Ейвин Иехошуа Хешел

ЕЙВИ́Н Иехошуа Хешел (1891, Винница, – 1970, Иерусалим), израильский писатель, публицист, общественный деятель. Ейвин получил как традиционное еврейское, так и светское образование. Окончил еврейскую гимназию и медицинский факультет Московского университета. Во время Первой мировой войны был военным врачом на фронте. В 1919 г. Ейвин поселился в Вильне (см. Вильнюс), преподавал в еврейских школах на идиш и на иврите; увлекшись идеей духовного возрождения еврейского народа, окончательно оставил занятия медициной. Завязал связи с ивритскими писателями, жившими в Москве, Одессе, а в 1920-х гг. — в Берлине.

В одесском еженедельнике «Ха-‘олам», куда его привлек А. Друянов, Ейвин опубликовал серию очерков и эссе о литературе, затем печатался в журнале «Ха-Шиллоах», а также в альманахе «Ха-Ткуфа», в котором опубликовал рассказы и очерки, посвященные Первой мировой войне.

В начале 1924 г. Ейвин прибыл в Эрец-Исраэль. Вскоре он присоединился к сионистской рабочей партии Ха-По‘эл ха-ца‘ир, затем к партии Ахдут ха-‘авода, однако считал неприемлемым внедрение в общественную жизнь ишува социалистических идей за счет национальных. Его сторонником и другом стал У. Ц. Гринберг, который создал в рамках профсоюзной организации Хистадрут ха-‘овдим ха-клалит национальную группу, к которой присоединился и Ейвин. В 1938 г. Ейвин написал книгу «Ури Цви Гринберг мешорер, мехокек» («Ури Цви Гринберг — поэт, законодатель»).

В 1928 г. Ейвин примкнул к движению сионистов-ревизионистов, придерживался радикальных взглядов, вошел в созданную А. Ахимеиром организацию Брит ха-бирионим. Ейвин был одним из редакторов газеты «Доар ха-иом» (см. Периодическая печать. Эрец-Исраэль), которая в 1928–31 гг. стала органом сионистов-ревизионистов. В 1930 г. Ейвин вместе с товарищами по Брит ха-бирионим участвовал в акции протеста против приезда в Тель-Авив заместителя министра колоний Великобритании Д. Шилса, одного из авторов антисионистской Белой книги лорда Пасфилда. В 1932–34 гг. Ейвин редактировал основанный им еженедельник ревизионистов «Хазит ха-‘ам» (см. Периодическая печать. Эрец-Исраэль), в котором после ареста А. Ахимеира вел всю основную работу. Ейвин резко критиковал британские мандатные и судебные власти.

В 1935–47 гг. Ейвин был журналистом газеты «Ха-Бокер» (см. Периодическая печать. Эрец-Исраэль). Он стал терять зрение, однако не прекратил литературной и публицистической деятельности, сотрудничал с журналом «Сулам» (там в 1960 г. была напечатана его историческая драма об Александре Яннае).

Обширное литературное и публицистическое наследие Ейвина включает ряд книг, в том числе: «Бе-сод халалим (Ми-сиппурей шахуах мехонит метим)» («Тайна павших [Из забытых историй катафалка]», 1930); книги, посвященные еврейской истории, — «Ха-хайа ха-ревийит» («Четвертый зверь», 1949) и «Милхемет бет Хашмонай» («Война Хасмонеев», 1953); книга о еврейском подполье в Эрец-Исраэль, об операциях Лохамей херут Исраэль и Иргун цваи леумми — «Ме-ме‘онот арайот» («Из логова львов», 1954), «Бе-‘эмек Иехошафат» («В долине Иехошафата», 1964). Ейвин в разное время издал несколько полемических книг, посвященных актуальным политическим проблем: «Иерушалаим мехака» («Иерусалим ждет», 1932), «Харбе ра‘аш ал ло хлум» («Много шума из ничего», 1937) и др. В 1960 г. Ейвин опубликовал книгу эссе «Би-швилей эмунат-Исраэль» («По тропам веры Израиля»).

Ейвин перевел на русский язык произведения Р. Роллана и Г. де Мопассана, роман О. Варшавского «Шмуглерс» («Контрабандисты», 1930) и романы Ш. Аша «Ди кишефмахерин фун Кастилиен» («Кастильская колдунья») и «Киддуш ха-Шем», а также труд «Еврейский вопрос и его решение» М. Нордау. Ейвин был в числе переводчиков на иврит десятитомного собрания сочинений Т. Герцля, вышедшего в 1959–61 гг., и однотомного издания избранных статей и речей Герцля, вышедшего в 1975 г.

Смотрите также

Евпатория

Еврейская национальная и университетская библиотека

еврейско-арабская литература

еврейско-берберский язык

ЕКОПО