археология
АРХЕОЛО́ГИЯ (от греческого архайос — `древний` и логос — `знание`), в современном смысле — наука, изучающая вещественные исторические источники (археологические памятники), начиная с первобытных и кончая средневековыми.
Содержание: Введение Археологические методыАрхеологические данные к истории ИзраиляИстория археологических исследований в Израиле до начала 1970-х гг.Археологические исследования от начала 1970-х гг. до начала 1990-хРаскопки по отдельным периодамРаскопки по отдельным городамЕвреи в мировой археологии
Введение. Обнаружение письменных источников является иногда результатом археологических раскопок, но изучение их к собственно археологии не относится; эпиграфика, палеография и нумизматика связаны с археологией, но они являются самостоятельными дисциплинами. Значение археологии уменьшается по мере того как на протяжении веков возрастает число письменных источников, но для многотысячелетнего периода, предшествовавшего появлению письменности (доисторический период), археология — единственный источник информации.
Материалы археологических исследований уточняют письменные свидетельства, сохранившиеся в Библии, и дополняют их. Если бы не археология, остались бы почти совершенно неизвестными такие великие народы, как шумеры (см. Месопотамия) и хетты. Археологические изыскания иногда имеют решающее значение и для более поздних периодов; так, например, они дали возможность установить наличие запрещенных Библией изображений людей, животных и птиц в еврейском искусстве 4–7 вв. н. э.
Археологические методы. Сведения о материальной культуре прошлого доставляют археологические разведки и раскопки. Археологические исследования Ближнего Востока вначале (18–19 вв.) носили исключительно примитивный разведочный характер, ограничиваясь занесением на карту и описанием видневшихся на поверхности руин. Разведочное исследование является важной предпосылкой раскопок, в особенности в современной археологии, когда стала возможной сравнительно точная датировка керамики, обнаруживаемой на поверхности.
Основным методом археологического исследования являются раскопки, то есть систематическое обнажение последовательных горизонтов культурных слоев. Места поселений оставлялись или разрушались и заселялись вновь, и таким образом нарастали один поверх другого жилые горизонты, составлявшие в целом культурный слой и отделяемые один от другого прослойкой разрушения, золы или наносов. Прослеживание горизонтов — одна из главных задач археолога. Каждый горизонт датируется обнаруживающейся в нем керамикой и различными другими датированными археологическими памятниками.
В некоторых случаях датировка базируется на исторических данных (слой разрушения, связанный с известным событием). Для более поздних периодов она облегчается надписями и монетами. Органический материал можно датировать по радиоактивному углероду C14 и по фтору, но этими методами пользуются обычно лишь для более или менее отдаленных периодов.
Археологические данные к истории Израиля
Древнейший период. Согласно библейскому рассказу, семья патриарха Авраама принадлежала к группе западносемитских племен, начавших проникать в пределы Шумера в 19 в. до н. э. Будучи кочевниками, эти предки израильтян вряд ли оставили после себя какие-либо вещественные следы; однако аналогии некоторым элементам библейского рассказа содержатся в древних месопотамских документах. Так, в документе, найденном при раскопках в Нузи, имеется литературная параллель рассказу об Иакове, его женах и служанках. В архивах Мари имеются имена, сходные с библейскими, и некоторые намеки на пророчество. Связь между хабиру (хапиру), упоминающимися в этих и других источниках и особенно в Эль-Амарнских письмах, и евреями является одним из спорных вопросов, поднятых археологией.
Другой вопрос, поднятый археологией, — это связь между древними евреями и вторжением гиксосов в Египет. Упоминание племени Ашер в египетских документах, а также имени Израиль в надписи на известной стеле Мернептаха, возбудило вопрос о возможном присутствии евреев в Ханаане задолго до завоевания страны Иехошуа бин Нуном. Археология предоставила также важные свидетельства о развитии семитского алфавитного письма (см. Алфавит). Находка архивов Угарита пролила новый свет на мифологию и религиозную поэзию Ханаана и дала интересные аналогии библейским эпическим поэмам, некоторым псалмам и многим оборотам речи.
От завоевания Ханаана до вавилонского пленения (13–6 вв. до н. э.). Разрушение городов позднебронзового века — Лахиша, Бет-Эля, Тель-Бет-Мирсима, Хацора и многих других — указывает на то, что завоевание Ханаана Иехошуа бин Нуном произошло в середине 13 в. до н. э. Однако в Иерихоне и в Айе до сих пор не было найдено никаких данных, подтверждающих сказанное в Библии; что же касается Шхема, то переход от ханаанского периода к израильскому произошел, по-видимому, мирным путем. Имеются археологические данные, свидетельствующие о проникновении израильтян в лесистые области Галилеи, в то время как ханаанеи продолжали владеть там равнинами и своими городами.
О филистимском завоевании свидетельствует характерная керамика, отражающая эгейское происхождение филистимлян, в сочетании с кипрскими, египетскими и ханаанскими элементами, а также человекообразные (антропоидные) глиняные саркофаги, найденные в Бет-Шеане, Тель-ал-Фаре (южном) и Лахише. Раскопки в Иерусалиме показали, что завоевание этого иевуситского города через его водопроводный канал было вполне возможным. Сохранились многочисленные следы религиозной и административной деятельности царя Соломона, включая храм в Араде и монументальные городские ворота Хацора, Гезера и Мегиддо, построенные по единому плану.
Эпоха двух царств представлена археологическими данными, свидетельствующими о могуществе царей из династии Омри в Северном царстве: дворец и стены Самарии и Хацора, здания и сложные водопроводные сооружения царя Ахава в Хацоре и Мегиддо и художественные пластинки слоновой кости из его «дома слоновой кости», которые, возможно, дают также представление об украшениях Храма. Письменные источники того же времени (остраконы, служившие для письма) из Тель-Касиле, Самарии, Арада и Лахиша содержат некоторые косвенные данные о политическом, религиозном и военном положении этого периода. Руины крепостей в Иудее и поселений в Негеве подтверждают сказанное в Библии о деятельности царя Уззии и его преемников по освоению этой области.
Силоамский водопроводный туннель — по свидетельству Силоамской надписи — сооружение царя Хизкияху для обеспечения Иерусалима водой. Борьба пророков с идолопоклонством становится понятной после того, как многочисленные фигурки Астарты были найдены в наслоениях израильского периода. Разрушение Арадского храма и постепенное исчезновение языческих мотивов с иудейских печаток свидетельствуют о реформах царя Иошияху. Письмо-жалоба крестьянина из Мецад Хашавьяху (близ Явне-Ям) показывает, насколько глубоко проникли в народное сознание социальные законы Библии в дни правления царя Иошияху.
Некоторые археологические памятники, найденные вне Израиля, также дополняют сведения, содержащиеся в Библии. Так, Меши стела излагает в ином свете факты, содержащиеся во II книге Царей (3). На «Черном обелиске» ассирийского царя Салманасара сохранилось изображение израильского царя Иеху, единственное известное изображение израильского или иудейского царя (возможно, что роспись на черепке, найденном на территории киббуца Рамат-Рахель, изображает кого-то из царей Иудеи). Надписи египетского фараона Шешонка и ассирийского царя Тиглатпаласара III содержат некоторые географические указания, дополняющие библейские сообщения об их завоеваниях. Хроники и рельефы ассирийского царя Синахериба (Санхерива) дают письменные и изобразительные свидетельства о его походе против Хизкии, а хроника Навуходоносора содержит данные о событиях 597 г. до н. э.
