апологетическая литература

АПОЛОГЕТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, совокупность сочинений, направленных на защиту какой-либо исторической или идеологической структуры против нападок на нее. В еврейской истории под апологетической литературой понимаются сочинения, направленные на защиту иудаизма против нападок со стороны представителей других религии, а в новое время также и сочинения нерелигиозного характера, направленные против антисемитизма в различных его проявлениях.

Зачатки апологетической литературы можно видеть в тех разделах проповедей пророков, где они выступают против идолопоклонников, противопоставляя их заблуждениям истинность своей веры (см., например, Ис. 40:17–21; 42:5–8; 44:6–20; 45:5–7; Иер. 10:2–5; 14:22; Зх. 8:20–23; 14:9, 16–21). В эллинистический период еврейские авторы, писавшие по-гречески (Деметрий, Эвполем, Артапан, Аристобул Александрийский, поэты Филон Старший и Теодот Самаритянин, драматург Эзекиэль и другие), подчеркивали значение народа Израиля, его страны, откровения, данного Моисею, для истории всего человечества. Иудаизм подчас интерпретировался ими аллегорически, причем утверждалось, что он содержит в себе все лучшее, что имеется в системах великих философов Греции. Сочинениями с отчетливо апологетическими задачами, созданными в иудео-эллинистической сфере, являются «Апология евреев» Филона Александрийского, от которой сохранились лишь фрагменты, и «Против Апиона» Иосифа Флавия — книга, суммирующая всю аргументацию апологетической литературы эллинистического периода.

В Талмуде и мидрашах апологетика предстает часто в форме дискуссий или обмена вопросами и ответами между еврейскими мудрецами-вероучителями и неиудеями — философами, еретиками, высокопоставленными представителями римских властей и т. п. Умение ответить на доводы еретика, среди которых основными являлись указания на противоречия Библии, на антропоморфические выражения в ней, критика мицвот и ряда библейских положений юридического характера, считалось обязательным для вероучителя (Авот 2:14).

Появление христианства поставило перед еврейской апологетикой новые задачи, главными из которых стали борьба против христологического толкования еврейской Библии (Ветхого завета в христианской терминологии) и борьба против утверждений христиан, что Бог оставил евреев и потому богоизбранничество является ныне уделом христианской церкви.

Наиболее крупным памятником апологетической литературы средних веков является «Сефер ха-кузари» («Книга хазара») Иехуды ха-Леви. Утверждая примат ценностей веры над всеми иными ценностями, Иехуда ха-Леви заявляет, что униженное положение еврейского народа отнюдь не свидетельствует о неистинности его веры, ибо «божественный свет падает лишь на смиренные души». Из других произведений апологетической литературы этого периода наиболее значительными являются: «Сефер ха-брит» («Книга завета») Иосефа Кимхи и ряд сочинений Меира бен Шим‘она из Нарбонна. Большинство трудов апологетиков этого времени посвящено защите иудаизма от нападок христиан, часть — полемике с караимами и сравнительно немногие сочинения — борьбе с исламом.

С массовыми обращениями евреев в христианство в Испании и Португалии в конце 14 в. и в 15 в. связано возникновение ожесточенной полемики между апостатами (см. Отступничество) и рядом крупных еврейские религиозных мыслителей этого времени (Хасдай Крескас, Профиат Дуран, Иосеф Альбо, Шим‘он бен Цемах Дуран /см. Дуран, семья/).

Со времени Ренессанса среди еврейских апологетиков намечается тенденция обращения к просвещенной части христианского общества. Поэтому ряд сочинений этого периода в защиту иудаизма написан на латинском языке («Apologia Hebraeorum» Давида д’Асколи, 1559; «Di medico Hebraeo enarratio apologica» Давида де Помиса, 1588; «Vindiciae Judaeorum» Менашше бен Исраэля, 1656) или на одном из живых европейских языков (например, «Discorso circa il stato degli hebrei» Симхи Луццатто, 1638). Основной темой сочинений еврейской апологетической литературы этого рода становится не столь защита иудаизма, сколь борьба против ограничений в гражданском состоянии евреев и подчеркивание их позитивной роли в жизни общества. Так, Давид д’Асколи выступает против ограничений, налагаемых на евреев установлениями папы Павла IV; Давид де Помис восхваляет евреев-медиков, пытаясь доказать тем самым неразумность провозглашенного папой Григорием XIII запрета христианам лечиться у еврейских врачей; Менашше бен Исраэль стремится убедить англичан, что если евреям будет разрешено жить в Англии, это будет не во вред, а на благо хозяйству этой страны; Симха Луццатто значительную часть своего труда посвящает положительной роли евреев в развитии экономики Венецианской республики.

Несмотря на отчетливые антиеврейские темы и мотивы в литературном наследии ряда писателей и мыслителей, оказавших существенное влияние на развитие европейской культуры нового времени (например, в сочинениях Вольтера и Гольбаха), уже в 18–19 вв., наряду с евреями — авторами сочинений апологетической литературы, среди которых самым крупным был М. Мендельсон, в защите евреев и еврейства начинают принимать активное участие и выдающиеся представители европейской культуры — христиане (Роджер Вильямс, Джон Толанд, Готхольд Эфраим Лессинг, Томас Маколей и другие).

В Восточной Европе в 18 в. еврейская апологетическая литература имеет все еще традиционный характер сочинений в защиту иудаизма против нападок христиан и внутренних ересей: «Диврей бина» («Слова разума») Дов Бера Биркенталя; литература, связанная с борьбой против секты франкистов (см. Франк Я‘аков) и т. п. С первой половины 19 в. и здесь начинается секуляризация апологетической литературы (труды Шмуэля Баума и Я‘акова Тугендхолда в Польше, Ицхака Бера Левинзона в России). Во второй половине 19 в. усилия авторов сочинений апологетической литературы в России были направлены во многом на уравнение евреев в гражданских правах с другими российскими подданными и, прежде всего, на отмену черты оседлости.

Важным поворотным пунктом в развитии апологетической литературы было становление сионизма. Сионизм создал собственную аргументацию, включающую концепцию еврейской нации и концепцию восстановления еврейской государственности на исторической родине еврейского народа. Своего рода продолжением на новом уровне традиционной апологетической литературы является направление в еврейской религиозно-философской литературе 19–20 вв., апеллирующее, прежде всего, к ассимилированному или ассимилирующемуся еврейскому интеллигенту и раскрывающее перед ним религиозно-философские ценности, созданные его народом. Среди авторов сочинений такого рода имеются как неоортодоксы (Шимшон бен Рафаэль Гирш, Ицхак Брейер), так и писатели и философы, не отождествляющие себя с ортодоксальным направлением в иудаизме (Макс Брод, Франц Розенцвейг, Мартин Бубер, Герман Коген, Эдмон Флег, Лео Бек, Аврахам Иехошуа Хешел и другие). Значительная часть произведений еврейской апологетической литературы периода между двумя мировыми войнами и после него посвящена борьбе с антисемитизмом в различных его проявлениях (антиеврейские тенденции в ряде стран Европы и Америки, расизм в нацистской Германии, государственный антисемитизм в Польше, мероприятия и акции антиеврейского характера в СССР после Второй мировой войны и т. п.).

Одной из главных организаций, систематически публикующих ныне работы, преимущественно публицистические, посвященные борьбе против антисемитизма, является Лига борьбы с диффамацией при Бней-Брит.

Смотрите также

Австрия

Александрович Михаил

Алфаси Ицхак бен Я‘аков

Альтбауэр Моше

Альтшулер Мордехай