одежда
ОДЕ́ЖДА. Библейское повествование относит появление одежды к моменту, когда человек впервые познал стыд (Быт. 3:7). Первой одеждой были «опоясания» (хагорот) — набедренные повязки, сшитые Адамом и Евой из листьев смоковницы (Быт., там же), и только после того, как Бог проклял змея, уговорившего их отведать запрещенный им плод древа познания, а их самих покарал за ослушание, Он «сделал им кожаные одежды и одел их» (Быт. 3:21). Ранние «опоясания» (в более поздней пророческой литературе эзор) можно сопоставить с египетскими «мужскими передниками» (в эпоху Древнего царства — единственная одежда мужчин).
Библейская эпоха. Библия называет одежду словами бегед, левуш, малбуш, ксут. Упоминаются разные виды одежды: короткая нательная мужская и женская рубаха куттонет (Быт. 37:3; Лев. 16:4 и другие места), верхняя мужская и женская длинная одежда — симла или салма (Исх. 12:34; I Ц. 11:30), верхнее одеяние — ме‘ил (I Сам. 15:27; 24:4; II Сам. 13:18) или аддерет (I Ц. 19:13,19; Зх. 13:4), полотняные нижние штаны — михнасаим, надевавшиеся священниками (см. Кохен; Исх. 28:42; Иех. 44:18), пояс — авнет (Исх. 29:9; Лев. 8:7) или хагор, хагора (см. выше) и обувь — на‘алаим, сшитая из кожи, завязывавшаяся вокруг икры шнурками, бечевкой или ремешками (Быт. 14:23; Ис. 5:27).
Основной частью одежды были куттонет и симла из овечьей или более грубой козьей и верблюжьей шерсти, а также изо льна (Лев. 13:59; Втор. 22:11 и другие места), обычно однотонные (большей частью белые), однако иногда — разноцветные и узорчатые (см. Крашение). Наряду с поясом употреблялась перевязь через плечо.
Изготовление ткани было женским делом (I Сам. 2:19 и далее; см. также Ткацкое производство). Ношение одежды из ткани, в которой смешаны шерстяные и льняные нити, было воспрещено (см. Ша‘атнез). В целом эта одежда, по-видимому, напоминала одеяние арабских феллахов (земледельцев). О покрытии головы в повседневной жизни ничего неизвестно; головной убор священников (по-видимому, тюрбан) — назывался цаниф, мицнефет (Исх. 29:6; Зх. 3:5), металлический или кожаный шлем воина — кова (I Сам. 17:5; II Хр. 26:14).
Одежда была весьма дорога и отражала общественное положение и достаток владельца (ср. царские одежды — Эсф. 6:8; одежды пленников или узников — II Ц. 25:29), а также его личный статус (одежда вдовы — Быт. 38:14; власяница пророков — Зх. 13:4) и т. п. В Библии часто упоминается количество одежды, полученной в дар (Быт. 45:22) или захваченной в качестве трофея (ср. Суд 5:30; 14:12–19).
Постепенно в одежде евреев начинает сказываться влияние ханаанеев и других соседних народов, находившихся на более высокой ступени материальной культуры. Так, в одной из царских гробниц в Фивах (Египет) изображены сирийские послы в длинных облегающих платьях в цветную полоску с богатой вышивкой. Под такими платьями носили нижнюю рубаху желтого цвета с узкими рукавами и штаны. Евреи переняли ханаанейские длинные одежды, иногда до земли; при ходьбе и работе их приходилось подпоясывать (Исх. 12:11; II Ц. 4:29 и в других местах). На стеле Санхерива пленные евреи изображены в длинных одеждах с короткими рукавами. Пышная одежда придворных царя Соломона вызвала восхищение царицы Савской (I Ц. 10:5; см. Саба).
Постепенно вместо старинной одежды типа симла в употребление вошел ме‘ил с длинными рукавами, изготовлявшийся из тонкой ткани, а на смену куттонет пришел полотняный садин, по-видимому, того же покроя (Суд. 14:12–13). Торговые связи с Финикией привели к распространению богато окрашенных (большей частью пурпурных) тканей; вошли в употребление египетский виссон и вавилонские ткани с вышивкой (Исх. 27:16; ср. ИбН. 7:21). Моду на иноземную одежду осуждают пророки (Цфан. 1:8). Изменения с особой яркостью сказались в одежде священнослужителей скинии и Иерусалимского храма: на смену традиционной простой куттонет пришли пышные облачения (см. Кохен; Первосвященник).
Хотя женская одежда состояла из тех же куттонет и симла, библейский запрет мужчине облачаться в женское платье заставляет предположить существование определенных отличий между мужской и женской одеждой этого типа. Пророки часто порицали роскошь женских нарядов — платья из пурпурной ткани, длиннополые (Иер. 13:22) расшитые золотом одеяния (Иер. 4:30; ср. Пс. 45:14), дорогостоящие пояса и покрывала. Исайя (3:18–24) приводит длинный перечень женской одежды и украшений, форма и употребление которых нам не известны. Характерной чертой женской одежды являются разнообразные покрывала и накидки.
