брак гражданский

БРАК ГРАЖДА́НСКИЙ, с традиционной раввинистической точки зрения, брак, заключенный между евреем и еврейкой не в соответствии с еврейским религиозным законодательством.

По еврейскому религиозному праву женщина считается законной женой своего мужа (эшет иш) лишь в том случае, если брак между ними был заключен одним из «надлежащих», то есть признаваемых Галахой способов. Гражданский брак не является, казалось бы, «надлежащим» в вышеуказанном смысле. Однако правильность такого подхода сомнительна: при отсутствии противоположных доказательств предполагается, что еврейская чета, живущая вместе как муж и жена, намеревается создать брачный союз путем сожительства (киддушей биа; см. Брак). Такой брак еврейский религиозный закон признает действительным при отсутствии законных препятствий к нему. В то же время заключение брака путем гражданского (то есть нееврейского) бракосочетания может свидетельствовать о нежелании сторон вступить в брак согласно еврейскому закону.

Данная проблема во всей ее сложности впервые возникла после изгнания евреев из Испании (1492) по отношению к анусим, которые были лишены права открыто исповедовать еврейскую религию и поэтому были вынуждены заключать свои браки по обрядам католической церкви. Мнения раввинских авторитетов по этому вопросу не совпадали. Одни полагали, что на основании Галахи не следует придавать никакого правового значения нееврейским бракам, а сожительство в силу такого брака не равнозначно киддушей биа, поскольку оно не ставит себе целью создание брачного союза, а осуществляется на основании уже заключенного брака. С этой точки зрения, женщину, вступившую в брак согласно гражданскому обряду, следует считать, в лучшем случае, наложницей. Следовательно, гражданский брак не создает никаких прав и не порождает изменений в статусе сторон. Поэтому нет необходимости в разводе или в предварительном разрешении на вступление в брак любой стороны с другим лицом. В свете этих взглядов, проблема агуны также не может возникнуть в отношении женщины, состоящей лишь в гражданском браке. Эта точка зрения отрицает также правовую идею, согласно которой для приобретения права вступить в новый брак сторонам в гражданском браке следовало бы оформить гет ме-хумра (то есть развод по ригористическим соображениям), ибо состояние их в браке все равно отрицается. В поддержку требования гет ме-хумра высказывается соображение, что сожительство как результат гражданского брака может рассматриваться в качестве элемента киддушей биа, так как стороны живут совместно не ради прелюбодеяния, а потому, что считают себя в браке, и таковыми считают их окружающие.

Некоторые раввинистические авторитеты считают, что гражданский брак может рассматриваться как вид киддушей штар (см. Брак), поскольку стороны, вступая в такой союз, расписываются, как правило, в государственном брачном реестре или в других соответствующих документах и принимают на себя обязательства, сходные с теми, которые возлагаются на мужа и жену по еврейскому закону. Другие раввинистические авторитеты усматривают в гражданском браке элемент киддушей кесеф (см. Брак), если жених вручает невесте обручальное кольцо.

В современной практике правовое положение сторон определяется в каждом отдельном случае с учетом принятой в данной стране правовой системы, социальных условий и степени свободы заключения и расторжения браков. Так, если гражданский брак заключен в стране, которая не препятствует оформлению браков по требованиям еврейского закона, отсутствие еврейского обряда может быть расценено как явное намерение сторон состоять лишь в гражданском браке, и поэтому по еврейскому закону они не считаются состоящими в браке. Для государств, где заключение брака по еврейскому закону сопряжено с определенным риском для бракосочетающихся (как это имело место, например, в некоторых коммунистических странах), можно допустить, что в других условиях стороны заключили бы свой брак согласно еврейскому закону. Поэтому в таких случаях можно признать законность их брака и с религиозной точки зрения.