От возвращения из вавилонского плена до конца периода Второго храма (6 в. до н. э. – 1 в. н. э.). От эпохи персидского владычества остались стены, построенные Нехемией в Иерусалиме, и монеты с надписью «Яхуд» — наименование Иудеи в то время, когда она была провинцией Персидской империи. В это же время появляются первые признаки связи, преимущественно торговой, с Грецией: ввозная аттическая керамика, монеты «Яхуд» (имитация греческой драхмы).
Культурное влияние Греции представлено греческим храмом в Доре и затем эллинистическими объектами в Ашдоде, росписями гробниц Мареши, храмом в Бет-Шеане и остатками мощных крепостных стен в Самарии. Храм в эллинистическом стиле в Ирак-ал-Амире в Заиорданье, оставшийся незаконченным, принадлежал богатой еврейской ассимилированной семье. От династии Хасмонеев остались монеты, часть стен Иерусалима, три монументальные гробницы вблизи него, руины крепостей, особенно вдоль восточных и южных границ, отдельные колонны и другие предметы и надписи.
Наиболее внушительные сооружения относятся к римскому периоду, ко времени царя Ирода и его ближайших преемников, как, например, подпорные стены Храмовой горы, выложенные из огромных тесаных каменных блоков, мощная крепостная стена Иерусалима и широкие улицы и площади, примыкавшие к ней; мощная стена, окружающая гробницу патриархов в Хевроне, крепости Геродион и Масада, руины дворца в Иерихоне, порт и крепостные стены Кесарии, храм и стены Самарии и монументальные гробницы в восточно-классическом стиле.
В последнем столетии до н. э. начинает распространяться обычай повторного захоронения костяков в глиняных или каменных ящичках-оссуариях, и их начинают находить во все возрастающем количестве в могильных склепах этого и последующих периодов. Строгое соблюдение запрета человеческих изображений является одной из отличительных черт еврейского искусства этого периода. Кумранская «обитель» и ее рукописи (см. Кумран) ознакомили мир с религиозно-социальным движением ессеев. Единственным свидетельством о Понтии Пилате, упоминающемся в Евангелии, служит его надпись из Кесарии.
Исследования и раскопки в Негеве и в южном Заиорданье дали множество сведений о набатеях. О Великом восстании, восстании зелотов против Рима (см. Иудейская война I) свидетельствуют, помимо их монет, надпись из Иерусалима, упоминающая Веспасиана; следы пожарища, ясно видимые на остатках домов периода Второго храма в Старом города Иерусалима; находки в Масаде — волнующие свидетельства гибели защитников последней твердыни зелотов.
Находки в пещерах Иудейской пустыни, включающие предметы обихода и религиозного культа и многочисленные документы, пролили свет на восстание Бар-Кохбы и на быт того времени. От разросшейся еврейской диаспоры того периода находят главным образом синагогальные надписи, как например в Схедии близ Александрии и, предположительно, развалины синагоги на острове Делос. В Израиле наиболее ранние синагоги были найдены в Масаде и Геродионе, и, согласно найденной надписи, существовала синагога Теодота в Иерусалиме.
От подавления восстания Бар-Кохбы до арабского вторжения (1–7 вв.). После разрушения Иерусалима Иудея не была оставлена евреями, как предполагалось раньше. Согласно разведочным исследованиям, многие сельские и городские поселения продолжали существовать вплоть до арабского завоевания, а в некоторых случаях и после него. Особенно примечательны руины синагог, найденные в Эштемоа и в Хирбет-Сусья.
Бо́льшая часть еврейского населения сконцентрировалась в Галилее, где помимо руин синагог были найдены и другие вещественные свидетельства его пребывания там (как, например, в Коразиме). Галилейские синагоги раннего типа (2–4 вв.) и некрополь Бет-Ше‘арима говорят о высокоразвитом еврейском изобразительном искусстве; о нем также свидетельствуют мозаичные полы синагог более позднего типа (Хаммат-Тверия, Бет-Альфа), но с середины 6 в. начинает постепенно входить в силу запрет изображения людей и животных, до окончательной победы иконокластов к концу 7 в. Архитектурные памятники в Эрец-Исраэль отражают помимо культурно-политической истории еврейского народа, начиная с ее древнейших периодов, также и общую культурно-политическую историю страны Израиля, насчитывающую десятки тысяч лет.
От следов древнего человекообразного существа и всех стадий первобытного человека находки обнаруживают в исторической последовательности следы цивилизации ханаанейских народностей, в том числе гиксосов, филистимлян и финикийцев, затем культур персидской, эллинистической, римской (включая набатейскую), византийской, мусульманской (арабской и турецкой), завершая памятниками крестоносцев (см. Крестовые походы).
История археологических исследований в Израиле до начала 1970-х гг.
Начало археологических исследований в Эрец-Исраэль относится ко второй половине 19 в. Первые раскопки, в современном смысле этого слова, произвел француз Л. Ф. де Сольси. В 1865 г. был основан Фонд изучения Палестины, и в 1872–78 гг. были проведены обширные археологические разведки в «Западной Палестине». Уже в 1867 г. англичанин Чарлз Уоррен провел раскопки в Иерусалиме; особенно важны его исследования у Храмовой горы. Флиндерс Петри, произведя в 1890 г. раскопки на юге страны, установил впервые последовательность культурных слоев и отличительные черты керамики каждого слоя.
В начале 20 в. при раскопках Гезера (1902–1909) и Самарии (1908–11) начинают применять современные методы, то есть регистрацию всех найденных предметов и начальное установление стратиграфии. Первые исследования Мегиддо, Иерихона и синагог Галилеи также были проведены до начала Первой мировой войны. В послевоенный период американскими археологами были проведены раскопки широкого масштаба в Мегиддо (1925–39), Бет-Шеане (1921–33) и Тель-Бет-Мирсиме (1926–32). Раскопки в Тель-Бет-Мирсиме, проведенные с большой тщательностью У. Ф. Олбрайтом, уточнили основы для установления последовательности смен керамических типов.
В раскопках Самарии Британской экспедицией (1931–35) был развит метод стратиграфических участков, а раскопки Петри и его последователей, а также Дж. Л. Старки на юге страны обогатили сведения о среднем и позднем бронзовых веках. Тогда же приступили к раскопкам мест, связанных с набатеями, с Византией и крестоносцами.
Пока Эрец-Исраэль находилась под турецкой властью, археологические исследования в ней проводились почти исключительно неевреями. После того как она превратилась в английскую подмандатную территорию и особенно после создания Еврейского университета в Иерусалиме (1925) и Департамента древностей, появляются на сцене евреи-археологи. Большую работу по вскрытию археологических памятников доисторических эпох проводил в течение многих лет М. Штекелис; памятники первых столетий н. э. (период Мишны и Талмуда) вскрыли Б. Мазар (Майзлер) в некрополе Бет-Ше‘арима, Н. Авигад в могильных склепах Кидронской долины и в Иерусалиме и Э. Л. Сукеник — в руинах древних синагог в Хаммат-Гадере и в Бет-Альфе.