О головных уборах, принятых у евреев в этот период, известно очень мало. Наряду с уборами, названными выше, Библия упоминает простой шнур — хевел — на волосах (I Ц. 20:31), по-видимому, аналогичный тем, что носили сирийские послы, изображенные на упоминавшейся выше царской гробнице в Фивах, и, как противоположность, — особо роскошный мужской и женский головной убор богатых, а также жениха на свадебной церемонии — пеэр (Ис. 3:20; 61:3,10).
Из обуви известны, главным образом, сандалии — на‘алаим — из кожи или дерева с ремешками или шнурками — срох (Ам. 2:6; Исх. 3:5 и в других местах). Хождение босым было знаком траура (II Сам. 15:30 и в других местах), как и ношение особо грубой одежды — сак (буквально `мешок`). При входе в Храм во избежание внесения нечистоты всем следовало разуться, и священники вели службу босыми (ср. Исх. 3:5; ИбН. 5:15).
На праздники было принято надевать новую или свежевыстиранную одежду (ср. Исх. 19:10,14). Праздничная одежда называлась халифот, буквально `смена`, то есть сменная одежда.
Эпоха Талмуда. Талмуд видит в одежде не только средство для прикрытия наготы, но и признак сана и общественного положения человека: хорошая одежда возвышает его дух (Бр. 57б); по ней судят о его достоинстве (Исх. Р. 18:5). Законоучители советуют: «Ешь меньше, чем позволяют средства, а одевайся по средствам» (Хул. 84б); «Дорогое — для спины, а дешевое — для живота» (БМ. 52а).
Обычная одежда этой эпохи — нательная рубаха без рукавов и панталоны, поверх которых надевались еще рубаха типа халата — халлук (буквально `гладкая одежда`) и штаны, а затем верхний плащ; обувь — кожаные или деревянные сандалии или башмаки. Богатые и ученые люди, а также женщины носили нижнюю рубаху по щиколотку. Халлук считался самой необходимой частью одежды; он изготовлялся из шерстяной или льняной ткани, а иногда — из папируса или войлока. Часто упоминается белая верхняя рубаха (халлук лаван), которая, по преданию, служила первосвященническим облачением Моисея (ТИ., Иома 1:1, 38б); подобное белое облачение последних первосвященников Второго храма изготовлялось из полупрозрачной ткани. (Прозрачную сетчатую рубашку носили проститутки /Кел. 28:9/.) Швы одежды обшивались различной отделкой; гладкий халлук был редок и считался знаком особой скромности (Та‘ан. 11б). В поясах имелась полость для ношения денег. Иногда носили передник. Шарф (судар) мог служить и чалмой. Головные уборы были самой разнообразной формы; их названия большей частью свидетельствуют об их иностранном происхождении. Однако из указания, что во время траура голова должна быть покрыта (МК. 24а), можно заключить, что обычно ходили с непокрытой головой. Женщины накидывали на голову покрывало с вуалью, поддерживаемое нарядным ободом (тканым, вязаным или металлическим), плетеной тонкой повязкой или капюшоном. Ходить босым считалось неприличным (ср. Шаб. 152а); однако во время траура, в день Ава девятого и в Иом-Киппур запрещалось носить кожаную обувь. Босыми (или в особой обуви) должны были ходить отлученные от общины (см. Херем). При вступлении на Храмовую гору следовало разуться.
В эпоху Талмуда получает распространение хлопчатобумажная ткань — пиштан, ввозимая из Индии (Иома 3:7) или, возможно, изготовлявшаяся из хлопчатника, разводившегося в районе Бет-Шеана, а также привозной шелк-сырец. Цены на нарядную одежду были очень высокими; в Талмуде упоминаются: одеяние стоимостью в 300 тыс. динаров (ТИ., Кил. 9:1, 32а), платье, пропитанное благовониями, проданное за 12 тыс. динаров (БМ. 114б), облачение первосвященника, стоимостью в 16 тыс. динаров (Тосеф., Иома 1:21–22) и т. п.
Особые требования предъявлялись к одежде и обуви ученых: она должна была быть безукоризненно чистой — «ученый, на чьем платье имеется пятно, достоин смерти» (Шаб. 114а); вместо обычного шарфа ученые должны были носить таллит, причем Талмуд резко порицает тех, кто носит таллит, не будучи ученым (ББ. 98а). Рубашка ученого не должна была оставлять обнаженным ни одного участка тела, а таллит полностью покрывал рубашку (ББ. 57б). Ученому воспрещалось ходить в заплатанных башмаках (Шаб. 114а) или с непокрытой головой (ср. Шаб. 118б; Кид. 31а).
В целом одежда простолюдинов-евреев эпохи Талмуда, кроме кистей цицит, предписываемых Библией, мало отличалась от одежды неевреев. В частности, греки носили такую же одежду, за исключением штанов, которые были широко распространены не только среди евреев, но и среди других народов Ближнего Востока.
