Боровой Саул
БОРОВО́Й Саул Яковлевич (1903, Одесса, – 1989, Москва), советский историк. Занимался главным образом исследованием истории украинского и российского еврейства, а также историей финансового дела в России. В доме отца, состоятельного адвоката, получил еврейское образование. Семья Борового была тесно связана с еврейским общественным движением, поддерживала дружеские отношения с Х. Н. Бяликом. Дом часто посещали Менделе Мохер Сфарим, Ш. Черниховский, Шалом Алейхем и другие еврейские писатели и деятели культуры.
Боровой окончил в Одессе коммерческое училище и юридический факультет Одесского института народного хозяйства (1924). Одновременно учился в Археологическом институте. В студенческие годы работал под руководством Ю. Г. Оксмана в Одесском историческом архиве. С 1922 г. был сотрудником Одесской еврейской академической библиотеки; в 1927–30 гг. — Одесской центральной научной библиотеки (ее директором был тогда Л. Рубинштейн); закончил там аспирантуру и, защитив диссертацию, получил степень кандидата педагогических наук. Диссертация Борового «Научная библиотека в современных условиях» (на украинском языке) была издана (Киев, 1930). В 1938 г. Боровому без защиты были присвоены степени кандидата исторических и экономических наук. С 1934 по 1977 гг. (с вынужденными перерывами в годы войны и в 1952–54 гг.) Боровой преподавал в Одесском институте народного хозяйства. В период кампании борьбы с «космополитами» и особенно врачей дела Боровой потерял работу, подвергся гонениям и публичному поношению. Лишь смерть И. Сталина спасла его от ареста.
В 1920–30-х гг., когда советские власти поощряли деятельность по марксистскому перетолкованию еврейской истории, Боровой выступил с рядом работ по еврейской проблематике, опубликованных на украинском и русском языках, а также на идиш. Писал он и на иврите (ранняя неопубликованная статья «Первые десять лет газеты “Ха-Мелиц”»). Среди библиографических работ Борового — список публикаций на иврите в Советском Союзе, изданный в Иерусалиме в библиографическом выпуске «Кирьят-сефер» (1927/28–1928/29).
К истории евреев Украины и России Боровой сначала обратился как книговед. На страницах украинского книговедческого журнала «Библиологични висти» (1925; №1–2; 1926, №1) была опубликована его работа «Очерки по истории еврейской книги на Украине» (на украинском языке), в которой, в частности, рассматривалась хасидская литература. Статьи Борового «Новое о Ковнере» и «Еврейские газеты перед судом “ученых евреев”» были напечатаны в сборнике «Еврейская мысль» (Л., 1926). Статья об А. У. Ковнере, которого Боровой назвал «первым вестником российского нигилизма на еврейской улице», содержала отрицательную оценку деятельности последнего, в частности, доносов, к которым он прибегал в борьбе со своими противниками.
Тематическим продолжением статьи о Ковнере была статья на идиш «А фаргесенер нихилист» («Забытый нигилист») — о писателе Иосефе-Иехуде (Осипе) Лернере (1849–1907). Она была напечатана в издательстве ИВО «Филологише шрифтн» (Вильно, 1929, вып. 3). В другом издании ИВО «Хисторише шрифтн» (Вильно, 1929, вып. 1) была напечатана статья Борового «Цу дер гешихте фон дер эрштер русиш-идишер цайтшрифтн» («К истории первой русско-еврейской газеты»).
Боровой опубликовал на идиш также статью «Аксенфелдс прув цу гриндн а друкерай ин Одес» («Попытка Аксенфельда основать типографию в Одессе»; о жизни и творчестве И. Аксенфельда) в издательстве Института еврейской культуры при АН Украины («Библиологишер замлбух», Киев, 1930). Написанная Боровым вводная статья ко второму тому собрания сочинений Аксенфельда осталась неопубликованной. Лишь гораздо позже Боровому удалось опубликовать статью «Исроэл Аксенфелд (биографишер этюд)» («Исраэль Аксенфельд /биографический этюд/») в сборнике «Менделе ун зайн цайт» («Менделе и его время», М., 1940).
Вернувшись в освобожденную Одессу из эвакуации (1944), Боровой начал писать статью о геноциде евреев Одессы для «Черной книги» (эта работа опубликована лишь посмертно в 1990 г. в журнале «Советиш геймланд», №7). Для издательства «Эмес» он писал монографию, посвященную истории еврейской общины Одессы (осталась в рукописи).
Важным достижением Борового на первом этапе его научно-литературной деятельности стала книга «Еврейская земледельческая колонизация в старой России» (М., издательство М. и С. Сабашниковых, 1928). Издание книги субсидировал Агро-Джойнт (см. Джойнт). Опираясь на неизвестный ранее архивный материал, Боровой осветил в своей монографии участие евреев в освоении степной Новороссии и создании там земледельческих поселений в 1-й половине 19 в.
В работе «Евреи в Запорожской Сечи (по материалам сечевого архива)» («Исторический сборник», Л., 1934, т. 1) Боровой показал, что между еврейскими купцами и запорожским казачеством существовали деловые связи, нашедшие отражение в документах. Из-за того, что работа Борового была напечатана в сборнике, содержавшем также статьи авторов, подвергшихся вскоре после его выхода репрессиям, она осталась неизвестной многим специалистам по истории Запорожья. Лишь в послевоенный период Е. И. Дружинина, много ссылавшаяся на эту работу Борового, привлекла к ней внимание историков. Статья стала частью докторской диссертации Борового.
