Ойслендер Нахум
О́ЙСЛЕНДЕР Нахум (Наум Евсеевич; 1893, Ходорково, близ Киева, – 1962, Москва), еврейский критик и литературовед. Писал на идиш. Родился в семье лесоторговцев. В 1906–11 гг. учился в одесской и киевской гимназиях. Изучал медицину в Берлинском университете (1911–1914), затем в Киевском, по окончании которого в 1919 г. был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача. Через год поселился в Москве. С 1917 г. публиковал символистские стихи и критические статьи в киевских и московских еврейских изданиях «Найе цайт», «Фолксцайтунг», «Бихервелт», «Эмес» и др. В 1922–25 гг. редактировал литературные сборники «Штрал» («Луч»).
Ойслендер возглавлял отделение еврейской литературы в Белорусской академии наук в Минске (1926–28), руководил литературной секцией Института еврейской пролетарской культуры при Украинской АН в Киеве (1928–31). С 1946 г. был членом исторической комиссии Еврейского антифашистского комитета. Со времени разгрома еврейской культуры в Советском Союзе (1948) был вынужден заниматься случайными работами. В 1961 г. стал членом редколлегии и заведующим критическим отделом журнала «Советиш Геймланд».
В ранней работе «Грундштрихн фун идишн реализм» («Основные черты еврейского реализма»; 1919) Ойслендер исследовал творчество Менделе Мохер Сфарима, Шалом Алейхема и И. Л. Переца в связи с еврейским фольклором, в котором он находил истоки реалистической литературы на идиш. В 1924 г. выпустил сборник очерков «Вег айн — вег ойс» («Пути и перепутья»), главным образом о таких видных представителях советской еврейской литературы, как Д. Гофштейн, Д. Бергельсон, П. Маркиш и др. В историческом исследовании «Идишер театер, 1887–1917» («Еврейский театр, 1887–1917», М., 1940) Ойслендер подверг анализу творчество драматургов, актеров и режиссеров в период после А. Гольдфадена. Перу Ойслендера принадлежат сборники стихотворений «Халбер тог» («Полдень», Смоленск, 1921), «Фронт» (Киев, 1922) и очерки «Гольдфаден, материалн фар а биографие» («Гольдфаден, материалы к биографии», написано совместно с У. Финкелем, Минск, 1926), «Дер юнгер Шолем Алейхем ун зайн роман “Стемпеню”» («Молодой Шалом Алейхем и его роман “Стемпеню”»; в сборнике «Шрифтн», Киев, 1928), театральная пародия «Драй идише пинтелех» («Три еврейские изюминки», 1924; совместно с И. Добрушиным), написанная для ГОСЕТ.