинении, принесшем Блоху известность и получившем высокую оценку Р. Роллана. В 1910-е гг. обратился к еврейской тематике и создал ряд сочинений, в которых использовал еврейскую народную и литургическую музыку: «Три еврейских поэмы» для оркестра (1913), симфонию «Израиль» для солистов-вокалистов и оркестра (по мотивам молитв в Иом-Киппур, 1916) и «Шломо», еврейскую рапсодию для виолончели с оркестром (1916). В 1916 г. переехал в США, где вначале преподавал в Нью-Йоркской музыкальной школе. В 1917 г. по приглашению дирижера К. Мука Блох дирижировал исполнением «Трех еврейских поэм» в Бостоне. Спустя несколько месяцев в Нью-Йорке состоялся концерт его оркестровых произведений. В 1920 г. Блох возглавил Кливлендский музыкальный институт, затем был директором консерватории в Сан-Франциско (1925–30); воспитал целую плеяду американских композиторов. Параллельно активно занимался композицией, работая в разных жанрах. Хотя главным образом в этот период Блох писал в неоклассическом стиле, наиболее известными его сочинениями этого времени стали сюита «Ба‘ал-Шем: три картинки из хасидской жизни» (1923 – для скрипки и фортепьяно, 1939 – для скрипки с оркестром) и «Из еврейской жизни» для виолончели и фортепьяно (1924). В этот период Блох написал несколько крупных произведений: эпическую рапсодию «Америка» для хора и оркестра (1926), симфоническую фреску «Гельвеция», посвященную Швейцарии. Одним из важнейших произведений Блоха является еврейская субботняя литургия «Аводат ха-кодеш» для баритона, смешанного хора и оркестра, написанная во время пребывания Блоха в Швейцарии (1930–33), и концерт для скрипки с оркестром, написанный в годы, которые Блох провел во французской деревне (1934–38) . Среди остальных созданных в этот период сочинений выделяется авангардная по языку, проникнута трагизмом и ощущением близости Катастрофы, соната для фортепьяно (1935). С 1938 г. до конца жизни Блох жил в США, в 1952–59 гг. преподавал в Университете Беркли в Калифорнии. Среди сочинений последнего периода почти нет прямого использования еврейской тематики, однако ее влияние ощущается во многих произведениях, главным образом в двух сюитах для скрипки соло, посвященных И. Менухину (1958).

Блох впервые воплотил еврейские религиозную и светскую традиции и музыкальную тематику в современные формы европейской музыки. Сочинения «Шломо» и «Ба‘ал-Шем», впервые исполненные ведущими музыкантами своего времени (виолончелистом Э. Фойерманом и скрипачом Я. Хейфецем), вошли в постоянный репертуар скрипачей и виолончелистов. Среди лучших интерпретаторов музыки Блоха также скрипачи И. Менухин и И. Перлман, виолончелисты М. Ростропович и М. Майский, дирижеры Л. Бернстайн и Е. Светланов — единственный русский дирижер, исполнивший в России (в Москве) сочинения «Израиль» и «Аводат ха-кодеш».

Смотрите также

Баннай, семья

Барух Иосеф Марку

Бет-Ше‘арим

благословение

Бядуля Змитрок