Важнейшим источником, на который опирался Боровой в исследовании истории евреев на Украине, были еврейские хроники 17 в., в том числе «Иевен мецула» («Пучина бездонная») Н. Н. Ханновера и некоторые другие, заново переведенные им с иврита. Книга «Классовая борьба на Украине 17 в. Еврейские хроники. Исследования, перевод и комментарии С. Я. Борового», которая должна была выйти в Соцэкгизе в Москве в 1937 г., была набрана и сверстана, но в условиях «большого террора» так и не увидела света.
В 1940 г. он защитил в Институте истории АН СССР докторскую диссертацию на тему «Очерки по истории евреев на Украине в 16–18 вв.» (опубликована часть «Национально-освободительная война украинского народа против польского владычества и еврейское население Украины» в «Исторических записках», М., 1940, т. 9). В опубликованном разделе Боровой попытался обосновать тезис, согласно которому в возглавляемой Б. Хмельницким «национально-освободительной войне украинского народа 17 в.» евреи были не только жертвами, но и воюющей стороной. Основная часть еврейского населения Украины из-за сложившейся расстановки сил неизбежно становилась на сторону польского панства, часто предававшего своих еврейских «союзников». Однако часть евреев (переходивших при этом в православие) сражалась в рядах восставшего казачества. «Классовый подход» выразился в утверждении Борового, что зажиточная часть евреев участвовала в войне на стороне поляков, а бедняки — на стороне запорожцев.
Тезис Борового, трудно согласуемый с исторической памятью еврейского народа, запечатлевшей трагические события 17 в. на Украине как национальную катастрофу, вызвал решительную оппозицию со стороны большинства еврейских историков как в Советском Союзе, так и за его пределами.
В условиях фактического запрета каких-либо исследований по еврейской истории Боровой переключился на историко-экономическую проблематику и стал видным ученым и в истории банковского дела в России. Публикации Борового на эти темы регулярно появлялись в 1940–50-х гг., в сокращенном виде они были включены в монографию «Кредит и банки России. Середина 17 в. – 1861 г.» (М., 1958). Главная идея книги состояла в том, что российские банки эпохи крепостничества обслуживали помещичье землевладение. Частным коммерческим банкам на Украине в конце 19 в. – начале 20 в. посвящена статья «К вопросу о месте Украины в системе российского финансового капитала» в сборнике «Экономические предпосылки Великой Октябрьской социалистической революции» (на украинском языке, Киев, 1967). Боровой был одним из авторов учебника для высшей школы по экономической истории. Как историк экономической мысли Боровой исследовал постановку финансовых проблем в трудах ряда русских мыслителей — А. Радищева, М. Сперанского и многих других. Важное место в этих исследованиях занимают работы об экономических воззрениях декабристов, в особенности М. Ф. Орлова (например, «Декабрист М. Ф. Орлов и его книга “О государственном кредите”»; «Известия АН СССР. Серия истории и философии», 1951, №1). В 1963 г. Боровой совместно с М. И. Гиллельсоном выпустил в академической серии «Литературные памятники» собрание сочинений М. Ф. Орлова («Капитуляция Парижа. Политические сочинения. Письма.», М., 1963). В тесной связи с этими исследованиями находятся статьи Борового «Об экономических воззрениях Пушкина в начале 1830-х гг.» («Пушкин и его время», вып. 1, Л., 1962), о пребывании Пушкина в Одессе, а также монография «Мицкевич накануне восстания декабристов» («Литературное наследство», т. 60, М., 1956). Боровой исследовал также исторические реалии, лежащие в основе классических произведений русской литературы («Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина); писал о влиянии журнала «Колокол» А. И. Герцена на революционную ситуацию в России, о некоторых фактах биографии И. С. Тургенева.
Боровой занимался также аграрной историей степной Украины. Этой теме посвящены две его статьи и оставшаяся в рукописи монография.
В 1960–70-х гг. Боровой вернулся к работе над историей российского еврейства. Однако ему удалось опубликовать лишь ряд кратких заметок для Советской исторической энциклопедии («Велижское дело»; «Грец»; «Дубнов»; «Черта оседлости»; только две из них подписаны) и статью по истории Хаскалы в журнале «Советиш геймланд» (1976, №9). Обширное исследование «История еврейской общественной мысли в первой половине 19 в.» осталось неопубликованным. Несмотря на научную изоляцию и отсутствие контактов с зарубежными исследователями Боровой в определенной степени смог сохранить в своих работах преемственность традиций старой школы русско-еврейской историографии (еще в 1931 г. Ю. И. Гессен в надписи на своей книге, подаренной Боровому, назвал его «последним русско-еврейским историком»). Незадолго до смерти Боровой обратился к секретарю ЦК КПСС А. Яковлеву с письмом, содержавшим критику антисемитской книги «Классовая сущность сионизма» А. Романенко (см. Антисемитизм), который пытался для обоснования своих взглядов опереться на освещение Боровым событий 17 в. на Украине. Еврейский университет в Москве издал «Воспоминания» Борового (М.—Иер., 1993).
Боровой — автор более 200 научных работ (не считая статей в энциклопедиях).