Сукеник провел также раскопки древней Самарии и погребений эпохи энеолита (халколита) вблизи Хадеры и вместе с Л. А. Майером, специалистом по арабской археологии, проследил линию третьей стены Иерусалима конца периода Второго храма. Он же первый установил важное значение рукописей Мертвого моря. В этой области успешно продолжил начатую им работу его сын Иггаэль Ядин, прославившийся помимо того раскопками Хацора, Масады и пещер Иудейской пустыни. В одной из этих пещер П. Бар-Адон обнаружил клад художественных бронзовых изделий периода энеолита. Исторически важное археологическое разведочное исследование Заиорданья провел Нелсон Глюк; он был одним из пионеров изучения набатейских памятников и керамики.
С созданием Государства Израиль (1948) значительно расширилась деятельность в области археологии и появилась плеяда новых ученых-археологов: М. Ави-Иона, специалист по классическому искусству, проведший раскопки в Кесарии и в набатейском городе Авдате, раскопки, продолженные затем А. Негевом, вскрывшим позднее и другие набатейские города Негева; Ш. Ейвин (Тель-Гат), М. Дотан (Ашдод), И. Ахарони (Арад, Беер-Шева), А. Биран (Тель-Дан), Я. Каплан (Яффа); Рут Амиран (1914–2005) и Труда Дотан (родилась в 1922 г.), первые женщины-археологи, руководившие раскопками во многих местах и издавшие: первая — обобщающий труд по периодизации керамики доэллинистического периода, а вторая — книгу о филистимской керамике.
После Шестидневной войны (1967) деятельность израильских археологов значительно расширилась, охватив и контролируемые территории. Были проведены систематические разведочные исследования в областях Иудеи, Самарии и на Голанском плато. К концу 1972 г. были нанесены на археологическую карту около 1500 поселений и стоянок, из них около 450 не были ранее известны. Остатки многих синагог, различные надписи и предметы, обнаруженные на Голанском плато, свидетельствуют о том, что в первые столетия н. э. там находилось сравнительно большое еврейское население. Раскопки, проведенные в различных местах, обогатили археологическую науку ценными сведениями и дополнительными вещественными памятниками, относящимися ко всем археологическим периодам от древнейших и до средневекового. Исключительное значение по своим результатам имеют раскопки, беспрерывно проводимые у подпорных стен Храмовой горы и к югу от нее (Б. Мазар и М. Бен-Дов), в еврейском квартале Старого города Иерусалима (Н. Авигад) и в его армянском квартале (М. Броши).
Из молодого поколения израильских археологов выделяются своими достижениями М. Кохави (Тель-Афек и другие раскопки), Д. Бахат (Бет-Шеан и другие), Д. Бараг, специалист по древним стеклянным сосудам (Эйн-Геди и другие), А. Ронен (стоянки первобытного человека), З. Ейвин (Эштемоа и другие), Д. Усышкин (некрополь Иерусалима и другие). Клер Эпштейн (Голанское плато), М. Броши (Шикмона и другие). А. Мазар, помимо прочего, впервые вскрыл в Тель-Касиле филистимский храм. Особо должен быть отмечен Ш. Гутман (1906–96), член киббуца, археолог-самоучка, проведший большую подготовительную работу к раскопкам Масады, в которых он затем участвовал, руководивший археологическими разведочными исследованиями на Голанском плато и вскрывший древнюю синагогу в Хирбет-Сусья; Г. Ферстер (крепость Геродион, древняя Тверия и другие), Б. Ротенберг (древняя металлургия на юге Негева и в Синае) и другие.
Помимо Израильского музея в Иерусалиме с его обширным археологическим отделом, Археологического музея имени Рокфеллера и Музейон Ха-Арец (Музей Эрец-Исраэль) в Тель-Авиве имеются местные археологические музеи меньшего масштаба во многих городах и даже селениях, содержащие часто находки археологов-любителей, обнаруженные в окрестностях (см. Музеи).
В 1973 г. были утверждены 41 крупная раскопка (часть из них — продолжение начатых ранее) и 76 срочных — «спасательных», охватившие все области Израиля, доисторического и ряда исторических периодов. Раскопки производились израильскими и зарубежными экспедициями с участием добровольцев из многих стран. Из многих ценных находок особого внимания заслуживают следующие.
В Хефци-Ва А. Ронен вскрыл одно из древнейших поселений мира (примерно 15 тыс. лет до н. э.). В Араде Рут Амиран нашла черепок с именем Нармера, первого фараона первой египетской династии. Новые данные, обнаруженные Я. Капланом в Яффе, доказывают, что ее основание предшествовало вторжению гиксосов в Ханаан. Первая в Израиле арабская надпись — стих из Корана — в мозаичном полу мусульманского периода была найдена в городе Рамле. Находки на Голанском плато и в Башане доказали, что набатейская культура распространилась и до этих далеких областей. Продолженное археологическое разведочное исследование обогатило карту многими поселениями, бывшими до того неизвестными.
Война Судного дня (1973) помешала — хотя лишь в незначительной мере — выполнению всех запланированных археологических работ.
Археологические исследования в Израиле от начала 1970-х гг. до начала 1990-х гг.
Объем и количество раскопок в Израиле постоянно возрастают; раскопки охватывают все районы страны и разные эпохи, от первобытной до периода владычества крестоносцев. Так, в 1993 г. было произведено сто регулярных и сто тридцать «охранных» раскопок, осуществляющихся для идентификации объектов, открытых в процессе строительства. Интерес к прошлому Святой Земли постоянно привлекает заграничные экспедиции, а также добровольцев — как местных, так и зарубежных. На раскопках занято большое число израильских археологов — специалистов нового поколения, среди них — И. Цафрир, Э. Нецер, А. Бен-Тор, Э. Штерн, И. Маген, И. Хиршфельд, В. Цафирис, А. Клонер и другие, археологи-подводники А. Галили, И. Шарвит, А. Дахари, А. Раббан. В начале 1990-х гг. в работу включились археологи-репатрианты, в том числе из стран СНГ.
Некоторые раскопки привлекают туристов; проводятся работы по консервации и реставрации объектов под руководством и наблюдением археологов.
Археологам в Израиле приходится преодолевать ожесточенное сопротивление крайне ортодоксальных кругов всяким раскопкам, которые могут задеть древние захоронения.
РАСКОПКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПЕРИОДАМ
Доисторическое время (ранее 4 тыс. до н. э.). Раскопки в Убайдие (север долины Иордана) обнаружили древнейшие следы человеческой деятельности вне Африки (1 млн. – 700 тыс. лет до н. э.). В Эвроне (Восточная Галилея) найдены кремневые орудия (ранний палеолит, возможно, начиная с 500 тыс. лет до н. э.), в пещере Кафца (Кафса, возле Назарета) — следы пребывания человека среднего палеолита (70–45 тыс. лет до н. э.). Находки в пещере Табун на Кармеле показали, что быстрый прогресс в изготовлении орудий (возможно, людьми нового типа) начался около пятидесяти тысяч лет до н. э. В центре Негева найдены следы переходного периода в изготовлении орудий позднего палеолита.
