Эйбеншюц Ионатан
Э́ЙБЕНШЮЦ (Эйбшюц) Ионатан (Eibenschütz, Eibeschütz, латинское написание — Eybeschuetz; бен Натан Ната; 1690, Краков, – 1764, ?), талмудист и каббалист (см. Талмуд, Каббала). Учился в Польше, Вене и Моравии. В 1715 г. поселился в Праге, где со временем стал главой иешивы и прославился как проповедник. Эйбеншюц установил связи с местными христианскими священнослужителями, в частности, с кардиналом Хассембауэром, с помощью которого получил разрешение на печатание Талмуда, при условии, однако, что из него будут исключены все места, противоречащие принципам христианской веры. Это условие вызвало протест раввинов Франкфурта, которые добились отмены разрешения.
В 1725 г. Эйбеншюц вместе с другими раввинами Праги наложил херем на последователей Саббатая Цви. В 1736 г. Эйбеншюц получил пост даяна Праги. В 1741 г. занял пост раввина Меца, а в 1750 г. стал раввином «Трех общин» — городов Альтоны, Гамбурга и Вандсбека. В этот период репутации Эйбеншюца был нанесен ущерб: его публично обвиняли в сочувствии саббатианской ереси. Споры о виновности Эйбеншюца охватили общины Центральной и Восточной Европы — от Голландии до Польши — и вылились в широкую дискуссию. Главным обвинителем был Я. Эмден. Большинство раввинов германских земель выступили против Эйбеншюца, в то время как большинство раввинов Польши и Моравии приняли его сторону. Члены общины Эйбеншюца за редкими исключениями поддержали своего раввина. Дискуссия достигла такой остроты, что стороны обратились к властям Гамбурга и правительству Дании. Датский король принял сторону Эйбеншюца и назначил новые выборы, в результате которых Эйбеншюц был вновь избран на свой пост. Это, однако, не положило конец письменной полемике. В ней приняли участие даже несколько христианских ученых, некоторые из них полагали, что Эйбеншюц тайно исповедует христианство, и поэтому стали на его сторону. Группа раввинов Франкфурта, Амстердама и Меца потребовала, чтобы Эйбеншюц лично предстал перед ними и опроверг обвинения в саббатианской ереси. Эйбеншюц отказался. Это требование было вынесено на рассмотрение Ва‘ада четырех земель, и последний вынес постановление в пользу Эйбеншюца. В 1760 г. полемика возобновилась, когда среди учеников иешивы Эйбеншюца были обнаружены сторонники саббатианства, а младший сын Эйбеншюца, Вольф, выступил как саббатианский пророк. Иешива была закрыта. В 1761 г. Гамбург посетил М. Мендельсон, Эйбеншюц выказал ему глубокое уважение и опубликовал послание, в котором проявились осведомленность и понимание учения Мендельсона.
Эйбеншюц считался не только известнейшим проповедником, но и одним из выдающихся талмудистов своего времени. Он опубликовал тридцать галахических трудов (см. Галаха), а его метод обучения внес значительный вклад в развитие пилпула. Многие из галахических сочинений Эйбеншюца до сих пор считаются классикой литературы пилпула. Гомилетические сочинения Эйбеншюца пользовались огромной популярностью и у следующих поколений.
Некоторые ученые отрицают приверженность Эйбеншюца саббатианству, другие полагают, что Эйбеншюц в молодости сочувствовал этому мессианскому движению, однако позднее изменил свои взгляды. Ряд исследователей (в том числе Г. Грец и Г. Шолем) считает, что Эйбеншюц оставался тайным саббатианцем до конца жизни. От этого зависит и подход ученых к каббалистическому учению Эйбеншюца, изложенному им в труде «Шем Олам» («Вечное имя»). Одни видят в труде Эйбеншюца изложение принятых каббалистических доктрин, в то время как другие усматривают в нем выраженное влияние саббатианского учения. Книга «Шем Олам» тесно связана с приписывавшимся Эйбеншюцу анонимным сочинением «Ва-аво ха-иом эл ха-‘аин» («И пришел я ныне к источнику», 1724), которое впервые вызвало подозрения в его саббатианских симпатиях.
Смотрите также
Экономика. Библия, Мишна, Талмуд и раввинистические авторитеты об экономике