Брик Осип
БРИК Осип Максимович (1888, Москва, – 1945, там же), русский писатель и литературовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Начал печататься в 1915 г. Брик был одним из основателей Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ) и издателем его «Сборников по теории поэтического языка» (1916–17). В 1917 г. Брик опубликовал свое новаторское исследование «Звуковые повторы», в котором проанализировал звуковую структуру поэтической речи Пушкина и Лермонтова. В 1919–20 гг. Брик принял активное участие в работе организации Московского лингвистического кружка. Хотя Брик опубликовал лишь несколько работ по исследованию поэтической речи (вторая из его наиболее существенных работ в этой области — «Ритм и синтаксис», 1927), его глубокое проникновение в проблемы поэтической структуры оказало сильное влияние на представителей формальной школы в русском литературоведении. Вместе с В. Маяковским Брик редактировал авангардистские издания «Искусство коммуны» (1918), «ЛЕФ» (1923–25) и «Новый ЛЕФ» (1927–28). В середине 1920-х гг. Брик развил «теорию социального заказа» и написал несколько важных работ по социологии искусства, а также острые критические статьи, направленные против эпигонов толстовского реализма среди так называемых «пролетарских писателей». В соавторстве с Маяковским Брик написал пьесу «Радио-октябрь» (1926); написал несколько киносценариев (из них самый известный «Потомок Чингис-хана», поставленный в 1928 г.). Брик — автор многих оперных либретто. Публицистический роман Брика «Еврей и блондинка», объявленный в 1927 г., так и не был опубликован; некоторые сохранившиеся в его архиве литературные работы появились во Франции в 1969–70 гг.