Эдельштадт Давид
Э́ДЕЛЬШТАДТ Давид (1866, Калуга, Россия, – 1892, Денвер, штат Колорадо, США), еврейский поэт и публицист, один из зачинателей «пролетарской поэзии». Писал по-русски и на идиш. Отец, Моше (Моисей) Эдельштадт, после «николаевской» армейской службы был городовым, позже — конторским служащим на лесопилке. В детстве Эдельштадт был мало связан с еврейством, в доме говорили по-русски. Лишь недолго Давид занимался у заезжего меламеда из Литвы. В 1873–76 гг. он серьезно обучался русскому языку у специально нанятого учителя. Эдельштадт начал писать стихи с 9 лет, через несколько лет его стихи были опубликованы в калужской газете «Губернские ведомости».
В 1880 г. Эдельштадт поселился в Киеве, где в это время жили его старшие братья. В сапожной мастерской брата Абрама он познакомился с революционерами-народниками, и его поэзия приобрела революционный дух. Страшные события киевского погрома в 1881 г. произвели сильное впечатление на 15-летнего подростка. Оказавшись в госпитале для погромленных евреев на Печерске, Эдельштадт познакомился с врачом и сионистским деятелем М. Э. Мандельштамом. Мандельштам оценил талант Эдельштадта и стал готовить его к поступлению в университет. Однако вскоре Эдельштадт и его брат вступили в ячейку Ам-‘олам и стали готовиться к эмиграции в Соединенные Штаты Америки для основания еврейской сельскохозяйственой коммуны. В мае 1882 г. он был уже в Нью-Йорке, однако идея коммуны не реализовалась, и Эдельштадт поселился в Цинциннати (штат Огайо), работал на фабрике по производству пуговиц. Он продолжал писать стихи на русском языке, испытал влияние поэзии С. Фруга. Постепенно Эдельштадт узнавал американскую жизнь, выучил английский язык, увлекся идеями анархизма.
В 1886 г., когда в Чикаго произошли кровавые беспорядки при разгоне анархистского митинга, и в 1887 г., когда по приговору суда были повешены четыре лидера анархистов, Эдельштадт испытал тяжелый психологический кризис. Друзья опасались за жизнь Эдельштадта, однако потрясение лишь стимулировало его творческий потенциал. В январе 1889 г. в русской социал-демократической газете «Знамя» (Нью-Йорк) появилось первое «американское» стихотворение Эдельштадта «Пролетарий», за которым последовали другие. В поисках работы Эдельштадт переехал в Орандж (штат Нью-Джерси), затем в Нью-Йорк. Здесь произошел новый драматический поворот в его творчестве. 15 февраля 1889 г. вышел первый номер анархистской газеты на идиш «Вархайт», в ней было напечатано первое стихотворение Эдельштадта на языке идиш — «Цу дер вархайт» («К газете «Вархайт»; можно перевести также «О правде»). Следующие два стихотворения, опубликованные вскоре в той же газете, — «Ин камф» («В борьбе») и «Майн цавоэ» («Мое завещание») — приобрели широчайшую известность по обе стороны Атлантического океана как манифесты набиравшего силу еврейского рабочего движения. Произведения Эдельштадта публиковались также в лондонском журнале «Арбетер фрайнд» и в беспартийной нью-йоркской социалистической газете «Моргн-штерн».
В 24 года (1890) Эдельштадт стал редактором анархистского еженедельника «Фрайе арбетер штиме». Эдельштадт писал для еженедельника не только стихи, но и публицистические статьи и едкие фельетоны. Из более чем 50 его публицистических статей только четыре опубликованы в сборнике «Гезамлте шрифтн» (1909). В 1891 г. обострился приобретенный в ранней юности туберкулез, и Эдельштадт вынужден был уехать на лечение в горный городок Денвер. В последние месяцы жизни Эдельштадт много писал. Среди написанного — стихотворение «Дер овнт-глок» («Вечерний звон»), фельетон «Дер тогбух фун а нар» («Дневник дурака»), критический этюд «Ди Крейцер-сонате» («Крейцерова соната») — об одноименной повести Л. Толстого, автобиографический рассказ «Вера» и другие. За три дня до смерти написал стихотворение «Цум кениг-тойт» («Смерть короля»).
Произведения Эдельштадта многократно переиздавались и выходили в Нью-Йорке, в Варшаве, в Лондоне и в Москве (1930, 1935). Монографии об Эдельштадте: «Довид Эделштадт» (Н.-Й., 1950); «Довид Эделштадт геданк-бух» («Памятная книга о Д. Эдельштадте» (Н.-Й.—Лос-Анджелес—Сан-Франциско, 1953).