Раскопки на Приморской равнине, в Иорданской долине и в западном Негеве вскрыли небольшие постпалеолитические поселения (семнадцать тысяч – десять тысяч лет до н. э.). Следы натуфийской культуры, представляющие большой интерес, найдены в Эйнане (долина Хула). В пещере Ме‘арат ха-Ионим обнаружен ряд жилищ и захоронений. В докерамическом неолитическом пункте Бейсамум возле Эйнана найдены два черепа с глиняными масками, изображающими лица покойных.
Халколит (медно-каменный век, 4000–3100 лет до н. э.). Замечательные находки были сделаны в Гилате (северо-западный Негев): в остатках святилища середины 4 тыс. до н. э. были найдены два керамических ритуальных сосуда и гранитная фигурка в форме арфы, подобная фигуркам региона Эгейского моря 4 тыс. до н. э. Новые раскопки памятников халколита производились на плато Голан. Ряд подземных жилищ обнаружен на окраинах Беер-Шевы. Жилища имели центральный двор, под которым были вырыты подземные комнаты и туннели. Население жило охотой и скотоводством, производились молочные продукты; развиты были работы по меди.
Раннеханаанский период (3100–2100 лет до н. э.). В Тель-Халифе, к северо-западу от Беер-Шевы, были обнаружены массивные городские стены с гласисом (скатом) и комплексом ворот с башнями (3 тыс. до н. э.). В погребениях могильника в Азоре найдено множество предметов, в том числе очень ранние образцы медных ножей и кремневый нож из Египта. Остатки поселения конца 4 тыс. – начала 3 тыс. до н. э. были обнаружены в Ифтах’эле (Нижняя Галилея).
Среднеханаанский период I (2100–1950 гг. до н. э.). Памятники этого времени, когда города лежали в развалинах и по стране бродили кочевники, были открыты во многих местах. Близ Кедеша в Верхней Галилее (см. также Кадеш, Кедеш ба-Галил) была расчищена пещера, где отправлялся погребальный культ. Там была найдена большая коллекция керамики, подобной изделиям того же времени из Центральной и Северной Сирии. Большой интерес представляет уникальная серебряная чаша из могилы в Эйн-Самни (возле Рамаллаха) с выгравированной на ней сценой из месопотамской мифологии. Могилы этого периода открыты и в других районах страны.
Среднеханаанский период II (1950–1550 гг. до н. э.). Внушительные крепостные валы и гласисы обследованы в телях Дана и Акко. В Шхеме были вскрыты и исследованы знаменитая циклопическая стена, укрепления 1650–1550 гг. до н. э. и храм башенного типа. Два храма, один над другим, обнаружены в Тель-Киттане (у Иордана к северу от Бет-Шеана). Неукрепленная деревня 18 в. до н. э. раскопана близ Бет-Шемеша; дома здесь были построены вдоль улицы и спускались по склону; на вершине холма находилось культовое возвышение (бама).
Позднеханаанский период (1550–1200 гг. до н. э.). В разных местах Эрец-Исраэль обнаружены храмы, дворцы и могильники 1400–1200 гг. до н. э. Почти всюду чувствуется египетское влияние, отражающее политическую зависимость Ханаана от Египта в то время. В небольшом святилище 1425–1200 гг. до н. э. в Тель-Меворахе (северная часть долины Шарон) было найдено много предметов, в том числе бронзовая змея. Остатки укрепленного здания, возможно, резиденции египетского наместника, были частично вскрыты в Тель-Сера (Шари‘а); строение включало и святилище. В здании найдены также культовые сосуды и четыре кубка с длинными надписями египетским иератическим письмом. Строение было разрушено, возможно, так называемыми народами моря, около 1200 г. до н. э. В пяти погребениях к северу от Акко найдены украшения, оружие и керамика 14 в. до н. э., доставленные из бассейна Эгейского моря, с Кипра, из Египта и Сирии. Антропоморфные керамические саркофаги в египетском стиле были обнаружены в могилах кладбища у Дейр-ал-Балаха (к югу от Газы; 13 в. до н. э.). Эти необычно богатые могилы содержали предметы, либо привезенные из Египта, либо изготовленные в Ханаане в египетском стиле. Следы квартала ремесленников того же времени и более позднее филистимлянское (см. Филистимляне) поселение были обнаружены при тех же раскопках. Большое строение 13 в. до н. э., возможно, дворец местного правителя, было частично вскрыто в Тель-Иено‘аме (долина Явнеэль, Восточная Галилея). В числе находок — хорошо исполненный круглый железный сосуд и мастерская, может быть, кузница. Видимо, это наиболее ранняя находка такого типа в Эрец-Исраэль, так как обработка железа находилась здесь в то время на начальной стадии.
Израильский период I (1200–1000 гг. до н. э.; эпоха Судей, см. Судей Израилевых книга). Раскопки обнаружили следы заселения израильтянами внутренней территории страны, а филистимлянами — морского побережья. В Тель-Месосе (к юго-востоку от Беер-Шевы) были расчищены дома раннего израильского поселения, основанного около 1200 г. до н. э. В Избат-Сарте, вероятно, библейский Эвен ха-‘Эзер, найдены следы очень древнего израильского поселения (конец 13 в. до н. э.). В силосной яме найден остракон с протоханаанским алфавитом.
Три последовательных слоя филистимлянского храма 12–11 вв. до н. э. были раскопаны в Тель-Касиле. Раскопки свидетельствуют о процветании храма до его разрушения при царе Давиде, завоевавшем эту область. Многие образцы культовой утвари показывают влияние эгейской, египетской и местной ханаанской культур.
Раскопки в Бет-Шеане вскрыли слой со строениями, уничтоженными большим пожаром в первой половине 12 в. до н. э. Затем здесь поселились люди, вырыли многочисленные ямы-хранилища и построили примитивные жилые помещения с тонкими стенами из глины и необработанного камня. Это временное поселение относится к типу, обычно связываемому с израильскими племенами (коленами). Большое значение имеют раскопки в Шило, где некогда находилась скиния: они вскрыли остатки зданий середины 12 в. – середины 11 в. до н. э., уничтоженных пожаром. В руинах найдены керамические фрагменты культового сооружения и сосуды, украшенные рельефом. Многочисленные находки, относящиеся к средне- и позднеханаанским периодам, возможно, указывают на то, что святилище существовало здесь задолго до израильской скинии.
Открытие сделано и на северо-восточном склоне горы Эйвал (см. Гризим). На высоте 940 м над уровнем моря и около 150 м ниже вершины обнаружено израильское культовое сооружение — прямоугольное, сложенное из больших неотесанных камней; возможно, оно связано со временем Иехошуа бин Нуна (ср. Втор. 27; ИбН. 8:30 и далее).