Послеталмудическая эпоха. Еврейский костюм в эту эпоху испытывает сильное влияние разных галахических (см.Галаха) нравственных и общественных принципов, установленных в раввинистической литературе. Еврей, по-прежнему, должен был соблюдать предписание о ношении цицит и запрет на ша‘атнез (см. выше). Общий запрет следовать обычаям язычников (Лев. 18:3; 20:23) стал одним из важнейших факторов, определявших постановления раввинистических авторитетов относительно одежды. Одеяние еврея должно быть пристойным и скромным, следует воздерживаться от ношения роскошных и дорогостоящих одежд, в частности, разноцветного платья из крашенной пурпуром ткани, какое носили язычники, а также принятых у последних широких панталон (Сиф. Втор. 81). Во время религиозных гонений еврей, рискуя жизнью, должен носить установленную традицией одежду, но не вносить в нее ни малейшего изменения с целью сойти за нееврея (Санх. 74б). Запрет носить одежду, принятую у неевреев, а также исключительные обстоятельства, позволяющие нарушать его, указаны в Шулхан арух (ИД. 178:1–2). Достоинство требует от еврея ходить подпоясанным. Одежда женщины, как и весь ее внешний вид, должна быть скромной, замужней женщине запрещается появляться на людях с непокрытой головой. В субботу, а особенно в праздники, следует надевать нарядную одежду.
Средние века. Раввинистические и общинные постановления наложили на еврейскую одежду печать глубокого консерватизма. Аналогичное влияние оказали на нее дискриминационные постановления мусульманских, а затем и христианских властей, предписывавших евреям ношение особой одежды, а также отличительного знака. Наиболее ранним образцом такого постановления является распоряжение халифа ал-Мутаваккила (Египет, 850 г.), обязавшего евреев и христиан носить желтую персидскую накидку (тайласан) и веревочный пояс (зуннар); еврей мог носить персидскую шапку (калансува) лишь определенных цветов, а тюрбан — только желтый. Душевнобольной фатимидский правитель ал-Хаким (правил в 996–1021 гг.) приказал евреям, самаритянам и христианам носить одежду определенных цветов для каждой религиозной группы. С изменением в стиле европейской одежды консерватизм еврейских одеяний выступает с особой яркостью. Евреи, по-прежнему, строго соблюдают предписание о ношении цицит и запрет на ша‘атнез, не носят модных полотняных платьев с шерстяными рукавами, избегают сочетания тканей двух и трех цветов в виде полос, предпочитают темные (особенно черный) цвета и длинный просторный покрой одежды без излюбленных в эту эпоху зубцеобразных вырезов на краях рукавов и подоле. Для торжественных случаев предназначалось особое одеяние мужчинам и женщинам — саргенес (возможно, саван), называвшееся также китл — белая длинная рубаха. Китл первоначально был частью субботней одежды, позднее надевался в Иом-Киппур, а также во время пасхального седера; со временем стал также одеждой жениха во время свадебной церемонии.
В 1215 г. особая форма и цвет еврейской одежды были предписаны постановлением IV Латеранского собора, обязавшим евреев (и сарацинов) носить также отличительный знак на одежде. В Англии постановления IV Латеранского собора были в 1218 г. приняты Генрихом III и подтверждены в 1222 г. Оксфордским епископальным советом. Однако зажиточные евреи, а вслед за ними целые общины освобождались от этой обязанности ценой уплаты особого налога. Папа Григорий IX (1227–41) пытался добиться согласия королей Арагона и Кастилии на принуждение евреев, как правило, старавшихся не отличаться одеянием от христиан, носить особую одежду и отличительный знак. За введение постановления Латеранского собора Григорий IX обещал королю Кастилии Фернандо III Святому место в раю, в противном случае угрожал ему вечным проклятием. Но Фернандо III, нуждавшийся в финансовой поддержке евреев для своих завоевательных кампаний в Андалусии, не поддался на увещания папы; позднее это сделали Альфонс X Мудрый и правившие после него короли Кастилии и Леона. В Арагоне регламентация еврейской одежды и обязанность носить отличительный знак были введены в правление Хайме I Завоевателя (1213–76). В 1267 г.
Венский церковный совет обязал евреев Силезии, Польши и Австрии носить вместо отличительного знака на одежде остроконечную шапку (которую они, по-видимому, носили и прежде по собственному выбору); в начале 14 в. церковные власти некоторых стран Европы установили цвет еврейской шапки — желтый или желто-красный. Однако эти постановления, как и указы относительно отличительного знака, не всегда соблюдались, что видно из регулярных жалоб духовенства и возобновлении указов. В Испании евреям периодически предписывалось носить длинные черные одежды наподобие рясы с остроконечным капюшоном. В Сицилии в эпоху инквизиции евреи были обязаны носить зеленую одежду с красными крестами. В целом, однако, кроме этих отличий и периодической регламентации покроя, еврейская одежда была схожа с обычной европейской. В 12–13 вв. мужчины носили тунику с поясом, плащ и остроконечную шапку; женщины — длинные платья с длинными узкими рукавами, с каймой у шейного выреза и с поясом. Необходимым головным убором были косынка, чепец или обруч. Входят в употребление разноцветные ткани.
