Адлер Янкл
А́ДЛЕР Янкл (Якуб; Adler, Jankel; 1895, Тушин, близ Лодзи, – 1949, Олдборн, Великобритания), немецко-польский живописец. Адлер был восьмым из 11 детей в семье мелкого торговца-хасида (см. Хасидизм). В 11-летнем возрасте Адлер начал учиться ремеслу у своего дяди, золотых дел мастера и гравера. В 1912 г. работал гравером в почтовом управлении в Белграде. В 1913 г. Адлер поселился у сестер в Бармене (Германия), где поступил в школу прикладных искусств. В 1918–19 гг. Адлер жил в Польше. Входил в объединение «Молодой идиш» (см. Польша. Первая мировая война. Независимая Польша), активно пропагандировал в Польше искусство немецкого экспрессионизма; был в тесном контакте с польскими и немецкими авангардными группировками, участвовал в выставках (1918, Лодзь; 1919, Варшава).
В 1920 г. Адлер вернулся в Германию. Иллюстрировал книги еврейских писателей А. Зака и М. Бродерсона (1921), участвовал в выставках (1922, Дюссельдорф и Берлин; 1923, Берлин; 1924, выставка немецкого искусства в Советском Союзе). В 1925 г. художник оформил здание планетария в Дюссельдорфе. Все эти годы Адлер периодически совершал поездки в Польшу, в Париж, в 1930 г. посетил Майорку и Испанию. В 1931 г. Адлер подружился с П. Клее.
Адлер был одним из подписавших антифашистское «Чрезвычайное воззвание», которое было расклеено в Берлине во время избирательной кампании в феврале 1933 г. После прихода А. Гитлера к власти Адлеру пришлось срочно покинуть Германию, и он переселился в Париж. Многие работы художника, изъятые из немецких музеев и частных собраний, были уничтожены после демонстрации на выставках «Большевистское искусство» в Мангейме (1933) и «Дегенеративное искусство» в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе и Франкфурте-на-Майне (1937–38). Друзьям Адлера удалось спасти и переправить в Польшу часть его работ, которые были позднее показаны на выставках в Нью-Йорке (1933), в Варшаве и Лодзи (1935). В 1940 г. Адлер вступил в Польскую армию, а после Дюнкерка, демобилизовавшись в 1941 г. по состоянию здоровья, поселился в Англии. Он поддерживал контакты с английскими живописцами, с художниками-эмигрантами (О. Кокошка, К. Швиттерс и др.); до последних дней продолжал активную творческую жизнь, участвовал в выставках (1941, Глазго; 1947, Лондон, Дублин, Париж; 1948, Нью-Йорк).
Адлер находился в центре авангардистского искусства Западной Европы. В его работах по-своему претворены черты немецкого экспрессионизма, конструктивизма, в некоторой степени сюрреализма. Адлер был одним из тех, кто создавал новое искусство, он приспосабливал художественный язык каждого из модернистских направлений к своим задачам. До середины 1930-х гг. Адлер был верен фигуративному искусству. В своих ранних работах он обращался к сюжетам, взятым из повседневной действительности. Чаще всего это портреты близких ему людей, сцены из еврейской жизни, но художник трансформирует частные события в программные монументальные полотна («Анжелика», 1923, Вупперталь, музей фон дер Хайт; «Еврей в бане», 1924, Эссен, частная коллекция; «Семья», 1925, уничтожена). Персонажи представлены крупным планом, они застыли, лица схематизированы; интерьер или пейзаж, образующий фон, сведен к жесткой геометризированной конструкции. В картине «Мои родители» (1921, Лодзь, Художественный музей) Адлер выразил свое представление о структуре и смысле еврейской семьи: жесты, соотношение фигур, распределение цвета, надписи на идиш и цифры — все это несет определенную семантическую нагрузку. В конце 1920-х гг. манера художника изменилась: линия стала более нервной, изгибающейся, на смену напряженной темной красно-синей гамме ранних работ пришли светлые оттенки серого и коричневого; появилось изображение тени как некоего самостоятельного элемента, существующего в зависимости от человека, но отдельно от него («Художник», 1927, частная коллекция; «Семья», 1930, Дюссельдорф, Музей искусства).
В начале 1930-х гг. в творчестве Адлера произошел процесс постепенного абстрагирования реальных предметов: они стали уплощенными, схематичными, приобрели четкие контуры («Мальчик с аэропланом», 1932, Мюнхен, коллекция С. Гидаль) и в конце концов превратились в абстракции, в которых, однако, всегда можно выявить исходную форму («Венера с Майорки», 1933, Лоуренс, США, коллекция Ш. Лихтунг). Цвет стал условным и остался в гамме тусклых серых, светло-коричневых, зеленоватых и сиреневых тонов. С начала 1940-х гг. Адлер сочетал элементы абстракции, сюрреализма и фигуративной живописи; он снова ввел яркие цвета, часто пользовался красным, оранжевым, зеленым, белым. В его работах появились несвойственные прежде художнику ирония и юмор. Все элементы картины находятся в активном взаимодействии («Женщина с натюрмортом», 1942, частная коллекция; «В честь Курта Швиттерса», 1942, Иерусалим, Израильский музей; «Треблинка», 1948, Лондон, коллекция Дж. Филс).