Адлер, семья
А́ДЛЕР (Adler), еврейская актерская семья, оставившая заметный след в истории театра на идиш (см. также Театр. История еврейского театра).
Я‘аков Адлер (1855, Одесса, – 1926, Нью-Йорк), актер, режиссер, деятель театра. Учился в одесском Еврейском казенном училище; частным образом изучал немецкий и французский языки. В юности, работая переписчиком в различных адвокатских конторах, затем в газете «Одесский вестник», увлекся театром. Впервые выступил на сцене в комедии «Цуцик ун Муцик» («Цуцик и Муцик»), которую давала в Одессе еврейская труппа И. Розенберга, с 1879 г. гастролировал в ее составе по местечкам и городам черты оседлости. В 1882 г., из-за гонений в России на еврейский театр, Я. Адлер переехал в Лондон, где играл вначале в полулюбительской еврейской труппе, а с 1886 г. — в еврейском клубе в пьесе К. Гуцкова «Уриэль Акоста», а также в мелодрамах в амплуа героя-любовника. Весной 1887 г. Я. Адлер с группой актеров отправился в Америку, где выступал в чикагском «Мадисон-стрит тиэтр» со старым репертуаром. В 1893 г. Я. Адлер попытался создать театр, базирующийся на драматургии Я. Гордина, благодаря пьесам которого (в частности, «Дер идишер кениг Лир» /«Еврейский король Лир»/, 1892) успел приобрести известность, однако ориентация исключительно на серьезную драматургию не принесла труппе коммерческого успеха. В 1902 г. возглавил нью-йоркский «Грэнд тиэтр», специально построенный для спектаклей на идиш, на сцене которого был поставлен ряд пьес классического репертуара, в том числе драмы У. Шекспира, Ф. Шиллера и Л. Толстого. Среди наиболее важных актерских работ Я. Адлера — Бен-Цион в пьесе «Дер метуреф» («Ненормальный») Я. Гордина, Уриэль Акоста в одноименной пьесе К. Гуцкова, Яго в «Отелло» У. Шекспира, Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого. В 1903–1906 гг. Я. Адлер поставил несколько спектаклей, внесших свежую струю в традиционный еврейский репертуар: «Геброхене херцер» («Разбитые сердца») З. Либина (1872–1955); «Гройсер ид» («Великий еврей») Л. Кобрина; «Шлойме хохем» («Соломон Мудрый») и «Эмесе крафт» («Истинная сила») Я. Гордина. Большим успехом пользовался спектакль, поставленный Я. Адлером по пьесе Шалом Алейхема «Ойсвурф» («Изверг»; в другой редакции — «Шмуэль Пастернак»), приуроченный к приезду автора в Америку (1907). Работу в «Грэнд тиэтр» Я. Адлер завершил в 1908 г., сыграв в двух пьесах Гордина: «Голес-Галице» («Галицийское изгнание») и «Деменция американа» («Американское безумие»). Из-за конфликта с администрацией Я. Адлер оставил основанный им театр и возглавил театр на идиш «Талья», где работал два года и поставил один из наиболее ярких своих спектаклей — «Живой труп» Толстого (в переводе Л. Кобрина, 1911). В этот период Я. Адлер достиг расцвета своего таланта и был признан первым трагиком еврейской сцены. Однако, стремясь делать большие сборы, Я. Адлер ставил и малохудожественные пьесы («шунд-пьесн»), которые часто проваливались и в конце концов разорили его. Артисту вновь пришлось выступать в чужих труппах: в 1918 г. Я. Адлер играл в Филадельфии и Нью-Йорке, осенью 1919 г. он выехал на сезон в Лондон, где выступал вместе с женой Серой Адлер и дочерьми Френцис и Джулией (см. ниже); в США вернулся больным, играл редко, в основном на своих ежегодных бенефисах.