В 14 в. получает распространение длинный кафтан с широкими рукавами и с капюшоном, называемым в еврейских источниках каппа. Этот капюшон был первоначально головным убором у христиан (мужчин и женщин), затем долгое время оставался типичным элементом еврейской одежды: вплоть до конца 16 в. евреи изображаются в каппах. Евреи носили также длинное платье с рукавами до земли; под ним, поверх туники, надевался таллит-катан (см. Таллит) с цицит. В еврейском молитвеннике 14 в. из Италии на миниатюре, изображающей сцену венчания, жених одет в зеленую тунику с длинными узкими рукавами и модными манжетами, частично закрывающими кисти рук, в красном плаще и еврейской остроконечной шапке, из-под которой видны тщательно завитые волосы. Невеста в красном платье и зеленом плаще, с заплетенными по тогдашней моде косами; на голове — золотой венец; верхняя часть лица покрыта по еврейскому обычаю фатой. В миниатюрах испанской Хаггады пасхальной 14 в. евреи изображены в отличных от принятого покроя туниках, с остроугольным мысом спереди. На французских миниатюрах 14 в. изображены раввины в просторных хитонах с длинными рукавами и в головных уборах различной формы. На немецкой гравюре 14 в. евреи изображены в коротких сборчатых, перехваченных поясом туниках и остроконечных шапках. Женщины носили шерстяные платья и каппу, скреплявшуюся брошью на груди. Праздничной женской одеждой был крытый шелком меховой жакет с очень узкими рукавами.
Многочисленные картины европейских мастеров 15 в. дают представление об еврейской одежде того времени: мужчины одеты в скрывающий фигуру плащ, из-под которого виден длинный просторный хитон, с каппой или остроконечной шапкой; женщины — в такой же плащ и каппу поверх длинного платья. Модных в 15 в. складок в виде рубцов на плащах нет; однако обувь соответствует тогдашней моде — с клювообразным носком яркого цвета. Хотя для глаз наших современников такой костюм мало чем отличается от христианской одежды того времени, тогда он должен был казаться старомодным. В постановлениях, принятых представителями кастильских общин на съезде в Вальядолиде (1432), содержится специальный раздел, предписывающий евреям кастильского государства вид и цвет одежды, а также сорта дозволенных тканей.
В эпоху Ренессанса еврейская одежда, в целом оставаясь консервативной, допускает некоторое влияние моды, что превращает еврейский костюм в сочетание модных и анахроничных деталей. Сохранились изображения евреев в одежде, более облегающей, по сравнению со средневековой. Штаны до щиколоток почти скрыты полами кафтана, поверх которого — плащ такой же длины; вместо остроконечной шапки — мягкая круглая шляпа. Женщины надевают кофту, юбку, фартук и чепец. Только раввины носят длинную одежду — хитон, плащ с воротником и нечто вроде тиары на голове. Однако на христианских карикатурах этого времени еврея по-прежнему изображали в длинном плаще и каппе.
В 17 в. евреи переняли костюм европейских горожан — камзол, плащ, плоеный (двух-, трехслойный волнистый) воротник и поярковая шапка. В Нидерландах, например, еврейский костюм ничем не отличался от одежды зажиточного горожанина.
В 18 в. поверх длинного жилета надевался кафтан с отложным воротником; одежда женщины включала шнурованный корсет, широкую юбку в складку, рукава с буфами, плоеный воротник, кружевные манжеты, наколку или чепец и пелерину, — характерные для европейского костюма французского покроя. Таким образом, в 18 в. основные отличия в повседневной одежде западноевропейского еврея исчезли.
Значительно дольше удерживаются особенности синагогальной одежды. До конца 18 в. одежду еврея в синагоге составляли шулмантл — черный складчатый плащ и берет или шабес декл — черная круглая фетровая или шерстяная шапка. В течение 19 в. стиль синагогальной одежды в Западной Европе меняется: в обиход входит треугольная шляпа, приталенный кафтан, короткие штаны и башмаки с пряжками. Две голубые ленты на головных покрывалах, которые с 13 в. еврейки были обязаны носить во многих частях Европы, сменились островерхим покрывалом (корналия, или корню) — с 18 в. характерная часть синагогального одеяния еврейской женщины. Раввинское одеяние у ашкеназов долго сохраняло черты традиционной еврейской одежды. Сефардские (см. Сефарды) раввины в Европе были меньше подвержены влиянию традиции. К 17 в. одежда сефардских раввинов Нидерландов и Англии не отличалась от одежды христианского духовенства.