Израильский период II (1000–586 гг. до н. э.). Большая работа была проделана в Тель-Беер-Шеве, где значительная часть иудейского города открыто лежала на поверхности. Были исследованы городские стены 10–8 вв. до н. э., гласис и городские ворота. Круговая улица, идущая вдоль стен и огибающая весь город, общественные склады и жилые кварталы говорят о том, что город был построен по плану. Обнаружены камни рогатого алтаря; неизвестно, находился он на культовом возвышении (бама) или в храме. Ворота, подобные воротам времен Соломона в Хацоре, Мегиддо и Гезере, раскопаны в Ашдоде; они использовались в 10–6 вв. до н. э. Резиденция ассирийского чиновника — здание со сводом и казематной стеной 7 в. до н. э. — обнаружена в Тель-Джамме (южнее Газы).
На невысоком холме к югу от Арада вскрыто эдомитское (идумейское; см. Эдом) святилище, на что указывает большое количество культовой утвари приблизительно 600 г. до н. э. Значительное число керамики так называемого эдомитского типа приводит к выводу, что в руках эдомитов оказалась бо́льшая часть южной Иудеи, чем считалось раньше.
Массивное каменное укрепление обнаружено в Хурват Рош-Заит, к востоку от Акко. Оно имеет форму квадрата; ряд комнат окружает центральный зал. В подвале найдено более 300 кувшинов для хранения продовольствия. Укрепление использовалось в 10–9 вв. до н. э.
Персидский период (586–333 гг. до н. э.). В скальной пещере к западу от Иерихона под объектами византийского периода обнаружены более древние следы обитания. (См. также ниже Ашкелон).
Эллинистический период (333–37 гг. до н. э.). Небольшие серебряные монеты с изображением Птолемея I и надписью «Иехуда» (Иудея) на иврите были найдены в районе Бет-Лехема. Их датировка (301–285 гг. до н. э.) показывает, что в начале эллинистического периода Иудея пользовалась некоторой автономией. Продолжение раскопок в Тель-Анафе (долина Хула) вскрыло слои примерно 225–150 гг. до н. э.; находки указывают на сильное эллинистическое влияние. Круглая башня и другие укрепления обнаружены между Тель-Акко и морским побережьем. В море близ Атлита найден уникальный бронзовый таран военного судна, — видимо, галеры эллинистического периода; этот шедевр древнего металлического литья украшен изображением трезубца с каждой стороны. Возле Иерихона продолжались раскопки хасмонейских дворцов.
Необычна находка деревянной лодки длиной около 8 м в иле на берегу озера Киннерет возле киббуца Гинносар. Поблизости обнаружены обломки других лодок; видимо, здесь их строили или хранили. Найденные неподалеку котелок и масляный светильник указывают на поздний эллинистический период, что подтверждается датировкой радиоуглеродным методом.
При раскопках на горе Гризим были обнаружены несколько строений; некоторые из них сохранились до уровня второго этажа. Среди руин обнесенного стеной помещения было найдено большое количество костей животных. Это — остатки жертвоприношений в самаритянском храме эллинистического периода. На камнях обрушившихся стен (некоторые камни были вторично использованы в позднейшие периоды) есть множество надписей на иврите, арамейском и греческом языках; они описывают главным образом принесенные в храм дары. Следы разрушительного пожара и большое количество монет царя Гиркана I Иоханана свидетельствуют о разрушении самаритянского храма, как оно описано у Иосифа Флавия (см. Гризим). После десятков лет тщетных поисков следов этого храма в ноябре 1994 г. были обнаружены остатки его стен и главный вход.
Ранний римский – иродианский период (37 г. до н. э. – 96 г. н. э.). Вдоль берегов Вади-Келт (оазис Иерихона) производились раскопки величественных зимних дворцов Ирода I, для которых характерна римская архитектура; уровень исполнения и технология указывают на времена императора Августа. Другой дворец Ирода, названный в честь его матери Кипрос, был раскопан на высокой скале у Иерихона. Продолжавшиеся раскопки дворцов в районе Вади-Келт обнаружили несколько плавательных бассейнов.
В нижнем городе Геродиона также были расчищены большой бассейн и обширная баня периода Ирода I. Баня построена в римском стиле и римской технике и напоминает бани Ирода в других местах. Роскошное здание раскопано в Сартабе (Александрион, Иорданская долина). Оно украшено фресками и стукко, как северный дворец в Масаде.
При подводных исследованиях в Кесарии были найдены основания двух башен у входа в гавань, упомянутых Иосифом Флавием. Были также исследованы и картографированы погрузившиеся в море набережные и волноломы, построенные Иродом.
Длительные раскопки производились в Баниасе. Возле пещеры, откуда вытекает ручей, дающий начало Иордану, была вскрыта часть храма, посвященного греческому божеству Пану. Полностью сохранились 12 гигантских сводов другого здания. Была расчищена большая мощеная площадь римского периода. В средние века, судя по остаткам помещения и глыбам полуфабриката, под одним из сводов занимались производством стекла. Была обнажена часть крепостной городской стены времени крестоносцев и арабская мечеть неясной датировки.
Средний и поздний римский периоды (96–396 гг.). В Тель-Шалеме (возле Бет-Шеана), где стоял Шестой римский легион, была случайно найдена верхняя часть большой статуи императора Адриана.
В Кесарии обнаружено первое в Эрец-Исраэль святилище иранского божества Митры (3 в. – начало 4 в.). В синагоге Эйн-Геди был вскрыт ранний слой (примерно 200 г.) с мозаичным полом, украшенным большой свастикой. В Гуш-Халаве была обнаружена синагога (примерно 250–600 гг.). В мавзолее богатой самаритянской семьи в Аскаре (возле Шхема) были открыты саркофаги с надписями и украшениями (2–4 вв.).
Во многих местах в области Шфела, в западной Иудее и к юго-востоку от Бет-Лехема были вскрыты новые комплексы подземных ходов периода восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.). Видимо, бо́льшая часть армии повстанцев находилась в подземельях, из которых совершались внезапные нападения на римлян.
Римский театр был вскрыт в Шхеме (Неаполисе) на склонах горы Гризим. Он был построен во 2 в. и вмещал шесть–семь тысяч зрителей. Были раскопаны также ипподром и амфитеатр 2 в. и 3 в.
Руины римского амфитеатра были обнаружены в Бет-Гуврине (Элевтерополь). Синагога 3–4 вв. была частично раскопана в Хурбат-Шуа к востоку от Рош-Пинны. Подобная синагога-базилика расчищена в Иесуд-ха-Ма‘ала.
Вблизи ворот римской крепости около Иодфата (Иотапаты) была случайно найдена монументальная надпись на латыни. В девяти строках упоминаются вечный мир, императоры Диоклетиан, Максимиан и Констанций и постройка крепости в конце 3 в.
В подземном помещении в Хурбат-Алиме (близ Мареши) была обнаружена уникальная свинцовая гиря с ивритской надписью квадратным шрифтом: «Шим‘он бен Косиба неси Исраэль у-фарнасо» (`[перес] Шим‘она бар Кохбы, вождя Израиля, и его парнаса`); перес — мера веса (см. Веса и меры), парнас в то время был, видимо, чиновником, отвечавшим за правильность мер и весов.