В отличие от многих актеров театра на идиш, Я. Адлер не умел петь и был маловыразителен в комических эпизодах. Для его экспрессивной актерской манеры характерны резкие переходы от шепота к трагическому крику, темперамент, соединенный с царственным достоинством и тонким психологизмом. Актерское дарование Я. Адлера нашло отклик далеко за рамками еврейского театра в Америке.
Сера Адлер (Соре-Соня, урожденная Левицкая; 1865, Одесса, – 1953, Нью-Йорк), актриса. Родилась в семье торговцев. Училась в русской школе, где рано проявила вокально-драматические способности, затем в одесской Школе искусств Маранди. В начале актерской карьеры исполняла в театре русские песни в дивертисментах, участвовала в небольших еврейских труппах, разъезжавших по России. Выйдя замуж за руководителя одной из них М. Хейне-Хаймовича (1853–?), она отправилась с ним на гастроли в Лондон, где из-за тягот существования чуть не оставила сцену. В 1883 г. С. Адлер, разойдясь с мужем, переехала в Америку, выступала в «Ориентал-театер» и ряде других еврейских театров. В 1887 г., после приезда Я‘акова Адлера из Лондона, работала вместе с ним и вскоре стала его женой. Особым успехом пользовался актерский дуэт Адлер в пьесах Я. Гордина, одна из которых, «Он а хейм» («Без крова»), была специально написана для С. Адлер. За два десятилетия С. Адлер сыграла весь женский репертуар театра на идиш. В 1919–21 гг. выступала в Лондоне: первоначально в еврейском театре (вместе с мужем и дочерьми Френцис и Стеллой, см. ниже), а затем в театре, которым руководил И. Бузет (1882–?), после чего вернулась в Америку, играла в американской провинции в еврейском и в русском театре. В конце 1920-х гг. работала в еврейском народном театре («Пипл тиэтр», Нью-Йорк). Наиболее удачные роли С. Адлер: Минна в одноименной пьесе Л. Кобрина, Фаня Зархис в «Эмесе крафт» Я. Гордина, Гителе в «Геброхене херцер» З. Либина, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Амалия в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Катя Маслова в инсценировке «Воскресения» Л. Толстого.
Циля Адлер (Селия; родилась, по-видимому, в 1888 г., Нью-Йорк, – умерла в 1979 г., там же), актриса, дочь Я‘акова Адлера и его первой жены, еврейской актрисы Дины Файнман. Играла детские роли в постановках отца; в четыре года выступила в пьесе «Дер идишер кениг Лир» (в специально дописанной для нее Я. Гординым роли ребенка). Затем отошла от театра, мечтая стать учительницей. Вернулась на сцену под влиянием актрисы Берты Калиш (1872–1939), с которой стала выступать в еврейской труппе под именем Циля Файнман. В 1909 г. работала с матерью в лондонском «Пэвильон тиэтр», а в 1910 г. совершила с ней гастроли по Польше. Затем получила ангажемент у Б. Томашевского в нью-йоркском еврейском Народном театре («Пипл тиэтр») и вновь выступала под именем Ц. Адлер. На протяжении нескольких театральных сезонов Ц. Адлер работала в различных труппах Филадельфии и Нью-Йорка. В 1920 г. на сцене «Тиэтр гилд» («Театральной гильдии»), исполнила в пьесе Д. Пинского «Дер ойцер» («Клад»), поставленной на английском языке, роль Тилли. Позднее работала в «Секонд авеню тиэтр», «Ойрвинг плейс», и, по приглашению М. Шварца, в «Гардн тиэтр». Затем в 1923–24 гг. гастролировала по Европе и Северной Америке. В 1924–30 гг. была совместно с С. Голденбургом (1886–?) директором различных еврейских театров («Гардн тиэтр» в Филадельфии, нью-йоркского «Амфион-театер»), затем работала в Еврейском художественном театре в Нью-Йорке. Была известна как интеллектуальная актриса широкого творческого диапазона, исполнявшая трагические, комические и характерные роли. Ц. Адлер снялась также в американском кинофильме «Эйбс импортирт вайбл» («Импортная женушка Эйба»; вместе с С. Голденбургом).