Одежда евреев стран Востока. Во многих мусульманских странах евреям предписывалось ношение черной одежды. В 16 в. в Турции местные евреи носили желтый тюрбан, в то время как испанские изгнанники (сефарды) — красную конусообразную шапку. Особой традиционной будничной одежды раввина не существовало и в восточных странах; известны лишь немногочисленные примеры особого раввинского одеяния. Так, в 1781 в. в Марокко раввин носил платье с очень большими рукавами и шапку, вокруг которой обычно повязывался голубой шарф. В 1860-х гг. в Стамбуле раввины носили темно-синюю фетровую шапку, повязанную у основания белым шарфом, либо тюрбан с голубыми тесемками. В 1873 г. в Смирне раввин носил бонетто — особый тюрбан, принятый среди врачей и мусульман, священнослужителей; однако по субботам сефардские хахамы (раввины) надевали капос. К 18 в. обычной одеждой турецких евреев было черное или фиолетовое платье, фиолетовый тюрбан (кавезе), мест (род носков) и фиолетовые туфли без задников. Подобную одежду носили евреи Месопотамии, Сирии и Эрец-Исраэль. Женская одежда варьировалась в разных странах, сохраняя при этом особые еврейские признаки.
В 19 в. в Смирне и Салониках одежда евреек включала турецкие шаровары, поверх которых надевались два или три халата с разрезами от бедер до подола. На улицу женщины выходили в длинных темно-красных мантильях, подбитых мехом, и покрывали голову белыми шарфами тонкой выделки с бахромчатыми краями. В Стамбуле вместо красной мантильи вошло в моду короткое, свободного покроя одеяние типа жакета. Еврейские женщины Турции носили хотоз — подушкообразный головной убор (возможно, на высокой прическе) с белым муслиновым покрывалом поверх него; хотозы достигали таких огромных размеров, что по просьбе великого визиря главный раввин Стамбула запретил их. Плащ (фарадже) еврейских женщин имел особый покрой и цвет.
Одежды и ювелирные украшения бухарских евреек почти не отличались от одежды среднеазиатских мусульман. От древних ограничений на одежду евреев (в частности, носить одежду желтого и черного цветов) сохранилась лишь отделанная мехом шапка — телпак и веревочный пояс; в остальном старинная одежда бухарских евреев известна лишь по неполным описаниям. Праздничная одежда копировала принятую при дворе эмира моду. В Иом-Киппур надевали белый балахон. Платье и фата невесты шились из белого хлопчатобумажного тюля с блестками. Традиционный костюм долго сохранялся среди выходцев из Бухары в Иерусалиме, что делало их одежду наиболее живописной; в настоящее время традиционная одежда используется лишь в дни праздников и семейных торжеств.
Типичное одеяние марокканских, алжирских, тунисских и триполитанских евреев было черного цвета и включало ермолку, туники, панталоны, бурнус (плащ) и шлепанцы. В особых случаях марокканские еврейки надевали кесва кбира (буквально `большая одежда `) — одеяние, украшенное золотой вышивкой, искусством которой славились еврейские швеи Тетуана. В Алжире и Тунисе еврейские женщины сохранили особый высокий головной убор как часть праздничного убранства, хотя среди нееврейского населения он вышел из моды в 19 в. В Тунисе обычная одежда еврейской женщины состояла из просторной сорочки до бедер, короткого, украшенного золотом бархатного жакета, обтягивающих белых панталон и бархатной куфии — головного убора конической формы.
Одежда евреев Йемена была проста. В будни еврейки носили длинные черные плащи с капюшоном. Праздничная одежда (особенно свадебная) отличалась яркой вышивкой шелком или шерстью с золотой и серебряной нитью. Необходимые элементы одежды: высокий женский капюшон (гаргуш), украшенный золотыми монетами, серебряными и позолоченными подвесками, бисером и т. д.; массивное ожерелье из позолоченного серебра (лаббе шабк), филигранное ожерелье из 16-ти рядов серебряных позолоченных бус с треугольными чеканными пластинками по краям (ма‘надж) и вышитые поножи, надеваемые поверх шаровар (кебир).
Одежда горских и грузинских евреев в основном не отличалась от одежды местного населения. Обычно свадебная одежда грузинских евреев включала черкеску (чоха) с газырями, но отсутствовал кинжал. В конце 19 в. – начале 20 в. папаха сменилась высоким картузом. Эфиопские евреи по праздникам носили белую одежду, включающую широкий плащ. Головным убором служил белый тюрбан. Женская одежда украшалась цветной вышивкой.
Одежда евреев Восточной Европы. Самое раннее сохранившееся изображение польского еврея — миниатюра 12 в. — представляет его одетым в византийскую тунику и плащ (палудаментум). В привилегии калишского князя Болеслава Благочестивого от 1264 г. упоминаются талес (таллит), китл (см. выше) и «чапка жидовска» как обязательные детали одеяния еврея при принесении им клятвы. В позднее средневековье одежда восточноевропейских евреев испытывает влияние одежды евреев и неевреев Центральной Европы.