В Израиле институт гражданского брака не существует. Более того, по отношению к евреям гражданский закон ясно устанавливает, что их бракосочетания и разводы в Израиле непременно должны совершаться в соответствии с религиозной нормой. Вместе с тем, израильский закон не обязывает евреев, вступающих в брак вне пределов страны, соблюдать требования религиозного обряда бракосочетания. Гражданские суды руководствуются правилом, обуславливающим подчинение религиозного закона принципам международного частного права. По этой причине законность брака евреев, вступивших в брак не в Израиле, если чета переселилась в Израиль и даже приняла израильское гражданство, рассматривается гражданским судом по принципу lex loci celebrationis (по закону места совершения церемонии), то есть согласно законам страны, гражданами которой они состояли в момент бракосочетания. Такой подход к гражданскому браку, заключенному вне Израиля, зиждется на необходимости чтить статус и права, обретенные в соответствии с законами других стран. Более того, на практике считаются действительными и гражданские браки, заключенные гражданами или жителями Израиля вне пределов страны. Юридическая действенность такого брака признается и в тех случаях, в которых было вполне очевидно намерение сторон обойти существующий в Израиле религиозный закон путем вступления в гражданский брак за рубежом.

Раввинские суды обладают полной и исключительной юрисдикцией во всем, что касается браков и разводов, совершаемых в Израиле между евреями — гражданами или жителями Израиля. Гражданские суды обладают лишь побочной (инцидентальной) компетенцией судопроизводства в этих делах, разбирая, например, вопросы содержания, наследства, многоженства и т. п. Раввинские суды не считают себя и по закону не обязаны считать себя связанными принципами международного частного права. Однако у гражданских властей преобладает тенденция не признавать обязательность решений раввинских судов в тех случаях, когда такие решения противоречат правилам международного частного права. Так, если раввинский суд отказывает жене в иске на содержание на основании того, что жена состоит в гражданском браке, жена не лишается возможности получить удовлетворительное решение в гражданском суде. Точно так же не признается право раввинского суда разрешить мужу жениться вторично при жизни жены в тех случаях, когда единственным поводом такого разрешения служит то, что брак не был совершен в соответствии с религиозными нормами.

Признание действительности гражданского брака зафиксировано также в законе, обязывающем регистрировать чету состоящей в браке на основании брачного свидетельства, выданного гражданскими властями вне Израиля. Иначе обстоит дело с гражданским разводом: раввинские суды имеют право считать женщину, разведенную гражданским разводом вне Израиля, в качестве состоящей замужем, то есть не имеющей права вступить в новый брак до получения развода по предписаниям религиозного обряда развода (гет).

Отсутствие гражданского бракосочетания в Израиле служит предметом острой общественной полемики. Ортодоксальные религиозные круги утверждают, что обязательность религиозных браков и разводов необходима для сохранения единства еврейского народа. Этими кругами особенно подчеркивается опасение, что отмена такой обязательности приведет к расчленению народа на две группы, причем члены группы, придерживающейся религиозных норм, не смогут вступать в брак с теми, кто принадлежит к противоположной группе, ибо в ней будет нарушена вся освященная Галахой система брачных запретов.

С другой стороны, многие отрицают абсолютную обязательность религиозного брака, видя в нем принуждение неверующих, составляющих значительную часть населения Израиля, к соблюдению религиозных законов. Значительная часть общественности Израиля выступает против религиозных запретов относительно браков, допустимых по светским понятиям (например, брак между кохеном и разведенной женщиной, брак с мамзером), против халицы (см. Левиратный брак и халица) и т. п. Однако предложения, предусматривающие возможность разрешения гражданского брака лицам, лишенным права вступать в брак согласно религиозному закону, до сих пор не приняты. Вместе с тем Верховный суд признает действительность «частных браков», то есть браков, совершенных без обращения к раввинистическим институциям, но без нарушения предписываемой религиозными нормами процедуры, то есть практически путем осуществления обряда киддушин в предписываемом еврейским религиозным законом порядке (см. Брак) в тех случаях, в которых еврейский религиозный закон запрещает брак между определенными категориями лиц (например, между кохеном и разведенной женщиной), но признает его действительным, если он уже существует. Лица, вступившие в такой брак, имеют право быть официально зарегистрированы как состоящие в браке на основании осуществленного ими «частного» обряда бракосочетания.

Рядом законов признаны определенные материальные права за лицами, состоящими в официально не оформленном браке (иедуим ба-циббур — известные в обществе [как чета]). В основе полного признания правомочности заключенных вне Израиля гражданских браков и ограниченного признания «частных браков» лежит необходимость решения сложных конкретных проблем, создающихся в результате приоритета религиозного законоположения в области браков и разводов в Израиле.

Смотрите также

бальзамирование

Бецалель

Блок Артур

Бней-Брак

Боскович Александер Урия