Византийский период (396–636). Мозаичные полы 5–6 вв. с украшениями были открыты в Нахарии, Геродионе, Хирбат-Бурейке (близ Кфар-‘Эциона), в киббуцах Маген и Киссуфим (в западном Негеве; мозаика изображает охотника, возможно, Александра Македонского).
Две синагоги 5–6 вв. обнаружены в Ма‘оз-Хаиме и близ Тель-Рехова (см. Рехов). В последней имеется уникальная надпись — 29 строк галахических (см. Галаха) законов относительно субботнего года; это самый ранний из известных списков халахот из Тосефты и Иерусалимского Талмуда.
«Охранные» раскопки возле киббуца Сдот-Ям обнаружили мощную городскую стену и ворота — часть укреплений Кесарии. В Хирбат Бет-Лое (к юго-востоку от Бет-Гуврина) раскопан большой монастырский комплекс; в орнаменте великолепного мозаичного пола церкви используются геометрические элементы и животные мотивы.
С 1986 г. велись новые раскопки в Бет-Шеане (Скитополис); город реконструировали, что сделало его значительным туристическим центром. В экспозиции упор сделан на римский и византийский периоды, показаны памятники и планировка города. Среди главных археологических памятников — амфитеатр на пять–семь тысяч зрителей, термы (бани), одеон (малая аудитория) и театр на шесть тысяч мест, наиболее сохранившийся в Эрец-Исраэль. Длинная улица с колоннами ведет к фасаду храма и другим монументам. Есть также римская колоннада и византийская улица.
В Мамилле (район Иерусалима) были вскрыты небольшая часовня и склеп рядом с ней. На простом мозаичном полу — греческая надпись с молитвой о спасении людей, чье имя знает лишь Бог. Видимо, в склепе похоронено значительное число христиан — жертв преследований при персидском правлении (614), о чем рассказано в писаниях отцов церкви.
От арабского завоевания до падения королевства крестоносцев (636–1291). Три мозаики на полу (середина 8 в.) были открыты в богатом жилом доме в Рамле. Здесь изображен михраб (ниша в стене мечети, ориентированная в сторону Мекки) и приведен стих из Корана. Это один из редких образцов раннего арабского мощеного пола и единственный с надписью на нем (см. выше); кроме того, это наиболее раннее из известных нам изображений михраба в искусстве ислама. На горе Сион была открыта башня с воротами. Была найдена также монументальная надпись на арабском языке (длиной 2,7 м), которая когда-то находилась над воротами. Она сообщает, что башня была построена в 1212 г. айюбидским султаном Дамаска ал-Маликом ал-Му‘аззамом, укрепившим Иерусалим; позже, однако, он разрушил стены города из опасения, что укрепленный город перейдет к крестоносцам. В Капернауме (Кфар-Нахуме) под полом дома периода Омейядов были найдены 282 золотые монеты этой династии. Клад монет был обнаружен также в руинах дворца Омейядов к югу от Храмовой горы в Иерусалиме.
РАСКОПКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГОРОДАМ
Иерусалим и его окрестности. Раскопки — и регулярные, и «охранные» — ведутся в Иерусалиме непрерывно. Это обусловлено ростом жилищного строительства, при котором часто обнаруживаются следы древней застройки. Было установлено, что постоянное население появилось в окрестностях Иерусалима примерно три тысячи лет до н. э. Здесь был богатый земледельческий район. Террасирование наметилось около двух тысяч лет до н. э. Позднее появились устройства для производства вина и оливкового масла. Было обнаружено поселение 1950–1800 гг. до н. э., могильник периода Первого храма. Над долиной Ге-бен_Хинном (см. Кидрон, Ад) обнаружены скальные погребения, среди находок — две тонкие серебряные пластинки, скрученные в маленькие свитки. На них выгравированы надписи — благословения (биркат-коханим) из Библии. Эти надписи на 500 лет старше самых древних из известных ранее библейских текстов и являются единственным библейским текстом времен Первого храма (7–6 вв. до н. э.).
В окрестностях Иерусалима обнаружен клад из 65 глиняных пломб (булл) с именами и титулами разных наместников персидской провинции Яхуд, как именовалась тогда Иудея (545–515 гг. до н. э.; см. выше), что представляет определенное значение, поскольку период недостаточно изучен. Найдены также две глиняные пломбы Александра Янная (103–76 гг. до н. э.) и девять скальных склепов времен Второго храма, в них 14 оссуариев. На месте одного из древнейших поселений во 2 в. н. э. располагалась богатая римская усадьба с двумя банями (термы); хорошо сохранились мозаичные полы. В ранний арабский период (7–8 вв.) ее сменила арабская усадьба. Руины во время землетрясения 749 г. были засыпаны землей с террас и таким образом сохранились до нашего времени.
В городе Давида (древнейшей части Иерусалима, к югу от стен Старого города) обнажились остатки древнего строения около трех тысяч лет до н. э., затем отрезки городских стен 18 в. до н. э. и остатки ханаанской крепости 14–13 вв. до н. э. На известковом полу одного из строений вместе с керамическими сосудами, бронзовыми и железными наконечниками стрел были обнаружены 50 глиняных пломб с еврейскими именами. Они обожжены в пожаре, сопровождавшем падение Иерусалима в 586 г. до н. э.
В Старом городе были найдены свидетельства, что Западный холм начал заселяться в 8 в. до н. э. и позднее был включен в городские стены. Продолжается расчистка широкой крепостной городской стены, возведенной около 700 г. до н. э. Оказалось, что так называемая арка Робинсона была частью монументальных ступеней, ведших к входу на Храмовую площадь. У подножья Двойных ворот южной стены Храмовой горы была расчищена площадь и ведшие к ней широкие ступени.
Был воссоздан план Старого города от царствования Ирода I и до разрушения Иерусалима Титом. Выявлены монументальные ворота и ступени, система водоснабжения, мощеные улицы, включая центральную улицу Кардо (`ось`), по обе стороны которой располагались лавки уже византийской эпохи. Отрыты также дворцы и мощеные улицы в нынешнем еврейском квартале, являвшемся в то время Верхним городом, где жила знать и зажиточные люди. В византийскую эпоху была возведена огромная церковь Неа (`Новая`), снабженная большими сводчатыми водными цистернами (в одной из них — посвятительная надпись, упоминающая императора Юстиниана, освятившего ее в 543 г.). В различных местах были обнаружены микве времен Второго храма.
Циппори. Расцвет Циппори относится к средне-римскому, позднеримскому и византийскому периодам (96–636). Большинство его населения составляли в то время евреи.