В 16 в. формируется характерная одежда восточноевропейского еврея, сочетавшая элементы вышедшего к этому времени из употребления костюма польской шляхты (шуба с отложным воротником и меховая шапка) с компонентами одежды евреев Востока, что сказалось, в первую очередь, в адаптации персидского кафтана (на идиш — капоте или бекеше), подпоясанного широким восточным кушаком (в восточных районах Польши и в России) или шнуром (в западных районах). Восточное влияние обнаруживается и в женской одежде — разноцветные шелка, ткани в полумесяцах, высокие тюрбаны с тремя «хвостами» из белого крахмального полотна и т. п. Мужской капоте обычно шился из весьма дорогой ткани (бархат или атлас). Одежда мужчины включала рубашку, штаны до колена, белые носки, бархатный жилет (на идиш — вестл, шпенцер) и черный шелковый плетеный пояс с кистями (гартл). Головным убором служили ермолка (на идиш — кепл, ярмолке), меховая шапка (сойблхут и штраймл), огромный соболий колпак, перенятый у неевреев, и отделанный мехом сподек (буквально `тарелка`) с плюшевым основанием.
Хасиды (см. Хасидизм) носили брюки по щиколотку, белые чулки, длинную капоте и гартл; хасидские цаддики носили белую атласную одежду, символизирующую чистоту и святость.
Женский наряд 18 в. – начала 20 в. был более ярким, однако не предназначался для улицы, согласно сказанному: «Вся слава дочери царя — внутри [дома]» (Пс. 45:14, в русской традиции 44:14); исключением была суббота. В целом, женская еврейская одежда следовала принятой моде, но избегала ее крайностей. Еврейские женщины в конце 18 в. и в 19 в. носили поверх платья своего рода корсаж (вестл или камизол) — обычно из парчи с черной отделкой бисером или галуном; позднее эту отделку вышивали на ткани самой одежды или на платках, называвшихся бруст-тух, бристихл или бристех. Первоначально бруст-тух представлял собой широкую парчовую ленту, украшенную серебряной стежкой, а иногда — также полудрагоценными камнями. Позднее прямоугольная лента почти полностью покрывалась вышивкой серебряной нитью. В 20 в. бруст-тух делался из бархата и украшался всевозможными видами отделки. Особо набожные женщины всегда носили передник (фартех или фартух), обычно отделанный кружевом или тесьмой, вышивкой и лентами.
Вплоть до 17 в. не существовало характерных еврейских женских головных уборов. В Западной Польше в 18 в. по субботам еврейки обычно надевали парчовый капор, украшенный кружевами и серебряной стежкой; в Литве и России первоначально носили кружевную накидку, украшенную цветными лентами, бисером или стеклянной бижутерией. Постепенно вошли в употребление жемчуг и бриллианты, причем не только среди богатых женщин. В Центральной Польше, Галиции и Венгрии женский головной убор состоял из трех частей: харбанд, покрывающий волосы надо лбом, гринт, служащий фоном, и купке, обычно парчовый; сверху убор украшали искусственные цветы или ленты. Особо набожные женщины носили головной убор из семи частей, уложенных в особом, строго соблюдавшемся порядке (символизируя «семь видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль»). Над изысканной отделкой женских головных уборов работали особые мастера. По субботам женщины носили своего рода тиару (бинде), состоявшую из двух полос бархата (символизировавших две скрижали завета), украшенных жемчугом и бриллиантами (одна такая тиара конца 18 в. – начала 19 в. послужила моделью польскому художнику Я. Матейко при изображении головного убора польских принцесс). В начале 19 в. бинде постепенно выходит из употребления; ее заменяют штернтихл, штернбинд или бинделе, которые надевали поверх купке. Штернтихл изготовлялся из жемчуга и бриллиантов, укрепленных железной проволокой на матерчатой подкладке, а позднее — без нее. Укрепление драгоценностей на штернтихл было делом искусных специалистов-ремесленников (отсюда фамилии Перлхефтер и Перлштикер). На штернтихл (как и на других ювелирных украшениях) оставляли незаполненное место, что символизировало невозможность полной радости, пока Иерусалимский храм лежит в руинах. С начала 20 в. штернтихл выходит из употребления. В Литве, где штернтихл никогда не носили, женский головной убор состоял из белой бинде, обматывавшейся вокруг головы наподобие тюрбана, называвшегося фачейле; обычно он украшался декоративной шишечкой — кноп. На протяжении 19 в. и в начале 20 в. в Польше существовали разнообразные формы купке и харбанд, в большинстве — имитирующие женскую прическу (для чего обычно использовался коричневый сатин). Позже купке приняла форму шляпы (хитл), украшенной сверху цветами, листьями, лентами, павлиньими перьями и цитернодл (`колышащаяся булавка`). Иногда к купке прикреплялись две пары подвесок: одна на уровне висков, другая на линии мочек ушей.
