Вайловский Я‘аков Давид бен Зеев
ВАЙЛО́ВСКИЙ Я‘аков Давид бен Зеев (Виловский; известен в раввинистической литературе как Ридбаз — акроним от рабби Я‘аков Давид бен Зеев; 1845, Кобрин, Гродненская губерния, – 1913, Цфат), раввин, комментатор Талмуда, глава иешивы в Эрец-Исраэль. Уже в ранней молодости Вайловский приобрел известность среди преподавателей и учеников так называемых литовских иешив (см. Митнагдим). После получения смихи в 1868 г. стал раввином в селении Игналино (Виленская губерния), в 1876 г. — в Бобруйске, а в 1881 г. был избран в Вильне (см. Вильнюс) море цедек маггид мейшарим (`учитель праведности — проповедник путей истинных`; см. Маггид), то есть высшим духовным авторитетом; затем был раввином в Плоцке, Вилькомире (Ковенская губерния), Слуцке. В Слуцке Вайловский создал иешиву, пользовавшуюся широкой известностью.
В 1903 г. переехал в США, где занял пост главного раввина конгрегации ортодоксальных общин (см. Ортодоксальный иудаизм) Чикаго. По решению созванного в том же году в Филадельфии учредительного съезда Союза ортодоксальных раввинов Вайловский был удостоен титула зкан ха-раббаним (`старейшина раввинов`) Америки. Однако после того, как Вайловский пришел к выводу, что еврейская община США пренебрегает религиозной жизнью, он в 1905 г. переехал в Эрец-Исраэль. Поселившись в Цфате, Вайловский создал там иешиву «Торат Эрец-Исраэль», известную как Иешиват ха-Ридбаз, в которой занималось около сорока человек. Вайловский выступал против решения рабби А. И. Кука, позволившего еврейским земледельцам возделывать поля в субботний год. Когда наступил субботний год (1910), Вайловский призвал земледельцев воздержаться от обработки земли и создал международный благотворительный фонд для поддержки соблюдавших этот галахический запрет.
Раввинистические труды и респонсы Вайловского снискали ему славу крупнейшего ученого-талмудиста. Среди его работ: «Мигдал Давид» («Башня Давида», Вильнюс, 1874) — новеллы (см. Раввинистическая литература. Талмудические комментарии и новеллы) к Вавилонскому и Иерусалимскому Талмуду; «Хана Давид» («Стан Давида», Вильнюс, 1876) — комментарии к трактату Халла Вавилонского Талмуда; «Тшувот ха-Ридбаз» («Ответы Ридбаза», Вильнюс, 1881) — респонсы; «Ниммукей Ридбаз» («Доводы Ридбаза», Чикаго, 1904) — комментарии к книге Бытие и Исход.
Основным трудом Вайловского являются комментарий («Хиддушей Ридбаз» — «Талмудические новеллы Ридбаза») и глоссы («Тосафот ха-Рид») к Иерусалимскому Талмуду. В комментарии Вайловский следовал экзегетическому методу Раши, а в глоссах предлагал критическое толкование в духе Тосафот. Текст Иерусалимского Талмуда с комментариями Вайловского был издан в Вильне в 1898–1900 гг.