Бостон

БО́СТОН, административный центр и главный город штата Массачусетс в Соединённых Штатах Америки. Отдельные евреи проживали в Бостоне с 1649 г., среди них были как ашкеназы, так и сефарды. Первая община Охавей шалом была основана в 1842 г. В 1844 г. городской совет дал разрешение на создание еврейского кладбища. В 1852 г. была построена первая синагога. Большинство евреев Бостона были выходцами из Германии. В 1875 г. в Бостоне насчитывалось три тысячи евреев, в 1895 г. — двадцать тысяч, четырнадцать тысяч из них были иммигрантами. В 1880–1920 гг. в Бостон, как и в другие города Атлантического побережья США (Нью-Йорк, Филадельфия) устремились массы евреев-эмигрантов­ из Восточной Европы. В 1907 г. еврейское население Бостона составляло шестьдесят тысяч, в 1917 г. — семьдесят семь тысяч.

В 1938 г. после «Хрустальной ночи» евреи Бостона создали Комитет помощи еврейским беженцам. Еврейское население Бостона в 1938 г. насчитывало 118 тысяч. В начале 1940-х гг. в Бостоне усилились проявления антисемитизма, вдохновляемые католическим священником Кофлином. Этим отчасти было обусловлено создание Еврейского общинного совета Большого Бостона, в который вошли 22 еврейские организации. В 1948 г. в Бостоне проживало 137 тысяч евреев.

В начале 20 в. большинство евреев Бостона были рабочими, многие были заняты в швейной промышленности; к 1969 г. лишь 15% евреев Бостона были иммигрантами и 71% глав семей работали по специальностям, требующим высокой квалификации.

Евреи жили в разных районах города, что затрудняло работу общинных служб и стимулировало рост числа смешанных браков и значительную ассимиляцию. С 1960-х гг. городские власти планомерно переселяли в некоторые еврейские районы афроамериканцев. Иногда происходили антисемитские выпады со стороны беднейшего населения: осквернения синагог, погромы еврейских магазинов.

Иммиграция из Восточной Европы в конце 19 в. – начале 20 в. привела к образованию многих ортодоксальных (см. Ортодоксальный иудаизм) общин. С 1932 г. в Бостоне проживал И. Д. Соловейчик. Первая реформистская община (см. Реформизм в иудаизме) появилась в Бостоне в 1870-е гг. После Второй мировой войны появились и другие общины этого направления, а также консервативные общины (см. Консервативный иудаизм). В 1969 г. из 75 общин Большого Бостона были 20 ортодоксальных, 35 — консервативных и 20 — реформистских. К концу 20 в. соотношение изменилось: 14% еврейского населения составили ортодоксы, 44% консерваторы и 27% — реформисты. В 1935 г. была создана Раввинская ассоциация Большого Бостона, впоследствии переименованная в Массачусетсский раввинский совет.

Значительную роль в формировании современного еврейского населения Бостона сыграли выходцы из бывшего Советского Союза. В 1965 г. в Бостоне проживало 176 тысяч евреев, в 1975 г. — 195 тысяч. В то же время отмечалось, что евреи стали меньше посещать синагоги, выросло число смешанных браков, особенно среди молодежи не старше тридцати лет. В 1985 г. в Большом Бостоне жило 170 тысяч евреев. В 1990-е гг. еврейские организации Бостона приняли чрезвычайную программу, в которой основные усилия были направлены на развитие еврейского образования и расширение благотворительности. В 2004 г. численность еврейской общины Большого Бостона составила 254 тысяч человек.

Первая благотворительная организация появилась в Бостоне в 1864 г., в 1892 г. их было уже пять. Эмигранты из России часто создавали организации, дублирующие те, которые были созданы немецкими евреями. В 1895 г. в Бостоне возникла Федерация еврейской благотворительности, в 1902 г. была открыта еврейская больница «Маунт Сайнай», переименованная в 1915 г. в «Бет Исраэль». В 1920-е гг. важным направлением еврейской благотворительности стали программы еврейского образования: создано бюро еврейского образования, в 1921 г. был открыт учительский колледж, который в 1927 г. получил право присуждать ученые степени. В 1960 г. на основе нескольких организаций была создана Ассоциация еврейской благотворительности, которая изучала демографию и потребности евреев Бостона и распределяла средства, а также осуществляла помощь Израилю. Начиная с Шестидневной войны, евреи Бостона оказывали финансовую помощь Израилю в военных кампаниях, в приеме алии (например, эфиопских евреев) и в организации еврейского образования. Самая большая миссия в Израиль — 350 человек — была отправлена из Бостона в 2004 году.

Первая еврейская дневная школа была открыта в Бостоне в 1858 г. Общество еврейского образования, созданное в 1915 г., поддерживало сеть школ на иврите и еврейские религиозные школы. Опрос, проведенный в 1969 г., показал, что 80% взрослого еврейского населения Бостона в той или иной форме получило еврейское образование. В 1948 г. в пригороде Бостона Уолтеме был открыт Университет Брандайза. Кафедры еврейской литературы и философии существуют в Гарвардском университете, кафедра еврейских исследований — в Бостонском университете. Библиотека Гарвардского университета располагает большой коллекцией еврейских книг и литературы по истории евреев Европы и США, директором библиотеки в 1980–90-е гг. был известный историк американского еврейства О. Хэндлин. В Бостоне выходят периодические еврейские издания: «Джуиш эдвокейт» (с 1902 г.), «Джуиш гид ту Бостон» (с 1972 г.).

Среди жителей Бостона были Л. Д. Брандайз, С. Кусевицкий, С. Беллоу, Н. Глейзер и другие.

Смотрите также

Беер-Я‘аков

Бен-Порат Мирьям

Богале Иона

богобоязненность

Борн Макс