Регламентация еврейской одежды в Восточной Европе и России. Первые попытки регламентации еврейской одежды в Восточной Европе относятся к 13 в. Церковный собор в Бреслау (1266) обязал евреев носить особую шапку, а Церковный собор в Офене (1279) ввел обязательное ношение еврейского отличительного знака. Однако помимо этих особенностей еврейская одежда в этот период мало чем отличалась от нееврейской; при Владиславе I Локетке (1331) евреи одевались, как шляхта, носили сабли и шейные золотые цепочки. Тем не менее, постановления католического духовенства в Бреслау и Офене имели силу также и в Польше; при короле Владиславе II Ягелло в законодательстве о евреях упоминается отличительная еврейская одежда и отличительный еврейский знак — кружок из красного сукна. Казимир IV Ягеллончик под давлением папского легата Бернардино Капистрано подтвердил в 1454 г. постановления об отличительной одежде. Однако эти постановления вряд ли строго соблюдались, так как при Сигизмунде Августе (примерно в 1569 г.) евреи носили оружие, золотые цепочки, кольца и т. п. Тогда же литовская шляхта в Литовском статуте от 1566 г. запретила евреям ношение дорогого платья, золотых цепочек и украшенных серебром сабель; еврейским женщинам запрещалось «ходить в золоте и серебре»; вместе с тем Литовский статут требовал, чтобы «одежда их была заметна для всякого»: для мужчин обязательно ношение желтых шляп или шапок, а для женщин — желтых повязок на голове. Запреты на ношение евреями дорогой одежды и драгоценностей содержатся также в южно-польских статутах 1595 г. Власти еврейских общин, со своей стороны, также пытались ограничить роскошь еврейской одежды. Так, Литовский ва‘ад принял в 1628 г. постановление, воспрещающее носить бархатную и атласную одежду, украшать одежду жемчугом и т. п.
В 18 в. появляются либеральные проекты реформ еврейского быта; их авторы (как евреи, так и неевреи) среди прочего предлагают упразднить еврейскую одежду. Это вызвало возражения ортодоксов, опасавшихся всяких проявлений эмансипации, которая могла повлечь за собой отступничество. Когда во время Польского восстания 1831 г. евреи пожелали присоединиться к повстанцам, их приняли лишь в городскую гвардию и то с условием, что они сбреют бороды и откажутся от еврейского костюма. Сотни евреев приняли это условие, а те, кто отказался, образовали особые еврейские подразделения со своей форменной одеждой.
В России право ношения традиционной еврейской одежды было законодательно ограничено в 1804 г.; учеников гимназий обязали для «единообразия и благопристойности» носить немецкое или польское платье, учеников Академии художеств — немецкое. Лишь учившимся в приходских и уездных училищах разрешалось носить традиционную еврейскую одежду. Евреи, члены магистратов в губерниях, отторгнутых от Польши, были обязаны носить польскую или русскую одежду, а в остальных губерниях — немецкую. Немецкое платье должны были носить евреи (обоего пола) во время пребывания во внутренних губерниях империи и в столицах; нарушителей немедленно выдворяла полиция. В так называемый Еврейский комитет (1809–12) было внесено ходатайство евреев-депутатов о разрешении членам магистратов и евреям вне черты оседлости ходить в русском платье (наподобие русских купцов), так как «в немецком платье с небритыми бородами» они могут быть объектом насмешек и поругания; ходатайство было удовлетворено. В 1818 г. был отменен запрет на ношение еврейской одежды выезжающими за пределы черты оседлости, но возобновлен в 1835 г. Положение от 1839 г. о коробочном сборе установило налог на «шитье еврейской одежды» (имелось в виду мужское и женское верхнее платье) стоимостью более 10 рублей.
Образованный в 1840 г. Комитет для определения мер коренного преобразования евреев (действовал до 1863 г.) постановил в 1841 г. запретить ношение еврейской одежды. Это постановление основывалось на представленной в Комитет докладной записке, в которой среди прочего указывалось, что, «не имея ничего общего с их [евреев] религиозными учреждениями, одежда сия есть древняя польская, которую поляки, изменив... сохранили евреям для отличия их от господствовавшего народа. Сие вредное отличие в одежде полагает резкую черту между коренными жителями и евреями и, так сказать, отталкивает их, как народ презренный, от всякого сообщения с христианами». Приведение решения в действие было, однако, отложено до тех пор, когда будут проведены остальные меры по реформе быта евреев. Вместе с тем, ввиду трудностей сбора налога на шитье еврейского платья, Комитет постановил взимать с каждого еврея в отдельности налог на ношение (а не на шитье) еврейской одежды (утверждено императором в 1843 г.); от уплаты были освобождены лица старше 60 лет.
