Аранович Юрий
АРАНО́ВИЧ Юрий Михайлович (1932, Ленинград, – 2002, Кёльн, похоронен в Иерусалиме), израильский дирижер. Выпускник Ленинградской консерватории (1954), где учился у Н. Рабиновича (1908–72). На начинающего дирижера большое влияние оказали К. Зандерлинг (родился в 1912 г.) и особенно Н. Рахлин, которого Аранович считал своим духовным наставником. В 1956 г., после непродолжительной работы в Петрозаводске и Саратове, Аранович возглавил симфонический оркестр филармонии в Ярославле, с которым работал восемь лет. Критика отмечала талант молодого дирижера. В 1964 г. Аранович по рекомендации многих ведущих исполнителей, а также композиторов Т. Хренникова и Д. Шостаковича, был назначен художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, который вскоре стал одним из ведущих в Советском Союзе (с ним выступали и делали радио- и телезаписи такие советские исполнители, как Э. Гилельс, Л. Коган, Д. Ойстрах, С. Рихтер, М. Ростропович и другие). С этим оркестром Аранович записал на радио и исполнил на концертах ряд опер, проявив себя также как талантливый интерпретатор оперной музыки.
В 1971 г. Аранович подал заявление о выезде в Израиль. Последняя работа Арановича в СССР — запись оперы М. Копытмана «Каса маре» — была прервана. После отъезда Арановича все записи, сделанные под его руководством, были запрещены к использованию на радио и телевидении.
В 1972 г. Аранович поселился в Иерусалиме; в январе 1973 г. с успехом выступил с Израильским филармоническим оркестром, впоследствии неоднократно дирижировал симфоническими оркестрами Хайфы и Ришон-ле-Циона; некоторое время был вторым дирижером Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения, исполнив и записав с этим коллективом ряд музыкальных произведений, в том числе сочинения израильских композиторов. В Советском Союзе Аранович был «невыездным» дирижером (единственный раз гастролировал в ГДР в 1966 г.), а в Израиле не получил возможности руководить каким-либо оркестром. В 1975 г. он стал главным дирижером и художественным руководителем «Гюрцених-оркестра» в Кельне, пробыв в этой должности до 1986 г., а в 1982–1987 гг. — главным дирижером Королевского симфонического оркестра Стокгольмской филармонии (был избран пожизненным членом этого оркестра). Аранович с успехом выступал и сделал ряд звукозаписей с лучшими оркестрами Европы, США и Японии, в том числе с Парижским, Лондонским и Венским симфоническими оркестрами. Кроме того, Аранович проявил себя как незаурядный оперный дирижер: его дебют состоялся в 1974 г. в лондонском театре «Ковент гарден» постановкой оперы Мусоргского «Борис Годунов» с Борисом Христовым в главной роли (спектакль, посвященный 25-летию исполнения Христовым партии Годунова). Впоследствии Аранович работал во многих оперных театрах, в том числе в «Лирической опере» в Чикаго, «Ла фениче» в Венеции, Шведской королевской опере, оперных театрах Женевы, Рима, Турина, Кельна. В оперном репертуаре Арановича преобладали произведения русских и итальянских композиторов. Несколько раз он участвовал в оперном фестивале «Арена ди Верона»; итальянская музыкальная критика присудила ему премию за лучшую интерпретацию опер Пуччини. В 1984 г. Аранович стал членом Шведской королевской академии музыки; в 1985 первым из иностранных дирижеров был награжден рыцарским орденом Полярной звезды «за выдающийся вклад в музыкальную жизнь Швеции».
В 1982 г. в Израиле Аранович провел серию концертов с Иерусалимским симфоническим оркестром и с тех пор регулярно выступал с этим коллективом, а также с другими израильскими оркестрами (см. выше). Все сборы от своих выступлений в Израиле Аранович передавал в фонды этих оркестров. В 1984 г. на концерте в День независимости Израиля Аранович впервые дирижировал исполнением симфонии №6 М. Вайнберга. Последний раз Аранович выступал в Израиле с Иерусалимским симфоническим оркестром в 2000 г. на концерте, посвященном Дню независимости.
Дирижерское искусство Арановича отличалось экспрессивностью, мастерством в построении драматических кульминаций. Аранович — яркий представитель романтизма в музыкальном исполнительстве второй половины 20 в. Среди его интерпретаций наиболее значительны произведения русской классики — П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, и европейских композиторов-романтиков — Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Р. Шумана, А. Дворжака и других.
Благодаря Арановичу было возобновлено исполнение некоторых незаслуженно забытых музыкальных сочинений («Орлеанская дева» П. Чайковского в Шведской королевской опере, «Царица Савская» К. Гольдмарка /1830 — 1915/ в оперном театре Турина, «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова в Римской опере). Он ввел в репертуар многих западноевропейских коллективов произведения израильских композиторов П. Бен-Хаима, Ц. Авни, И. Тала и других. В последние годы жизни Аранович успешно занимался педагогической работой, проводя дирижерские мастер-классы в ряде европейских музыкальных академий, в том числе в академии в Сиене (Италия) — одном из ведущих музыкальных заведений, воспитывающих дирижеров. Аранович — лауреат премии имени Розы Эттингер, присужденной за вклад в музыкальную жизнь Израиля (1987).