Раскопки в Циппори ведутся уже в течение нескольких лет. В первые сезоны провели расчистку римского театра и остатков большой виллы. В ее центральном зале — мозаичный пол редкостной красоты; на нем изображен бог вина Вакх. Датируется 2–3 вв. В последующие сезоны был определен общий план города, исследованы два больших здания: церковь-базилика и бани (термы) византийского периода. Прослежены две улицы с мозаичными тротуарами, обрамленные колоннами, по обеим сторонам сохранились помещения, где были лавки. Было расчищено несколько красивых мозаичных полов. Один — в большом общественном здании (50 м × 30 м), названном по теме мозаики Дом праздника Нила. Другой — в римской шестикомнатной вилле. Оба — 4–5 вв. Были обнаружены остатки небольшой синагоги (16,0 м × 6,5 м); ее красочный мозаичный пол хорошо сохранился. В центре — зодиакальный круг с квадригой бога солнца, но «сидят» в ней, помимо солнца, еще луна и звезда. К северу от квадриги — панели с изображениями, связанными с храмовым ритуалом, религиозные эмблемы и два льва, а к югу — сцены из рассказов о праотцах. Мозаика (6 в.) содержит более 20 посвятительных надписей, большинство на арамейском языке и две на греческом. К этому же периоду относятся большие бани (термы). Были продолжены раскопки театра. Найдено несколько водоемов, отрезки канализационных труб и многочисленные микве.
Тель-Дан. Раскопки ведутся с 1960 г., в 90-е гг. они сочетались с работами по реставрации и консервации.
Были завершены раскопки тройных городских ворот. Они сложены из сырцового кирпича и великолепно сохранились; все три арки стоят целиком, возвышаясь на семь метров. Датируются 1775–1725 гг. до н. э.
Были обнаружены хозяйственные ямы раннего еврейского поселения; дома следующего горизонта (археологического слоя) были преданы огню в середине 11 в. до н. э.
В 1993 г. был найден большой фрагмент стелы с надписью на арамейском языке (древнеханаанским письмом), в которой упоминаются «царь Израиля» и бет Давид (`дом [то есть династия] Давида`). В 1994 г. обнаружены еще два фрагмента этой же стелы; сохранившийся на них текст позволяет предположить, что в надписи, помимо прочего, речь идет об убийстве царя Израиля Иехорама и царя Иудеи Ахазии. Таким образом, впервые обнаружилось эпиграфическое свидетельство историчности библейского царя Давида и соответствующих событий, описанных в Библии (II Цар. 9:1–28; см. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк); это открытие вызвало оживленную дискуссию.
Продолжались исследования сложной истории знаменитого «высокого места» (бама) и горизонтов 9–8 вв. до н. э. Была найдена посвятительная надпись на греческом и арамейском языках и в ней фраза: «Богу, который в Дане»; она датируется 200 г. до н. э. и свидетельствует, что Дан продолжал сохранять свое культовое значение и в эллинистический период.
Тверия. Гора Береники. Раскопки последних лет концентрировались на вершине горы Береники (200 м над озером Киннерет), где была до конца расчищена большая церковь (48 м × 28 м) — базилика, построенная в дни императора Юстиниана (526–527) одновременно с крепостной стеной города. Весь комплекс включал жилые помещения, большой водоем и давильню для производства оливкового масла. В церкви под алтарем был найден покрытый каменной плитой большой базальтовый блок (1,1 м × 0,85 м) весом в полтонны, подобный по форме и другим признакам якорям первой половины 3 тыс. до н. э. Церковь была оставлена после арабского завоевания в 638 г. и затем разрушена до основания землетрясением 749 г. Она была отстроена заново по прежнему плану, с мозаичными полами и с якорем во второй половине 8 в.; это единственная найденная в Израиле церковь, построенная во времена Аббасидов. Крестоносцы, завоевав Тверию, укрепили церковь и пристроили колокольню; к этому периоду относится обломок фрески с ликом неизвестного святого. Вскоре после разгрома крестоносцев (1187) церковь была заброшена и в конце 13 в. или в начале 14 в. полностью разрушилась.
Тель Микне-‘Экрон расположен на границе между Иудеей и Филистией. Экрон известен из Библии, а также из ассирийских и вавилонских источников как один из пяти филистимлянских городов, который существовал с 4 тыс. до н. э. по 6 в. до н. э. Регулярные раскопки велись в 1984–1993 гг. Главная цель — изучение филистимлянской культуры. Установлено, что уже в позднебронзовый период Экрон стал большим развитым городом, но был разрушен с появлением «народов моря». В первой трети 12 в. до н. э. в нем поселились, судя по находкам характерной для них керамики, филистимляне. Вырос новый, хорошо укрепленный и спланированный город. Таким образом был окончательно решен вопрос о времени прихода филистимлян в Ханаан.
С начала 10 в. до н. э. во всех областях жизни города начало сказываться иудейское, финикийское и египетское влияние. Было найдено 16 надписей, язык и письмо которых финикийско-ивритское, множество культовых фигурок животных и богинь — в финикийском и иудейском стиле. Экрон последовательно завоевывался Иудеей, Ассирией и Египтом. Были найдены три ручки характерных иудейских кувшинов с клеймом ла-мелех (`принадлежащий царю`; на одной — ла-мелех Экрон) и сосуды-мерки для раздачи пищевых продуктов. Главное занятие жителей — производство оливкового масла, особенно в период 700–630 гг. до н. э., после завоевания города Ассирией. Экрон был главным центром всего Ближнего Востока по выработке масла. Был обнаружен ряд сооружений, предназначенных для этой цели, и в каждом из них — характерный израильский «рогатый жертвенник», что, как и тип давильни, свидетельствует об участии израильтян в производстве. Предполагается, что во время пленения ассирийского (8 в. до н. э.) жителей Северного (Израильского) царства, специалистов по производству масла, переселили в Экрон. В тех же зданиях было найдено много грузил от ткацких станков. Оливки обрабатывают лишь четыре месяца в году, остальное время посвящалось текстильному производству. Многочисленные большие печи для обжига свидетельствуют о производстве керамических сосудов. О богатстве города говорят обнаруженные дворцы и храмы. Дома и укрепления, построенные из камня, привезенного из Иудеи, свидетельствуют об экономических связях.
В 603 г. до н. э. Экрон завоевал Навуходоносор и, в отличие от предыдущих завоевателей, полностью его разрушил. В горизонте этого времени было найдено шесть кладов. Один — набор железных земледельческих орудий — подтверждал предположение, что филистимляне первыми в Эрец-Исраэль начали использовать железо для практических целей. Пять остальных — богатейшие наборы серебряных предметов (украшений, слитков и т. п.).
О продолжении существования Экрона как небольшого городка свидетельствуют упоминания в Маккавеев книгах (147 г. до н. э.) и у Евсевия (4 в.).
Тель-Афек. Здесь велись многолетние раскопки. В 1990-е гг. были обнажены участки двух крепостных стен, несколько горизонтов жилых домов среднеханаанского периода (1950–1750 гг. до н. э.) — древнейшие доказательства возвращения к оседлому образу жизни в прибрежной полосе после длительного периода кочевничества, почти на 100 лет раньше подобного перехода во внутренних горных областях страны. Были раскопаны шесть сменявших друг друга дворцов (две тысячи лет до н. э.). Самым интересным оказался укрепленный дворец 18–17 вв. до н. э.; наиболее значительная находка в нем — шесть клинописных табличек, включавших шумеро-аккадско-ханаанский словарь, а также административные и литературные тексты. Дворец был сожжен около 1200 г. до н. э., по-видимому, «народами моря».
