Абул‘афия Аврахам бен Шмуэль

АБУЛ‘А́ФИЯ Аврахам бен Шмуэль (Abulafia, Abraham ben Samuel; 1240, Сарагоса, – 1291?), каббалист (см. Каббала). В 1260 г. совершил путешествие в Эрец-Исраэль, где начал поиски мифической реки Самбатион, но достиг лишь Акко и вернулся в Европу. Убежденный в том, что обладает пророческим даром, Абул‘афия в 1280 г. направился в Рим, чтобы раскрыть перед папой Николаем III всю меру страданий еврейского народа и убедить главу церкви облегчить участь евреев. Николай III приговорил Абул‘афию к сожжению. Однако приговор не был приведен в исполнение из-за смерти папы. Абул‘афия с большой уверенностью предрекал наступление мессианской эры в 5050 г. по еврейскому календарю (1290 г. по григорианскому календарю); многие верили этому и собирались переселиться в Святую землю. Противники Абул‘афии обвиняли его в том, что он провозгласил себя Мессией. Шломо бен Аврахам Адрет назвал Абул‘афию «шарлатаном».

Мистицизм Абул‘афии отличается от предшествовавших ему течений каббалы. Основываясь на учении о десяти сфирот (Божественных эманациях), он использовал и разрабатывал различные методы каббалистической школы Эл‘азара бен Иехуды из Вормса и его последователей, — такие, как церуф (комбинации букв), гематрия, нотарикон и т. д.

Абул‘афия утверждал в своих книгах, что его «пророческая» каббала придает человеку способность обретать дар ясновидения и общаться с Богом. Таким образом, независимый человеческий разум подчиняется правилам Божественного разума. Абул‘афия называл этот процесс «путем Божьего имени». Этот дар следовало использовать лишь ради высокодуховных целей. Абул‘афия основывал свой экстатический мистицизм на рациональных предпосылках; можно обнаружить некоторые точки соприкосновения между ним и учением мусульман-суфиев на высшей ступени его развития. Абул‘афию следует считать одной из самых выдающихся личностей в истории каббалы до Ицхака Лурии.

Смотрите также

Авдат

Ал-‘Азария

Аллен Вуди

Аронсон Григорий

Ауэрбах Бертольд