Зонненфельд Иосеф Хаим

ЗО́ННЕНФЕЛЬД Иосеф Хаим бен Аврахам Шломо (Sonnenfeld; 1849, город Вербо, Австрия, ныне Словакия, – 1932, Иерусалим), первый раввин ультраортодоксальной общины (Ха-‘эда ха-харедит; см. Ортодоксальный иудаизм) в Иерусалиме. Зонненфельд осиротел в возрасте четырех лет. Учился в талмуд-торе и общеобразовательной школе, однако уже в юности принял решение стать раввином. Учился в иешиве города Вербо; в 1865 г. поступил в Пресбурге (Братислава) в иешиву А. Софера (см. М. Софер). В годы учебы жил в бедности. В 1870 г. получил от А. Софера, который высоко ценил его ученость, почетный титул «морену» (`наш учитель`). В том же году отправился в Коберсдорф (в Бургенланде), где поступил в иешиву А. И. Шага. В 1873 г. вместе со своим учителем прибыл в Эрец-Исраэль.

Поселившись в Старом городе Иерусалима, Зонненфельд до конца жизни строго придерживался правила не покидать стены города более, чем на 30 дней. Сблизившись с М. И. Л. Дискином, Зонненфельд стал его ближайшим помощником в общественной деятельности, участвовал в основании большого ортодоксального сиротского приюта и религиозных школ, противодействовал открытию светских школ. Зонненфельд был одной из самых влиятельных личностей в еврейской общине Старого города Иерусалима. Он стоял во главе венгерского колела «Шомрей ха-хомот» (`Стражи стен`), был основателем квартала Баттей-унгарн и содействовал основанию ряда других кварталов Иерусалима. В 1919 г. вместе с группой раввинов, среди которых был раввин А. И. Кук, Зонненфельд посещал новые еврейские поселения в Эрец-Исраэль, призывая поселенцев соблюдать еврейский религиозный закон.

Зонненфельд был идеологическим противником сионизма и призывал к соглашению с арабским националистическим движением; он выступал за полное отделение ортодоксальной общины от неортодоксального населения, резко возражал против перехода учреждений старого ишува под контроль сионистского руководства, против участия ортодоксов в официальной общине Кнесет Исраэль; Зонненфельд ратовал за право каждого на выход из этой общины.

Когда во время Первой мировой войны началось формирование еврейских батальонов, Зонненфельд выступил против участия в них ортодоксальных евреев. Он был одним из основателей Ва‘ад ха-‘ир ле-кехиллат ха-ашкеназим (Городской совет ашкеназской общины; см. Ашкеназы), а также ашкеназского бет-дина, отдельного от официального Иерусалимского раввината. Зонненфельд также был основателем Агуддат Исраэль в Эрец-Исраэль. Эта идеологическая позиция сделала Зонненфельда одним из главных противников раввина Кука, в частности, он противодействовал назначению раввина Кука раввином Иерусалима, а затем — главным раввином Эрец-Исраэль, хотя в личном плане их отношения были дружескими и основывались на взаимном уважении.

В 1920 г. Зонненфельд был избран раввином Ха-‘эда ха-харедит. В борьбе за создание этой общины Зонненфельд получил помощь публициста Я. И. де Хаана, который устраивал видным нееврейским деятелям, прибывавшим с визитом в Эрец-Исраэль, встречи с Зонненфельдом. Яркая личность Зонненфельда и его интеллект производили глубокое впечатление. Зонненфельд был членом сепаратной ортодоксальной делегации, которая по инициативе де Хаана встретилась с королем Хиджаза Хусейном ибн Али, когда тот посетил Трансиорданию. В 1919 г. Зонненфельд выступал перед американской комиссией Х. Кинга и С. Крейна (см. Планы раздела Палестины), последовательно высказывался за возвращение евреев в Сион. Во время переписи населения указал иврит в качестве своего родного языка. В целом Зонненфельд призывал к лояльности по отношению к властям, к умеренности по отношению к арабскому населению и к достижению мира между евреями и арабами в Эрец-Исраэль.

Среди опубликованных трудов Зонненфельда — глоссарии к нескольким талмудическим трактатам (см. Талмуд) и респонсы.

Смотрите также

законы о пище

Занд Михаэль

Захария

Зельдович Яков

зхут авот