Боас Франц
БО́АС Франц (Boas, Franz; 1858, Минден, Вестфалия, – 1942, Нью-Йорк), американский антрополог, этнолог и лингвист. Основатель американской школы исторической антропологии, один из создателей дескриптивной лингвистики. Был крупнейшим исследователем культуры и языков американских индейцев.
Боас учился в Гейдельбергском, Боннском и Кильском университетах, защитил в 1881 г. докторскую диссертацию. В 1883–1884 гг. совершил первую поездку в Америку, на Баффинову землю, где заинтересовался бытом эскимосов, посвятил им несколько журнальных статей и монографию «Центральные эскимосы» (1888). По возвращении из Америки работал в Берлинском музее народоведения.
В 1886 г. Боас отправился в Британскую Колумбию, где занимался изучением индейского племени квакиутль. В 1887 г. поселился в Нью-Йорке, в 1896 г. получил должность профессора антропологии в Колумбийском университете, где проработал более сорока лет, а позднее хранителя этнологического отдела Американского музея естественной истории (1901–05). Под руководством Боаса была организована в 1899 г. северо-тихоокеанская экспедиция, целью которой было выявление связи между народами Азии и Америки по так называемому «мосту народов». В этой экспедиции приняли участие русские этнографы В. Богораз, В. Иохельсон и Л. Штернберг. У Боаса было много последователей и учеников (см. Этнология. Евреи в этнологии), поэтому американскую школу исторической антропологии часто называли «школой Боаса», он был членом ряда американских и европейских академий, учредителем и редактором нескольких научных журналов. В своей общественной деятельности Боас постоянно выступал против расовой дискриминации, а в последние годы жизни — против гитлеровского нацизма. Боас принимал активное участие в оказании помощи жертвам нацизма.
Помимо публикации большого числа фольклорных текстов, описаний индейских языков, антропологических исследований Боас написал ряд статей и книг теоретического и методологического содержания. В статьях «Задачи этнологии» (1888) и «Прогресс в методах обучения» (1898) он писал, что реконструкция истории человеческой культуры и цивилизации составляет главную задачу этнологии. В работах «Методы этнологии» (1920) и «Эволюция или диффузия» (1924) он критиковал эволюционистский и диффузионистский методы в этнологии.
Боас считал, что ни раса, ни географические условия не относятся к основным факторам, формирующим личность человека. Образ мышления, чувства и поведение формируются на базе этнической культуры и социальной среды. Кроме того, Боас высказывал релятивистские идеи: он ставил проблему критического пересмотра всей системы этических понятий и требовал, чтобы исследователь освободился от оценок, основанных на его собственной культуре.
Работы Боаса по изучению языков американских индейцев, а также его вклад в разработку новых методов лингвистических исследований оказали существенное влияние на развитие американской и мировой лингвистики.
Основные труды Боаса: «Разум первобытного человека» (1926), «Первобытное искусство» (1927), «Антропология и современная жизнь» (1929), «Раса, язык и культура» (1940), «Раса и демократическое общество» (1945).