Тель-Дор. Здесь был найден целый набор культовых сосудов начала израильского периода, четырехкамерные монументальные городские ворота позднего израильского периода, просуществовавшие до 8 в. до н. э., и много привозных сосудов того же периода. Новые двухкамерные ворота были разрушены вместе с крепостной стеной в 5 в. до н. э. (персидский период). Обнаружены мощные укрепления эллинистического периода, храм римского периода и церковь-базилика 4 в. (византийский период; см. Дор).
Гамла. Большим событием было установление местонахождения города Гамла на юге плато Голан. Гамла сыграла ведущую роль в восстании против Рима. За 10 лет раскопок расчищены жилые дома, давильни, микве и синагога, одна из древнейших в Эрец-Исраэль. Мелкие находки включали оружие, наконечники стрел и части одежды римских воинов.
Мареша. При раскопках в коридоре большого подземного комплекса был найден идумейский брачный договор на арамейском языке — видимо, черновик, написанный на большом черепке (14 см × 11 см) глиняного сосуда, древнейший из известных в Эрец-Исраэль; он частично заполняет разрыв между документами из Элефантины в Египте (5 в. до н. э.) и документами из Иудейской пустыни (1–2 вв.).
Лахиш. Раскопки в Лахише, одном из крупнейших городов Ханаана, завершили исследование дворца, разрушенного около 1575 г. до н. э. Был обнаружен храм с большим залом (16,2 м × 13,2 м) позднеханаанского периода (1550–1200 гг. до н. э.). С вторжением израильтян около 1200 г. до н. э. город и храм были разрушены пожаром. Исследования установили историю города со дней Рехав‘ама (10 в. до н. э.) до его разрушения Санхеривом в 701 г. до н. э. Впоследствии город был восстановлен, окончательно его разрушили вавилоняне в 586 г.
Гезер. Раскопки обнаружили богатую могилу 14 в. до н. э. и в ней — саркофаг в эгейском стиле. Была закончена расчистка монументальных городских ворот, идентичных воротам в Мегиддо и в Хацоре. Были идентифицированы руины города, завоеванного Хасмонеями в 142 г. до н. э. Поверх его вырос новый город, просуществовавший около 40 лет.
Арад. В сезоны раскопок 1990-х гг. был обнаружен большой водный резервуар, обслуживавший город в раннебронзовый период. Было продолжено исследование жилых кварталов.
Ашкелон. Раскопки 1985 г. обнаружили скелеты сотен собак разного возраста, погребенных в течение сравнительно короткого времени, — единственное в своем роде захоронение. Датируется персидским периодом.
Евреи в мировой археологии
Классическая археология. Археология начала оформляться как научная дисциплина в начале 19 в., главным образом в странах Центральной Европы. Первое время она ограничивалась изучением сохранившихся памятников античного мира — Греции и Рима, имевших художественную ценность, не прибегая к помощи раскопок. Первыми евреями-учеными, выдвинувшимися в области так называемой классической археологии во второй половине 19 в., были три немецких еврея: Генрих Хейдеман (1842–1895), Густав Хиршфельд (1847–1895) и Отто Хиршфельд (1843–1922), занимавшиеся больше историей, чем археологией. В области нумизматики выдвинулся работавший в университете в Цюрихе Берендт Пик (1860–1940). А. Фуртвенглер (1853–1907), профессор археологии Пражского университета, прославился как специалист по монументам. В. Дерпфельд (1853–1940) первый установил, что жилые холмы (тели) состоят из ряда залегающих одно над другим наслоений (жилых горизонтов), и он одним из первых начал разрабатывать научную методику ведения раскопок. В. Клейн (1850–1925) был известен как специалист по расписным аттическим вазам. Ф. Викхоф (1853–1909) и А. Ригл (1858–1905) были первыми, применившими культурно-исторический метод в интерпретации изменений художественного стиля в различные эпохи и в различных культурах.
В странах Западной и Северной Европы интерес к археологии стал пробуждаться позднее. Среди археологов Англии выдвинулись сэр Чарлз Уолстон (1856–1927), преподававший в Кембриджском университете и возглавлявший Американскую археологическую школу в Афинах, и нумизмат Чарлз Зельтман (1886–1957). Во Франции наиболее известными еврейскими археологами-античниками были А. Коэн (1808–1880), издавший семитомный каталог монет Римской империи, и два брата Соломон (1858–1932) и Теодор (1860–1928) Рейнак. В Италии выдвинулись археологи А. делла Сета (1879–1944), возглавлявший итальянскую школу в Афинах, и Доро Леви (1898–1991), специалист по мифологии и истории религии.
С приходом к власти нацистов в Германии евреи-археологи эмигрировали в Западную и Северную Европу и США. Среди тех, кто оставил Германию, были, в частности, К. Леман (1894–1960), Берта Сегаль, крупный специалист по древним драгоценностям и украшениям, и два видных нумизмата — В. Швабахер и Г. Кан. Из уроженцев Америки выдвигаются Хетти Гольдман и Саул и Глэдис Вайнберг. В начале 20 в. меняется коренным образом характер археологической науки, начиная постепенно приближаться к современному. Все более оценивается значение археологических находок и производятся первые, весьма беспорядочные вначале, раскопки. Особое внимание уделяется странам Древнего Востока и пробуждается интерес к доисторическим периодам.
Археология Востока. В области археологии Древнего Востока еврейские ученые стали занимать видное место в конце 19 в. – начале 20 в. Среди египтологов особенно известны Людвиг Борхардт (1863–1938), проведший раскопки в Эль-Амарне, и Георг Штейндорф (1861–1951); В. Шпигельберг (1870–1930), специалист по демотическим папирусам, и Элиз Баумгартель (1892–1975), специалист по доисторическому Египту. Одним из самых выдающихся еврейских ученых в области археологии Передней Азии был Хенри Франкфорт (1897–1954), исследования которого охватывали Месопотамию, Анатолию и Иран. В этой же области работал и Эрнст Херцфельд (1879–1948). Важное значение для ближневосточной археологии имели труды Сэмюэла Ноаха Крамера (1897–1990), крупнейшего американского шумеролога. П. Длугач провел большие раскопки в Месопотамии. Р. Д. Барнет (1909–86), английский еврей, директор отдела западноазиатских древностей в Британском музее — большой специалист по древней глиптике, сфрагистике и рельефам Месопотамии. Главной заслугой знаменитого Сайруса Гордона (1908–2001) являются его труды по ханаанско-угаритской мифологии и угаритскому языку. Макс фон Оппенхейм (1860–1946) провел раскопки в Тель-Халафе. А. Спайзер прославился трудами по хурритам и их языку и раскопками в Тепе-Гавра (1936–37). Стефан Пжеворский (1900–1940), один из крупных специалистов по археологии Сирии, Анатолии и Месопотамии, был убит нацистами в Польше. Французский еврей Р. Гиршман (1895–1979) прославился своими раскопками в Иране после Второй мировой войны. Среди евреев-археологов, занимавшихся исследованиями других областей Азии, следует отметить прежде всего английского ученого сэра Марка О. Стайна (1862–1943), многолетние исследования которого в Восточном Туркестане имели исключительное значение. В СССР значительный вклад в археологию Средней Азии внесли А. М. Беленицкий, Б. А. Литвинский и Б. Я. Ставиский.
См. также: Синагога, Надгробие и Искусства пластические.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