Новое Положение о коробочном сборе от 1844 г. не оставляло сомнений в целях властей — заставить евреев отказаться от традиционной одежды. Налог на ношение еврейской одежды был увеличен и поставлен в зависимость от общественного положения облагаемого. В Одессе в 1845 г. купцы первой гильдии платили 40 рублей в год, второй гильдии — 20 рублей, а третьей — четыре рубля, мещане и цеховые — 75 копеек; в Подольской губернии в 1846 г. соответственно: 250 рублей, 150 рублей, 100 рублей и от 50 до 15 рублей. Правительство дало евреям понять, что через пять лет (то есть в 1850 г.) «будет решительно запрещено употребление нынешней еврейской одежды». За ношение ермолки взимался особый сбор в размере от трех до пяти рублей (а иногда и более). На ходатайства об отмене этого сбора Николай I ответил решительным отказом, и с 1848 г. налог на ермолки был подтвержден особым законом.
В 1845 г. налог на еврейскую одежду был распространен на Царство Польское (в зависимости от звания и ремесла — от трех до пятидесяти рублей). Одновременно объявлялось, что евреи вправе носить одежду, принятую среди местного населения; если же они желают носить русское платье, то могут сохранить бороды, но не пейсы (см. Пеот).
1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение еврейской одежды с 1 января 1851 г. Престарелым евреям было разрешено донашивать старое платье при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейкам было запрещено брить голову.
В 1852 г. появилось разъяснение: «1) всякое различие в еврейской одежде с коренным населением должно быть уничтожено; 2) ношение пейсиков строго воспрещается; 3) употребление талесов, твалимов [тфиллин] и ермолок дозволить только при богомолении в синагогах и молитвенных домах... 4)...предписать, чтобы раввины носили одинаковое [платье] с коренными жителями... 6)...обязать их [раввинов] подписками, чтобы они отнюдь не допускали бритья головы еврейками, а с евреек, нарушивших это запрещение, взыскивать штраф по 5 рублей серебром».
Раввинам за несоблюдение этих предписаний предусматривалось строгое наказание. Этим законодательством закончилась борьба против еврейской одежды в России. Некоторое время административно преследовалось ношение еврейской одежды, однако искоренить ее не удалось. Постановления с рядом изменений были распространены на Царство Польское, где борьба против еврейской одежды приняла особенно резкую форму, включавшую «личное принуждение».
В последовавшем разъяснении указывалось, что «воспрещенною для евреев одеждой признаются: шелковые, прюнелевые и тому подобные длинные капоты, пояса, шапки меховые или так называемые крымки, и другие без козырьков, исключительно еврейского покроя, ермолки, короткие панталоны и башмаки... воспрещается евреям ходить с пейсами, а также оставлять на висках вместо пейсов волосы подлиннее и подвивать их... Безусловно воспрещается носить еврейкам на голове обыкновенно употребляемые ими накладки под цвет волос, из лент, атласа, гаруса и т. п... Осмотры евреек для удостоверения, не бреют ли они голов, могут производиться в местном управлении, при муже или ближайшем родственнике-мужчине».
Местная администрация столь рьяно принялась преследовать евреев за ношение традиционной одежды, что власти были вынуждены вмешаться: в 1865 г. последовало разъяснение, что правила о еврейской одежде имели целью устранить неприличия в одежде на улице и в общественных местах «со стороны как евреев, так и вообще всех прочих жителей», и в дальнейшем нет необходимости «в принятии каких-либо мер, исключительно относящихся до еврейского населения».
Вопрос о еврейской одежде вновь был поднят Александром II, который лично поручил наместнику Царства Польского графу Ф. Бергу привести в исполнение указ о еврейской одежде. Однако Берг медлил, понимая, что исполнение указа потребует применения насильственных мер. В декабре 1870 г. дело было передано на рассмотрение Государственного совета, который согласился с мнением министра народного просвещения графа Д. Толстого о том, что ношение традиционного платья и бритье головы перед замужеством исчезнут сами собой с распространением просвещения среди евреев Царства Польского. Государственный совет поручил соответствующим учреждениям обсудить вопрос о необходимости привлечения евреев Царства Польского в общие учебные заведения. Вместе с тем Государственный совет был вынужден издать постановление об осуществлении в Царстве Польском тех же мер против еврейской одежды, которые были приняты в других частях Российской империи. Однако чтобы ослабить неблагоприятную реакцию, наместнику было предоставлено право (подтвержденное императором) самому назначить срок реформы. Берг, не сочувствовавший подобным мерам, воспользовался предоставленным ему правом и отложил введение указа в действие на неопределенный срок, фактически — навсегда.
В настоящее время особая еврейская одежда восточноевропейского типа сохранилась лишь среди сравнительно немногочисленных ультраортодоксальных ашкеназских евреев Иерусалима и Бней-Брака (Израиль), Амстердама, Нью-Йорка и некоторых других городов. Отличительные традиционные черты встречаются в повседневной одежде евреев Востока. Ортодоксальные евреи носят таллит-катан (под верхней одеждой) и киппу (круглую шапочку) черного или другого цвета, иногда с вышивкой, а также вязаную, с орнаментом. Требование Талмуда, чтобы замужняя женщина покрывала голову, фактически соблюдается лишь в ортодоксальных кругах, в которых иногда сохраняется также и обычай ношения парика (шейтл).