Даниэль
ДАНИЭ́ЛЬ (דָּנִיֵּאל; в русской традиции Даниил), герой одноименной книги, позднейшей в библейском каноне (см. Библия). Книга Даниэля разделяется на две почти равные по объему части. Первая часть (так называемая «Даниэль А», главы 1–6) представляет собой повествование об испытаниях, выпавших на долю Даниэля и трех его товарищей при дворе вавилонских правителей и их чудесном избавлении; вторая часть («Даниэль Б», главы 7–12) является рассказом об апокалиптических видениях Даниэля, частично ведущимся от первого лица в псевдоэпиграфическом стиле (см. Апокалиптическая литература, Апокрифы и псевдоэпиграфы). Главы 2 (с четвертого стиха) – 7 книги Даниэля написаны по-арамейски (см. Арамейский язык), а остальные главы — на иврите. Однако филологическое исследование текста показывает, что первоначально вся книга была написана по-арамейски, и лишь впоследствии ее вторая часть была переведена на иврит.
«Даниэль А» содержит шесть историй, свидетельствующих о всемогуществе Бога Израиля. 1-я глава повествует о том, как четверо еврейских юношей, взятых по приказу Навуходоносора для подготовки к царской службе — Даниэль, Ханания, Мишаэль и Азария — отказались есть недозволенную евреям пищу (см. Кашрут) с царского стола и на протяжении всех трех лет обучения питались лишь овощами и водой. С Божьей помощью эти четверо превзошли знаниями и мудростью не только своих товарищей, но и всех халдейских волхвов и мудрецов, за что были взяты на придворную службу в качестве царских советников. Во 2-й главе Бог раскрывает Даниэлю сон царя, и Даниэль выполняет то, что не могли сделать вавилонские мудрецы: рассказывает и истолковывает царю его сон. Навуходоносор убеждается в том, что Бог Даниэля — «Бог богов и Владыка царей», одаривает Даниэля и возвышает его. В 3-й главе рассказывается, как за отказ поклоняться воздвигнутому царем идолу (см. Идолопоклонство) трое товарищей Даниэля были брошены в раскаленную печь, но остались невредимы. Навуходоносор благословляет Бога и под страхом жестокой казни воспрещает своим подданным хулить Его. В 4-й главе Даниэль истолковывает ещё один сон Навуходоносора и предсказывает, что тот будет «отлучен от людей и будет обитание его с полевыми зверями», доколе не познает он, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». Предсказание Даниэля сбывается, и Навуходоносор, познав всемогущество Бога, возносит Ему хвалу. 5-я глава повествует о том, как Даниэль истолковывает преемнику Навуходоносора Валтасару смысл надписи на стене, чудесным образом появившейся во время пира, — предвестие близкого конца Вавилонского царства. В ту же ночь Валтасар был убит, и в Вавилонии воцарился мидийский царь Дарий. В 6-й главе рассказывается, как Даниэль был оклеветан и по приказу Дария брошен на растерзание львам, которые, однако, не тронули его. Дарий приказывает бросить львам клеветников с их семьями и провозглашает Бога Даниэля «живым Богом».
«Даниэль Б» представляет собой изложение ряда видений, смысл которых тут же истолковывает присутствующий в этих видениях ангел. В 7-й главе предвещается падение Вавилонского царства и последующая смена четырех царств, вслед за которыми грядет вечное пятое царство. Толкование видения сходно с толкованием сна Навуходоносора во 2-й главе с тем отличием, что здесь появляется мотив суда и возмездия, а также указывается, что вечное пятое царство будет царством народа «святых Всевышнего», то есть евреев. Видения, излагаемые в главах 8 и 10–12, дополняют пророчество 7-й главы: здесь перечисляются будущие царства (Мидийское, Персидское, Александра Македонского и эллинистические монархии), их сроки и будущие войны. Несколько особняком стоит 9-я глава, в которой архангел Гавриэль (в русской традиции Гавриил) дает Даниэлю толкование пророчества Иеремии о том, что «семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима» (Дан. 9:2; ср. Иер. 25:12; 29:10). Толкование гласит, что для искупления вины Израиля потребуется семьдесят семилетий (то есть 490 лет); в конце седьмого семилетия будет помазан «Святой святых» (по-видимому, первосвященник); по прошествии ещё 62 семилетий будет предан смерти очередной помазанник; остающееся семилетие будет временем войны и разрушения, и в Храме будет «мерзость запустения».
Критический взгляд на время создания книги Даниэля был впервые высказан неоплатоником Порфирием (3 в. н. э.): в комментарии Иеронима к книге Даниэля сообщается, что, по мнению Порфирия, она была написана человеком, жившим в Иудее в правление Антиоха Эпифана (то есть в 175–164 гг. до н. э.), а не в последние годы Вавилонского и первые годы сменившего его Персидского царства (то есть в 545–535 гг. до н. э.). Современные исследования книги Даниэля позволяют заключить, что часть «Даниэль Б» была действительно создана во время правления Антиоха Эпифана и отражала в аллегорической форме события того времени: реакцию правоверных евреев на преследования иудаизма и их веру в чудесное избавление, — тогда как часть «Даниэль А» более раннего происхождения и датируется приблизительно 3 в. до н. э. «Даниэль А» относится к жанру придворных историй (как и книга Эсфирь, и апокрифическая книга Товита), восходящему к библейскому повествованию об Иосифе — царедворце, толкователе снов и удачливом администраторе, хранящем верность религии отцов при дворе чужеземного правителя. Эти мотивы получили широкое распространение и особый смысл после пленения вавилонского. Вавилонские и персидские цари, упоминаемые в книге Даниэля, не являются в строгом смысле историческими персонажами. Так, под именем Навуходоносора скрывается последний вавилонский царь Набонид, сыном которого был Валтасар, правивший вместо отца, когда тот, пораженный проказой, удалился в пустыню и вел там отшельническую жизнь. Набонид долгое время волновал воображение народов Ближнего Востока, превратившись в героя многочисленных легенд и историй, часть которых представлена в книге Даниэля. Дарий Мидийский совмещает в себе несколько исторических личностей, а под именем Кира, по-видимому, подразумевается Кир II, правивший в 559–529 гг. до н. э. Изложение исторических событий также далеко от подлинной историчности: например, Мидийское царство не сменило Вавилонское, но существовало одновременно с ним.
Видения Даниэля являются образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы, которая, в отличие от пророческой, видит в человеке лишь пассивного участника заранее определенного хода исторических и космических процессов. Хотя уже у Иехезкеля можно отметить некоторые моменты, свойственные апокалиптической литературе, его мистическое мировоззрение в корне отлично от характера предсказаний Даниэля. Книга Даниэля, которого еврейская традиция не причисляет к пророкам, помещена в Библии в разделе Ктувим (Писания).