Вайс Петер
ВАЙС Петер (Weiss, Peter Ulrich; 1916, Новавес, близ Берлина, – 1982, Стокгольм), немецкий романист и драматург. Вайс, родившийся в смешанном браке, в 1934 г. бежал из Германии, жил сначала в Англии, потом в Чехословакии; в 1939 г. поселился в Швеции. В романе «Тень тела кучера» (1960) ощутимо влияние французского «нового романа», главным образом А. Роб-Грийе и Натали Саррот. Судьбе эмигрантов в послевоенной Европе посвящены романы «Прощание с родителями» (1961), «Точка бегства» (1962), «Разговоры трех идущих» (1963). Всемирную известность получила пьеса Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой сумасшедшего дома в Шарантоне под руководством господина де Сада» (1964), ставшая основой для одноименного фильма. Вайс проявлял особый интерес к документальному жанру. Так, в пьесе «Судебное разбирательство» (1965) используются подлинные протоколы процесса над нацистскими преступниками, осуществлявшими массовое уничтожение заключенных в Освенциме. Этот прием использован и в пьесах «Вьетнамский диалог» (1967) и «Троцкий в изгнании» (1970). Из произведений последних лет жизни наиболее известен роман-трилогия «Эстетика сопротивления» (1975–81). После 1967 г. несколько раз выступал с заявлениями антиизраильского характера. Вайс удостоен многих литературных премий.