Френцис Адлер (родилась, по-видимому, в 1889 г., Нью-Йорк, – ?), актриса, старшая дочь Я‘акова и Серы Адлер. Окончила школу искусств «Сарджент Беласко». В 12-летнем возрасте выступала вместе с отцом в «Грэнд тиэтр» в пьесе Я. Гордина «Эмесе крафт» в роли девочки Оли; с тех пор играла в еврейских театрах Нью-Йорка вместе с родителями и с известными мастерами еврейской сцены Д. Кеслером (1860–1920), З. Могулеско (1858–1914), Бертой Калиш. В 1921 г. Ф. Адлер выступала с родителями в Лондоне, затем в Бостоне в «Грэнд опера хауз» и в Чикаго. Гастролировала в Южной Америке (с мужем И. Шейнголдом, 1887–1943). В 1927 г. короткое время работала в английском «Репертори тиэтр» в Бостоне. В конце 1920-х гг. играла в филадельфийском еврейском театре «Касино-театер» и в еврейском народном театре Л. Заца (1895–?).
Стелла Адлер (1903, Нью-Йорк, – 1992, там же), актриса, дочь Я‘акова и Серы Адлер. Окончила среднюю школу и два года проучилась в университете. Актерскую карьеру начала в труппе отца, где играла немало ролей вместе с Кени Липцин (1872–1918) и др. известными актерами еврейской сцены; позднее окончила драматическую студию Болеславского в Нью-Йорке. В начале 1920-х гг. работала в нью-йоркском Еврейском художественном театре. Затем перешла на англоязычную американскую сцену, где была одним из основателей «Груп-тиэтр», прославившегося новаторским подходом к репертуару. В 1926–27 гг. С. Адлер работала в «Ойрвинг плейс», в 1928–29 гг. — в нью-йоркском «Нейшнл тиэтр»; в 1929–30 гг. вернулась в Еврейский художественный театр. Среди наиболее известных ролей С. Адлер: Минна в пьесе Х. Лейвика «Шоп» («Мастерская»), Клара в пьесе К. Одетса «Потерянный рай», Бесси Бергер в «Проснись и пой» (того же автора), Маша в «Живом трупе» Л. Толстого. В 1934 г., будучи на гастролях в Париже, встречалась с К. Станиславским и взяла у него несколько уроков, после чего стала горячим приверженцем его системы. В 1940-е гг. вела курс актерского мастерства в Йельском университете, а в 1949 г. открыла актерскую школу в Нью-Йорке, ставшую одной из ведущих в США (из этой школы вышли такие знаменитые актеры, как М. Брандо и П. Богданович).
С. Адлер активно занималась общественной деятельностью. В годы Второй мировой войны она помогала еврейским беженцам из Германии; после войны входила в руководимую П. Бергсоном группу левых интеллектуалов, поддержавших идею создания еврейского государства. В 1961 и 1974 гг. посещала Израиль.
Льютер Адлер (1903, Нью-Йорк, – 1984, штат Пенсильвания), актер театра и кино, сын Я‘акова и Серы Адлер; играл на идиш и английском языке. Дебютировал в двадцатилетнем возрасте в еврейском театре на Бродвее (Нью-Йорк). Выступал в начале 1930-х гг. в «Груп-тиэтр», затем в «Беласко тиэтр». Сыграл роли Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира, Чебутыкина в «Трех сестрах» А. Чехова и др.
Джулия Адлер (1897, Филадельфия, – 1995, Энглвуд), актриса, младшая дочь Я‘акова и Серы Адлер. Училась пению и драматическому искусству у частных преподавателей. В детстве выступала с родителями, исполняя детские роли. Участвовала в постановке Я‘акова Адлера «Венецианский купец» в роли Джессики; в 1922 г. была приглашена на эту роль в англоязычный «Беласко тиэтр», позднее играла в нью-йоркском Еврейском народном театре (1928–29).