Вельхаузен Юлиус
ВЕ́ЛЬХАУЗЕН Юлиус (Wellhausen, Julius; 1844, Хамельн, – 1918, Гёттинген), немецкий семитолог. Родился в семье лютеранского священника. Профессор теологии в Грейфсвальде (1872–82), затем профессор востоковедения в Галле (1882–85), Марбурге (1885–92) и Гёттингене (с 1892 г.). Следуя методике исследователей текста Библии К. Графа и А. Кюнена, Вельхаузен в своих работах по Библии и истории еврейского народа в библейский период, крупнейшими из которых являются «Введение в Ветхий завет» (1878; переработка одноименной работы Ф. Блека), «История Израиля» (1878), «Композиция Шестикнижия» (1889) и «История Израиля и Иудеи» (1894), сформулировал ряд положений так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, ставших эпохальными для развития библеистики.
По мнению Вельхаузена, основными источниками того, что он называет Шестикнижием, то есть Пятикнижия и книги Иехошуа бин Нуна, являлись: источник, в котором в качестве имени Бога употребляется тетраграмматон (отсюда обозначение этого источника как Jahwist, сокращенно J); источник, где в качестве имени Бога употребляется слово Элохим (отсюда обозначение этого источника как Elohist, сокращенно E); источник, связанный со Второзаконием (Deuteronomium; и поэтому называемый Deuteronomist, сокращенно D) и жреческий кодекс (Priesterocodex, сокращенно P). Вельхаузен постулировал медленную эволюцию религиозных воззрений древних евреев от анимизма раннего патриархального времени к этическому монотеизму пророков.
Исходя из этого постулата, он рассматривал J как первичный источник Пятикнижия и датировал его 10–9 вв. до н. э. Е, имеющий признаки формализации веры и ее институционирования, сложился, по мнению Вельхаузена, приблизительно в 9–8 вв. до н. э. D возник незадолго до падения Иудеи, во время неудавшихся реформ царя Иошияху. Наконец, P, особенно полно представленный в книге Левит, был составлен во время вавилонского пленения или вскоре после него и являлся своего рода конституцией маленького теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи, в состав которой оно входило.
Ряд положений Вельхаузена был подвергнут позже критической переоценке различными исследователями Библии, в том числе У. Кассуто. И. Кауфманом, М. Сегалем и другими. Наряду с библеистикой Вельхаузен успешно и плодотворно занимался историей ислама и доисламской историей арабов.